Янукович и пустота
Публичный имидж – залог карьерного успеха и долголетия любого политика. Если же речь идёт о президенте страны, то имидж – дело государственной важности, поскольку является одной из составляющих легитимности политической системы. Если Президент стал изгоем в глазах граждан, это становится пятном не только на его собственной репутации, но и на репутации страны в целом. Об этом и многом другом нас заставил задуматься визит Виктора Януковича в Луганск, состоявшийся 20 июня.
В тот день Луганск можно было сравнить разве что с Москвой во время прошлогодней инаугурации Владимира Путина – в угоду виновникам торжества центральная часть обоих городов была тщательно «зачищена» от местных жителей. Что и говорить, с луганчанами поступили довольно грубо: центр города был перекрыт, нельзя было даже сидеть на лавочках в парке у обладминистрации, сотням людей пришлось торчать в пробках или в спешном порядке планировать окольные маршруты. Такие сверхмеры предосторожности ещё можно было бы понять в каком-нибудь Тернополе, где у каждого встречного-поперечного может быть припрятано «тупое тяжёлое» яйцо. Но откуда такое недоверие к луганчанам, доказывающим свою преданность Партии регионов уже добрый десяток лет?!
Впрочем, обижаться луганчанам не стоит – похоже, Виктор Фёдорович не доверяет всем украинцам в равной степени. Например, на крещенское богослужение в столичном Свято-Покровском соборе он явился в сопровождении 15 телохранителей, не считая целой толпы сотрудников Госохраны со всеми вытекающими последствиями: пробками на близлежащих улицах и «задвинутыми» прохожими и прихожанами. Даже сквозь живой коридор монахинь (!) во время молебна на Владимирской горке в декабре прошлого года Янукович проходил в сопровождении полутора десятка бодигардов. Нет привилегий и для детей. В феврале на выставке детского творчества гаранта нашей Конституции сопровождали 20 телохранителей и полсотни правоохранителей в штатском.
В этом отношении Янукович разительно отличается от своего предшественника, любившего дефилировать в непосредственной близости с народом. Но дело, конечно же, не в сравнениях, а в том, как мутировал публичный имидж Януковича. Вспомните Виктора Фёдоровича образца 2004-2005 годов: он не гнушался находиться в толпе избирателей, говорил на понятном им языке и вёл себя (по крайней мере, на публике), как первый среди равных. Даже сомнительное прошлое и грубоватая манера речи не портили его имидж, лишний раз подтверждая, что это тот самый «свой парень» из Енакиево, а не глянцевый медиа-болванчик или «мутный» обитатель политического закулисья.
Но с годами образ Виктора Фёдоровича сильно изменился – то ли изменился он сам, то ли его имиджемейкеры избрали новую стратегию, то ли ещё по каким-то причинам.
Общеизвестный факт: в Донбассе «наших сукиных сынов» любят до последнего, прощая им всё. Но чтобы оставаться «нашим» - не только по происхождению, но и «по нутру» - нужно об этом напоминать. Чиновника, заслонившегося от своих избирателей широкими спинами бодигардов, будут бояться (эких мордоворотов держит!), а вот любить – вряд ли.
И дело тут, конечно, не в потерянном в пробке времени, а в нарастающем чувстве дистанции. Сделать имидж Януковича более «человечным» могла бы его супруга. Не будучи эффектной «светской львицей» и рафинированной представительницей элиты, Людмила Александровна в имиджевом плане всё ещё ближе к Виктору Фёдоровичу «майданных» времён. То, что её можно увидеть в каком-нибудь донецком супермаркете в сопровождении одного (!) охранника, вполне соответствует западным правилам хорошего тона. У них королева в метро, у нас – первая леди в «Ашане» - и уже только за это последней можно простить буквально всё. Но и этот козырь практически безвозвратно утерян – слишком уж редко (и протокольно) супруги появляются на публике вместе.
Впрочем, поведение Януковича – закономерное продолжение стиля работы Партии регионов в целом. Ни для кого не секрет: даже там, где можно сделать всё «по любви», ПР предпочитает платить или использовать админресурс. Разнарядки для университетов и бюджетных учреждений, автобусы с «гастролёрами» и прочие приёмы работы с людьми «в ручном режиме» уже никого не удивляют, ведь информация тут же просачивается в СМИ. Да и многие участники мероприятий не особенно стесняются рассказывать о том, что привело их на тот или иной митинг. Многолетняя же практика «добровольно-принудительной» мобилизации электората и вовсе выхолащивает отношения партии и граждан. Тот, кого хоть раз посылали на митинг по разнарядке и под запись, вряд ли поверит, что все остальные мероприятия организовывались иначе. Безусловно, присутствия энтузиастов никто не отрицает, вопрос лишь в пропорции к количеству «митингово обязанных»: 1:1 или, может быть, 1:10?
Собственно говоря, удивляет даже не использование технологий работы с массами. В подобном неоднократно уличали и оппозицию, и канувшие в Лету партии, и беспартийных политиков. Удивляет то, что Партия регионов не пользуется совершенно очевидными преимуществами. Учитывая её господствующее положение в Донбассе на протяжении последнего десятка лет, даже не слишком активная работа с людьми позволила бы собирать практически любого масштаба митинги безо всякого админресурса и прочей срамоты. Аналогичным образом Виктор Фёдорович 20 июня мог бы показать себя любимым (хотя бы базовым электоратом) Президентом, который улыбается прохожим и справляется у отдыхающих в парке об их чаяниях. Но нет – ни партия, ни взращённый ею президент не пожелали «заморачиваться» подобными мелочами и воспользовались стандартной схемой: когда люди нужны – пригоним, когда не нужны – прогоним.
Последствия такого стиля работы с публикой дадут о себе знать в 2015-м году. В конечном итоге, они будут зависеть от того, насколько долго мы можем хранить явно безответную любовь к «своим по нутру» и насколько неприемлемыми окажутся альтернативные кандидаты. Пока же остаётся лишь наблюдать, как Президент отдаляется от своего народа, окружая себя пустотой перекрытых дорог и оцепленных милицией площадей.
Фото пресс-службы Президента Украины