480 кг сміття і бренд-аудит: як активісти Маріуполя провели World Cleanup Day
Мариупольские активисты присоединились к акции мирового масштаба — Всемирному дню чистоты, который ежегодно проходит в третью субботу сентября. Цель акции — обратить внимание на загрязнение нашей планеты и очистить природные зоны от мусора.
В 2021 году акция охватила сразу две локации — в зеленой зоне на улице Азовстальской и на проспекте Металлургов возле реки Кальчик. Всего в ней приняли участие около 100 человек.
«Восточный вариант» тоже принял участие в уборке в разных городах Донетчины и Луганщины. Рассказываем, какие необычные мусорные находки удалось обнаружить во время уборки.
Телевизор, кегли, стационарный телефон
Перед уборкой координаторы акции World Cleanup Day провели волонтерам инструктаж по безопасной уборке, выдали рабочие перчатки и мешки для мусора.
Часть уборки проходила в Левобережном районе в зеленой зоне на улице Азовстальской, недалеко от многоэтажек. В хорошую погоду именно сюда люди приходят на пикники. Некоторые оставляют после себя мусор.
«В позапрошлом году мы делали такую же уборку. Находили унитаз, куски линолеума, ковер, элементы мебели. Понимаем, что люди целенаправленно, делая ремонт, вывозят строительный мусор в живописные места», — говорит координаторка акции World Cleanup Day от молодежного движения Let's do it, Ukraine! в Донецкой области Валентина Абалмасова.
Но она не исключает, что это могли сделать не сами люди, а предприниматели, которым они заплатили за вывоз мусора.
В этом году активисты нашли в траве и среди деревьев одеяло, телевизор, диск от колеса, стационарный телефон, детский набор кеглей, видеокассету. Были и опасные находки — использованный шприц с иглой.
Больше трудностей вызывает различный мелкий мусор — битое стекло, пакеты и крышки пластиковых бутылок, которые так долго пролежали на природе, что уже смешались с землей.
Но несмотря на все сложности люди с огромным удовольствием приняли участие в уборке.
«Мой последний опыт такой коллективной уборки был еще в школе. Тогда все это казалось “принудиловкой”, мне это не особенно нравилось. Став постарше, я стала более осознанно подходить к этому вопросу, потому что мне очень близко движение к уменьшению отходов. Многие говорят, что сначала нужно убраться у себя дома. Но Мариуполь — это наш дом, планета Земля — наш дом. И планеты “Б” у нас нет, поэтому нужно убирать тут», — рассказывает волонтерка Ольга Колодяжная.
За два часа людям удалось собрать более полутонны мусора. 480 килограмм отправились на полигон, 50 — на вторичную переработку.
Брендам нужен аудит
После уборки глава инициативной группы «Маріуполь Сортує!» (Mariupol Zero Waste) Наталья Гаецкая вместе с другими волонтерами провела бренд-аудит обнаруженных отходов.
Бренд-аудит — это анализ происхождения мусора, чтобы определить, отходов чьих брендов больше всего на улицах.
«Бренды производят большое количество отходов и не несут за это никакой ответственности. Мы знаем, что сейчас у нас в процессе разработки и принятия закон о расширенной ответственности производителей. Он предусматривает, что еще на этапе производства производитель будет нести финансовую и организационную ответственность за то, как мусор будет утилизироваться», — объясняет Наталья Гаецкая.
Собранные данные отправляются в центральный офис бренд-аудита.
«Мы в данном случае составляем рекомендации для Мариуполя, рассказывая, что нужно для нашего города, чтобы меньше отходов попадало на полигон и как вообще производить меньше отходов», — уточняет Наталья Гаецкая.
Она также подчеркивает: потребители могут сами влиять на лояльность брендов экологичным тенденциям.