Выборы по-лугански: монолит треснул
Выборы в Верховную Раду Украины благополучно завершились, и хотя голоса еще считаются, можно с уверенностью сказать, что правящей партии удалось сохранить доминирующее положение. Разумеется, впереди суды, более или менее масштабные вспышки гражданского возмущения по поводу всеми ожидаемых фальсификаций, но уже ясно, что революции не будет.
Однако не все у Партии Регионов прошло на этих выборах гладко – где именно у партии власти пошло «не так» мы и рассмотрим на примере Луганской области.
КРАСНАЯ ЖАРА
Выборы-2012 стали временем настоящего реванша для Компартии Украины, с 2004 находившейся в тени своего «старшего партнера» Партии Регионов. Коммунисты провели яркую предвыборную кампанию с обещанием «вернуть страну», украденную олигархами, нещадно эксплуатируя ностальгию по временам СССР. Такая популистская риторика нашла отклик в сердцах луганчан – коммунисты вполне могут рассчитывать получить от четверти до трети голосов местных жителей (на момент написания текста у КПУ было 25%).
Внутри области успех КПУ означает значительный удар по престижу Партии Регионов и лично Александра Ефремова. Несмотря на существовавшие в прошлой Раде и скорее всего предстоящие в новой договоренности между ПР и КПУ, в Луганской области коммунисты становятся главной оппозиционной силой и альтернативой всевластию регионалов. Поднимаются акции и лидера луганских коммунистов Спиридона Килинкарова, вошедшего в пятерку КПУ и многими рассматриваемого как преемника Петра Симоненко на посту главного коммуниста страны.
Положение коммунистов облегчается слабостью демократической оппозиции, так и не сумевшей найти ключик к сердцам избирателей Востока Украины. По предварительным результатам, Объединенная оппозиция едва набирает 5%. А свято место, как известно, пусто не бывает.
Однако у коммунистов и есть за что беспокоиться: кандидаты-мажоритарщики от КПУ имеют более чем скромные успехи. А это означает, как отсутствие по-настоящему ярких лидеров, так и то, что луганчане голосуют не столько за реальную КПУ с ее «обуржуазившимися» вождями, сколько за виртуальную мечту о возвращении в СССР. Сейчас Луганщина предоставила КПУ самый высокий кредит доверия КПУ по стране, если в парламенте коммунисты пойдут по хорошо знакомому им пути соглашательства с властью, поддержка коммунистов может смениться новым разочарованием и, как следствие, забвением для КПУ. Впрочем, как и когда в украинской политике мыслил стратегически?
ЧУЖИЕ ПРОТИВ ХИЩНИКА
Еще один захватывающий триллер, разворачивавшийся на глазах жителей Луганской области во время выборов, была схватка между кандидатами Партией Регионов и т.н. «командой Шахова». Пожалуй, это был самый серьезный вызов гегемонии Партии Регионов, так как стахановский предприниматель Сергей Шахов сделал ставку на выбивание кандидатов-регионалов на мажоритарных округах, совершенно не стесняясь в выборе средств. Вместо золотушных коммунистов и фриковатых национал-демократов, противниками регионалов стала свора совершенно беспринципных политиканов и пиарщиков, таких же как они сами. В ход шли кандидаты-двойники (и «шаховцы», и регионалы «расклонировали» друг друга), погромные листки, полностью посвященные очернению оппонента, «паленые» листовки, сообщавшие, что кандидаты-регионалы поздравляют жителей области с днем создания УПА, а кандидата по 112-му округу Юлия Иоффе и вовсе похоронили в день выборов, распространив листовки о его скоропостижной кончине. Регионалы в долгу не оставались: «команду Шахова» обвиняли в раздаче фальшивых денег избирателям, сборе паспортных данных с целью получения на них кредитов в банках, и в конце концов, на «шаховцев» спустили милицию.
Автор этих строк является избирателем на 109-м избирательном округе, где схлестнулись свежеиспеченный регионал Владимир Медяник (ранее бывший в команде КПУ) и один из кандидатов «команды Шахова» Александр Макаров, поэтому с методами ведения избирательной кампании знаком хорошо. В течение избирательной кампании мои соседи исправно ходили получать «полтинники» от «команды Шахова» и продуктовые наборы от команды Медяника. В последний день агитации по подъездам разнесли газету, в точности копирующую агитационную «Честную газету» Макарова, заполненную негативом по отношению к этому кандидату, а на домах появились уведомления от «горисполкома» о том, что поскольку Медяник проводил благоустройство территории, оплата за произведенные работы будут распределены между жильцами многоквартирных домов.
Доходящая до абсурда кульминация противостояния наступила в день выборов, когда возле избирательных участков в Ленинском районе выросли палатки с символикой «Продторга» («Продторг Советский» - это так называется «социальный» магазин, принадлежащий Медянику), в которых пенсионерам в награду за правильный выбор выдавали талоны на продуктовые наборы. Наблюдатели от оппозиции забили тревогу, после визитов милиции работа палаток была свернута.
Что это было на самом деле, остается непонятным: зачем было рисковать в день голосования, если, судя по результатам голосования, Медяник победил уверенно и с большим отрывом? Если принять за основу конспирологическую версию о «провокациях», яснее не становится: какой прок проводить такую дорогостоящую операцию дискредитации тогда, уже когда изменить мало что возможно (тем более, что подкуп избирателей сами избиратели встречают более чем благосклонно)?
В итоге протеже Шахова Александр Макаров проиграл своему конкуренту Медянику, а вот сам Шахов, баллотировавшийся по 107-му округу, шел «ноздря в ноздрю» со своим главным конкурентом - мэром Лисичанска регионалом Сергеем Дунаевым. Впрочем, успехи Шахова не внушают оптимизма – выходит, что составить конкуренцию гегемонам из ПР можно только путем наглого подкупа избирателей и циничных манипуляций.
ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ
Просчетом Партии Регионов оказалась и ставка на политически лояльных кандидатов в проблемных округах, вместо поддержки популярных проходных кандидатур отличающихся независимой позицией.
Так, в 104 –м округе официальным кандидатом от ПР стал Владимир Гончаров, вместо популярного Юбилейненского поселкового головы Владимира Струка. Несмотря на судебные преследования Струк пошел на выборы самовыдвиженцем и, по предварительным данным, «делает» Гончарова.
В 108-м округе замена харизматичного, но неугодного Ефремову регионала Ландика на более покладистого Терникова привела к тому, что самовыдвиженец Валерий Мошенский буквально «дышит в затылок» представителю «команды молодости нашей» Терникову.
Говорить об окончательных итогах выборов на этих проблемных для ПР округах рано – ведь как известно важно не то, как проголосуют, а то как посчитают. Возможно, впереди нас ждут судебные баталии по оспариванию результатов. Важно другое – бывший определяющим в течение многих лет принцип доминанты личной преданности вождю регионалов Александру Ефремову дал основательный крен. В этих условиях даже победа регионалов не является равной личному триумфу Ефремова – многие кандидаты в мажоритарных округах (Дунаев, Иоффе, Коваль, Чуб), изначально позиционировались как выдвиженцы конкурирующих с ефремовской групп влияния в ПР.
Парламентские выборы 2012 года основательно встряхнули луганский политикум – привычный монолит Партии Регионов дал трещины, выяснилось, что и в Луганской области политика может быть «местом для дискуссии». Пусть и нецензурной.
Фото с сайта Сегодня