Взрослые дяди играли в войну: несколько абзацев о современном казачестве
Писать обзор о казацких организациях, действующих на территории Луганской области – дело неблагодарное. Даже сами казаки путаются в точном количестве официально зарегистрированных организаций. По разным данным, их в области насчитывается от десяти до двадцати. "Восточный вариант" узнал о работе отдельных деятелей луганского казачества чтобы дать ответ на вопрос, а есть ли от них польза.
«ПОТОМОК СЕВЕРИНА НАЛИВАЙКА»
«Вот я показываю удостоверение полковника украинского казачества, в этом документе закреплено право ношения соответствующей казацкой амуниции и формы», – наш собеседник демонстрирует «книжицу», украшенную золотым тесненным «трезубцем»: носитель этого документа награждён орденом «Покрова Пресвятой Богородицы».
Ещё задолго до встречи с Валентином Кравченко нас предупреждали, что этот генерал, называющий себя «потомком Северина Наливайка» и мнящий себя выдающимся полководцем, страсть как любит раздавать и получать всяческие звания и награды. Предупреждения подтвердились. На интервью Валентин Кравченко, носящий звание верховного атамана организации с зубодробильным названием «Казацкий блок «Лугакий», пришел в парадном кителе, увешанном всевозможными наградами. При взгляде на весь этот «иконостас» в глаза бросились колодки, выпущенные к столетию Ленина и очередным годовщинам советской армии. Во время разговора генерал часто входил в раж и начинал оживленно жестикулировать.
«У нас сегодня в регионе, в каждом институте, в каждом ПТУ, школах имеются наши казацкие организации», - вдохновенно вещал Кравченко. Но после небольшой паузы признался, что такой многочисленности рядов удалось достигнуть за счет «оптового» приема, когда вместе с руководителем учебного заведения автоматически зачисляют и студентов. Назвать общее количество «завербованных» атаман отказывается. В одном из многочисленных интервью, говоря о численности своей организации, он ограничился туманной фразой «счет идет на десятки тысяч».
Примерно то же самое было сказано и нам: «Мы на сегодняшний день имеем больше 300 казацких организаций по всей области».
Со своим «бесчисленным воинством», в составе которого есть даже женские организации, Кравченко намерен «популяризировать отечественную историю», «возрождать казацкие традиции» и, что самое интересное, «сорудничая с силовыми структурами, поддерживать порядок и законность в стране». Последний пункт из вышеперечисленного перечня «лугакиевцы» реализуют в казачьих патрулях. По словам Кравченко, они уже успешно себя показали на многих массовых мероприятиях в областном центре. Остается только догадываться, в чем же заключается эта «успешность»: законных оснований на ношение оружия и применение силы патрульные не имеют и в обуздании особо буйных могут применять только дар убеждения, если, конечно, таковой имеется. Статистику «полезности», попросту говоря, данных, скольких хулиганов удалось обезвредить, генерал не предоставляет.
«Лугакий» - очень мощная сила, структура и она направляется мною, моим штабом, моим руководством в поддержку наших администраций, городской власти, облгосадминистраций, мэров, поселков, городов», - продолжал Валентин Ильич. Вот об этой «поддержке» стоит сказать отдельно.
До конца 2010 года Кравченко позиционировал себя пламенным сторонником тогдашнего президента, считавшегося гетманом всея Украины. Но ближе к президентской кампании изменил свои взгляды и переметнулся в стан «бело-сердечных». Его, агитирующего отдать голоса за Юлию Тимошенко, можно было наблюдать с бесчисленных биллбордов в областном центре. После победы Януковича атаман «Лугакия» безуспешно попробовал попасть в облсовет по списку «Партии местного самоуправления» и снова «переосмыслил» свои воззрения. Теперь уже он всё чаще высказывается в поддержку «бело-синих» руководителей.
ГЕНЕРАЛ-«АКАДЕМИК»
Будет несправедливым обвинять в конъюнктурности и раздувании рядов одного только Кравченко. Охотно грешит этим его бывший соратник,атаман «Академии украинского казачества», носящий генеральские погоны, Виктор Ткаченко. В недалеком прошлом эти два казацких деятеля выступали под одним знаменем, но вдрызг разругавшись, предали друг друга взаимной анафеме и принялись «возрождать вековые традиции», представляя разные организации.
Хотя разные «вывески» сути не меняют: подобно своему коллеге Кравченко, генерал Ткаченко часто произносит мантры о «духовном возрождении», «патриотическом воспитании» и прочих не менее важных для современного казацкого генерала понятиях.
«Мы возрождаем утраченные традиции, вековые традиции запорожского казачества. Мы вернулись к воспитанию молодежи через казачество, так как этот институт утрачен государством: у нас нет пионеров, у нас нет комсомольцев и эту нишу заполнило казачество», - заявлял главный «академик» области.
Продемонстрировать то, как казаки-«академики» заменили пионеров с комсомольцами должно было коллективное принятие в организацию 27 студентов Технолого-экономического техникума г. Брянки. На пороге учебного заведения генерала Ткаченко встречал «почетный караул», состоящий из подростков-студентов, обряженных в косоворотки, которые должны были, вероятно, символизировать вышиванки, и подпоясанных широкими поясами. Гостю выносили хлеб-соль. Само посвящение проходило в актовом зале. Среди почетных гостей – городской голова-«регионал» Николай Моргунов, как оказалось, тоже активный член казацкого движения.
Юноши-новобранцы, выстроенные на сцене, вначале демонстрируют навыки строевой подготовки, маршируя вразнобой. Потом, наконец, приходит черед посвящения: парни поочерёдно целуют знамя, крест, икону и получают удостоверение казака. Одним из новопринятых оказался юноша лет двадцати, представившийся Василием. Свежевыкрашенные волосы, пирсинг – своим внешним видом парень больше напоминает представителя одной из субкультур.
«Что знаешь о казачестве?» - спрашиваем юного казака. «Казачество, казачество», - словно готовясь к ответу на экзамене, бубнит молодой человек. «Я ничего не знаю», - после некоторой паузы отвечал юный наследник Байды Вишневецкого.
В тот вечер Василием и его однокурсниками укомплектовали кадровый полк «Брянка-Сечь», вручив руководителю учебного заведения атаманскую шашку.
О РАЗДАЧЕ ЗВАНИЙ
То, по какому принципу в большинстве отечественных казацких организиций присваивают очередные и внеочередные звания очень напоминает детскую игру. Обладаешь высшим образованием - при вступлении в казачество будешь как минимум майором; руководишь учебным заведением и тянешь в казачество всех своих студентов – точно будешь носить генеральские погоны.
«Такая политика полностью противоречит принципам Запорожской Сечи», - заявляет преподаватель истории Луганского национального университета Николай Бернадский. По словам историка, чинопроизводство, то есть система продвижения офицеров по служебной лестнице, среди сечевиков отсутствовало. На Сечи были выборные должности, а вот погон никто не носил. Нынешние казачьи генералы, говорящие о «возрождении вековых традиций», этого не знать не могли.
«Могло быть несколько кандидатур. За каждого агитировали доверенные лица, выходили на площадь и рассказывали о своем выдвиженце. Если казаки считали, что человек должности достоин, за него голосовали. Был ещё обычай: выбранный дважды отказывался и только на третий раз соглашался», - поясняет историк.
КАЗАК ИЗ ИВАНОВКИ
Одним из тех, кто отказался от присвоенного звания был атаман Мечетнянского куреня Сергей Кендзеерский, живущий в поселке Ивановка Антрацитовского района. В свое время принимавший его в казачество гетьман Николай Пантелюк вручил Кедзеерскому погоны куренного (звание, равносильное майору). Поначалу, выполняя распоряжение гетмана, Сергей обзавелся формой с офицерскими знаками отличия. Но потом спрятал ее в шкаф, сменив на более естественные для казака шаровары и вышиванку. Дух украинства в бывшем работнике колхоза проснулся в девяностых. Сергей рассказывает, что обращение в казачество стало для него своеобразным протестом против беззакония и бездуховности, господствовавших в последнее десятилетие двадцатого века.
Теперь иначе как «казак» в родном поселке его не называют. Односельчане узнают его по оселедцу и вышиванке. Принимая нас в своем доме, Сергей гордо демонстрирует недавние приобретения своей домашней библиотеки - большой двухтомник «Истории украинского казачества» и другие книги по украинской истории, подаренные побратимами из Киева и Львова.
«Не в кожного козацького генерала в Луганську є такі книжки, - гордо заявляет украиноязычный атаман. - Та що там?! Не кожен луганський генерал захоче таке читати».
Сотрудничества с казацкими организациями в областном центре у Сергея не вышло. Кендзеерский осудил их за бесконтрольную раздачу званий, наград и незнание украинского. Действительно, отметим, что атаман Мечетнянского куреня – единственный представитель украинского казачества, общавшийся с нами на государственном языке.
«Пани-генерали, окрім того, що начепили дуже широчезні лампаси на себе, навіть рідної мови не знають і спілкуються російською, маючи шеврон українського козака», - вздыхает Кендзеерский, вспоминая о своих луганских «коллегах».
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» ПОД РОССИЙСКИМ ФЛАГОМ
Было бы несправедливо проигнорировать в данном повествовании представителей донского казачества. Впервые автор этих строк встретился с ними весной 2009-го, во время реконструкции битвы за Луганск. Донские казаки областного центра взялись имитировать события девяностолетней давности, бой их предков, воевавших в составе Добровольческой армии Юга России с большевиками. В костюмированных «войнушках» задействовали почти все «Общество донских казаков Луганска». Даже атаман Василий Черепахин решил тряхнуть стариной и вместе с единомышленниками бегал по полю с бутафорской винтовкой. По словам лидера донских казаков Луганска, та реконструкция – один из немногих случаев, когда они одевают военную форму. В повседневной жизни, по утверждению Василия Черепахина, их костюмы не отличаются пафосом.
«Я не хочу хвастаться, но наше общество, это – единственная организация, в которой исторически точная казачья форма. Но мы её одеваем только на праздники. Мы очень дорожим ею, понимаете», - говорил донской атаман.
Общество донских казаков Луганска существует с 1992 года. С самого начала, говорит атаман Черепахин, они задались целью "возродить в современной Украине традиции Тихого Дона". В своей деятельности планировали опираться на этнических «донцов» областного центра и Станицы Луганской. Учитывая, что в прошлом земли Станично-Луганского района входили в состав Всевеликого войска Донского, единомышленники у «возрожденцев» нашлись. Сегодня «Общество донских казаков Луганска» - это около 30 активных участников вместе с женами и детьми. Их деятельность, утверждает Василий Черепахин, сведена к проведению историко-культурологических мероприятий, посвященных деятелям бело-казачьего движения и пропаганде истории и традиций донского казачества. Все это Черепахин почему-то называет патриотическим воспитанием.
С луганскими представителями украинского казачества Черепахин и его товарищи не дружат. «Я не хочу сказать, что это – наш местный шовинизм, но мы – потомственные казаки. А эти, называющие себя казаками, не являясь таковыми, ничего не могут они дать, кроме общих фраз. Как-то не интересно с ними, понимаете», - говорит атаман.
В ОЖИДАНИИ ЗАКОНА
А вот украинским казакам, не вызывающим энтузиазма у атамана Черепахина, очень интересно, когда в Украине наконец поступят по российскому примеру, приняв Закон «О казачестве», вот уже продолжительное время находящийся на рассмотрении в Верховной раде. Уж тогда, обещает седовласый атаман «Лугакия» Валентин Кравченко, казаки под его командованием, получив все законные полномочия, смогут помочь всем силовым структурам. Правда, нужна ли силовикам эта помощь, генерал не знает.
Олесь Доний – один из участников легендарной "революции на граните", организатор многочисленных акций в поддержку украинской культуры и по совместительству – народный депутат, как представитель патриотических сил должен был бы выступать активным лоббистом казацкого закона. Однако, делать этого не спешит.
"Надання привілеїв всім козацьким об’єднанням може заохотити авантюрний елемент, який не має ніякого відношення насправді до збереження традицій, але ще буде змагатися за привілеї особливий статус, а іноді просто за кокарди і лампаси", - прокомментировал депутат ситуацию, сложившуюся с непринятием Закона "О казачестве".
Как говаривал известный деятель недалекого прошлого, «маємо, те, що маємо». С одной стороны, принятие закона предоставит современным казакам одинаковую форму и значительно расширит их привилегии. С другой, нужно ли это тем, кто носит звездочки и лампасы только для того, чтобы потешить свои наполеоновские комплексы?! Поэтому не лучше ли, ради уважения к историческому прошлому, вообще не трогать воспоминаний о славной ватаге чубатых свободолюбцев и называться как-то по-другому?