Разговоры о том, что городу крайне необходим новый генеральный план развития, ведутся давно. Каждый год мы слышим обещания, что вот-вот Луганск заживет по-новому. И вот, на последней сессии горсовета (две недели назад) разработчики генплана наконец-то представили депутатам основы перспективного развития города на ближайшие десятилетия. Для чего же нужен Луганску этот документ, и какие «генеральные» планы в нем заложены?
ЗАЧЕМ?
Во-первых, генеральный план определяет, каким Луганску быть в дальнейшем: будет он развиваться как промышленный центр или как транспортный узел, а, может быть, он станет городом-садом?
Еще поселок Луганский Завод строился по заранее намеченному плану. Первая его улица, Английская, а ныне улица Даля, застраивалась стандартными одноэтажными коттеджами. По плану позднее застраивались улицы Почтовая, Пушкина, Петербургская, а на окраины выносились фабрики, заводы…
Но в последние годы Луганск «жил» и развивался бездумно и беспорядочно. Все потому, что последний по счету Генплан города был разработан и принят еще в 1977 году. Срок его действия закончился в 2002-м. С тех пор тема хаотичной застройки стала самой актуальной для Луганска.
– В горсовет часто обращаются предприниматели по поводу строительства новых киосков, подъездов к предприятиям, расположенным на первых этажах жилых домов. Иногда эти строения, особенно в центре, мешают благоустройству города, его внешнему виду. По закону, если они обращаются, мы эти вопросы должны рассматривать, выносить на сессию и принимать решение – разрешать или отказывать. Но когда нет Генплана, то очень сложно людям отказать, – пояснял заместитель городского головы Луганска Манолис Пилавов. – Генплан должен помочь навести порядок в процедуре выдачи земельных участков в Луганске.
Во-вторых, сегодня Луганск хоть и считается областным центром, но статусу «крупного города» уже давно не соответствует. «Крупным» считается город с населением более 500 тысяч человек, в Луганске же на данный момент – всего 441 тысяча. И, по демографическим прогнозам, на ближайшие 25 лет с такими темпами рождаемости, как у нас, численность населения ожидается в пределах 460-ти тысяч. Чтобы исправить сложившееся положение вещей, нужно укрупнять город и решать проблему привлечения молодежи в областной центр.
Итак, Генплан призван решить ряд важных задач: разработка социально-экономической и градостроительной концепции развития города в условиях переходной экономики, обоснование основных параметров – численность населения, объемы жилищного строительства, необходимые территории.
ВШИРЬ И ВВЫСЬ
Тендер на разработку стратегически важного документа выиграл проектный институт «Луганскгражданпроект». На данный момент Генплан находится в стадии завершения. Впервые он разработан в электронном виде, что упрощает работу по его реализации и созданию системы градостроительного кадастра города.
Что же в нем
запланировано?
Вопрос первый – «укрупнение» города. Для этого решено расширить его на 3 тысячи гектаров за счет включения в границы областного центра города Александровска, поселков Юбилейный, Дзержинского, Фабричный и Роскошное. Основную часть дополнительных земель Луганск получит за счет Лутугинского района. Кроме этого, территорией города станут земли Станично-Луганского, Славяносербского и Краснодонского районов.
Вопрос второй – привлечение молодежи в Луганск. Эту проблему можно решить двумя способами: развитой образовательной структурой (именно города-университеты признаны во всем мире самыми динамично развивающимися) и обеспеченностью работой и жильем. Если с первым «способом привлечения» у нас все в порядке, то вторую проблему нужно решать незамедлительно. По словам главного инженера проекта института «Луганскгражданпроект» Владимира Журавлева, в настоящее время в Луганске более 8,7 миллиона квадратных метров жилья, а средняя обеспеченность жильем составляет 19 кв. метров на человека (необходимо не менее 25 кв. м на человека). Поэтому Генпланом предусмотрено строительство в городе нового жилья в объеме 3 млн. 285 тыс. квадратных метров. При этом обеспеченность луганчан жильем составит в среднем 27,4 кв. метра на человека. Для строительства понадобится 1820 га земли.
Предполагается, что Луганск будет развиваться в двух направлениях – западном и южном. Именно здесь город готов выделить инвесторам территорию под строительство жилых массивов. В частности, основными площадками для жилищного строительства определены: пос. Видное, пос. Терновое, микрорайон Марьевский, микрорайон Острая Могила, пос. Восточный-2, жилой район Западный и пос. Вольный.
Из самых «реальных» к воплощению в жизнь – застройка микрорайонов Западный (в районе «METRO» и «Эпицентра»), где предусмотрено строительство домов по президентской программе «Доступное жилье», микрорайона Острая Могила, где на данный момент уже ведется строительство, и жилых районов Марьевский и Видный-4, эскизный проект которых, по словам чиновников, уже разработан. Строительство станет продолжением существующего индивидуального сектора в районе ипподрома. Ориентировочная численность населения тут будет достигать 14 тысяч человек. Здесь не предусмотрено строительство крупных супермаркетов и торговых центров, потому что район спальный и рассчитан на смешанную застройку с максимальной этажностью высотных зданий в 9 этажей, строительство маленьких магазинов, школ, детских садов, поликлиник.
При этом руководитель проекта Генплана Леонтий Барилюк подчеркнул, что вопросом строительства жилья необходимо заниматься серьезно, так как при существующих темпах строек в Луганске запланированные миллионы квадратных метров жилья будут возводиться лет сто.
МЫ НОВЫЙ ГОРОД
ПОСТРОИМ НА МЕСТЕ
СТАРОГО
Еще одно направление Генерального плана – это реконструкция старых микрорайонов. То есть предполагается «освободить» центр города от старых домов с истекшим амортизационным сроком и построить на их месте новое жилье.
Проектом предусмотрены следующие площадки реконструкции: городок Щорса, Стандартный городок, квартал в районе пересечения улиц Сосюры и Ленина, Новый городок (в районе пересечения улиц Градусова и Гудованцева), жилой квартал между улицами Ленина и Луначарского (эстакада) и 1-й микрорайон (район ж/д вокзала).
– Четкое определение в Генплане реконструкции микрорайонов поможет решить проблемы, возникающие с жителями близлежащих домов при ведении строительства на внутриквартальных территориях. Ведь оно неизбежно будет проводиться в центральной части города, и, как показывает опыт других городов, мы никуда от этого не уйдем. При этом строительство будет проводиться только в соответствии с существующими нормами, а также выдаваться разрешение на его проведение будет с обязательной заменой всех сетей в близлежащем районе. Таким образом, мы сможем решать проблему замены обветшавших коммуникаций в старых кварталах города, – поясняют руководители горсовета.
ОТ МЭРА КАМБРОДУ
В проекте генплана сохранено также промышленное зонирование города, но на перспективу предлагается вынос существующих площадок 16 предприятий и цехов за город.
В частности, специалисты говорят об экологической целесообразности переноса Луганского трубного завода, Эмальзавода и Литейно-механического завода после срока амортизации их основных фондов.
Правда, тут же планируют строительство мусороперерабатывающего завода прямо в черте города, а именно в Камброде, на территории бывшей военной части. Кстати, по этому поводу звучало много нареканий от депутатов в адрес проектировщиков. Но, несмотря на протесты, изменения в генплан пока так и не внесли. Говорят, все зависит от того, какого уровня будет данное предприятие. Например, в Европе известны случаи, когда мусороперерабатывающий завод находится практически в центре города, при этом он не представляет никакой угрозы ни жителям, ни окружающей среде. Поэтому, прежде чем строить подобный завод в Луганске, нужно тщательно изучать проект.
ЭХ, ДОРОГИ…
Изменения коснутся и транспортной системы Луганска. Генеральным планом предполагается реконструкция магистралей и транспортных перекрестков города, обустройство развязок в разных уровнях, а также строительство новых дорог.
Наконец-то в планах появилась объездная дорога вокруг Луганска: с «Бахмутки» мимо «METRO» и «Эпицентра», через новый микрорайон Западный, далее вокруг южных кварталов, по улице Победоносная на ул. Лутугинскую, потом предполагаемая магистраль пересекает зеленую зону, выходит в районе Острой Могилы, затем по улице им. Гастелло и дальше на восток, где соединится с объездной дорогой, которая, по плану, должна появиться на правом берегу Северского Донца.
Несколькими радиальными и кольцевыми дорогами хотят свести воедино восточные кварталы и новостройки западного и южного микрорайонов с улицей Оборонной и новостройками на городке ЛВВАУШ.
Для увеличения пропускной способности магистралей в центральной части города предполагается также строительство ряда подземных транспортных тоннелей: по улице Советской, по Коцюбинского, по улице Буденного и в районе пересечения улиц имени Газеты «Луганская правда» и Оборонной.
Кстати, по заявлению директора НПФ «Градинвест» Юрия Маковийчука, который знакомил депутатов Луганского горсовета с перспективами магистрально-транспортной системы города, основной акцент в развитии городского пассажирского транспорта будет сделан на расширении сетей троллейбусного и трамвайного сообщения. При этом он ни слова не сказал о переносе трамвайных путей с улицы Оборонная, о чем неоднократно говорили в последнее время городские власти. Более того, в новом Генплане внимание акцентировано на необходимости реконструкции этой самой линии, но никак не на ее переносе. И даже планируется продление трамвайной линии от «больничного» городка до новых микрорайонов Терновое и Видное. А в Западном микрорайоне запланировано продление троллейбусной линии до квартала Мирный.
Новый путепровод по улице Луганской Правды, соединяющий центр с западными кварталами, тоже нашел отражение в Генплане.
КАЖДОМУ ПО ПАРКУ
Большое внимание в документе уделено вопросам озеленения нашего города. Ведь на сегодняшний день на одного луганчанина приходится всего 5,5 кв. м парков и скверов, а по нормам положено как минимум 14 кв. м.
Согласно Генплану площадь нового зеленого строительства общего пользования должна составить 1113 га, при этом норма «зелени» будет увеличена до 21,4 кв. м на одного жителя.
Для этого предлагается провести работы по обустройству ныне существующих парков и скверов, а также строительство новых. Будут созданы городские парки в районе Луганского водохранилища (с.Роскошное), по улице Фрунзе, в городе Александровске и в поселке Юбилейный. Будут восстановлены и обустроены парки им. Горького и 1-го Мая. Кстати, в районе парка 1-го Мая предусматривается обустройство реки с усилением ее рекреационных функций. Другими словами, здесь хотят воссоздать городской пляж, который, к слову, был запланирован еще в прошлом Генплане Луганска от 1977 года.
Появится в Луганске и свой «спортивный» парк – на склонах Калмыцкого Яра (между Заречным и Южным кварталами).
Центральный городской парк будет на базе лесного урочища «Острая могила». По замыслу мэрии этот парк должен стать настоящим украшением города. Он раскинется на 150 гектаров.
– Здесь будут карусели, детские площадки, летний театр и даже спорткомплекс, – рассказывает первый заместитель городского головы Манолис Пилавов.
Все отлично, только есть одно «но»: территория, примыкающая к улице Оборонной (так называемая «первая линия»), согласно представленному общественности проекту парка, будет застроена гипермаркетами, автосалонами и торгово-развлекательными комплексами. Сейчас на этом месте дубовая роща, которая снабжает кислородом луганчан вот уже 50 лет. И зеленых насаждений от того, назовут эту часть леса парком или сквером, в городе не добавится. Более того, после «облагораживания» парка деревьев в округе города наоборот станет меньше на 37 гектаров (именно столько планируется вырубить под застройку).
Еще множество «радужных перспектив» запланировали городские власти. Однако не нужно забывать, что Генплан – это всего лишь план, а воплощение представленных в нем идей зависит от множества факторов. И в первую очередь – от инвестиций и размера городского «кошелька».
– Мы предлагаем городу только свое видение того, каким должен быть Луганск, а каким он будет – покажет время, – говорит главный инженер проекта «Луганскгражданпроекта» Владимир Журавлев.
Светлана БОНДАРЕВА
5 травня 2014 року в Бердянську був створений батальйон патрульної служби міліції особливого призначення «Азов».… Read More
Олексій Алчевський — український банкір, фінансист-реформатор, промисловець, меценат, засновник гірничих і металургійних підприємств на Донеччині… Read More
25 квітня Верховна Рада України проголосувала за закон «Про внесення змін до Кодексу законів про… Read More
Випадки насильницьких зникнень та свавільних затримань українців на тимчасово окупованих територіях стають все більш масовими… Read More
Окупанти здійснюють жорстоку політику репресій, спрямовану проти мирного населення на тимчасово окупованих територіях. Їхня мета… Read More
Болткова Ірина Іванівна — родом з Сєвєродонецька, за освітою економіст. Тривалий час працювала у приватному… Read More
This website uses cookies.