ВЫБОРЫ -2010: БИТВА ЗА НАСЛЕДСТВО ЮЩЕНКО
Как бы ни оценивали политическую судьбу Президента Ющенко, но именно за его наследство сегодня идет борьба в стране, и не столько в фактической, «материальной» схватке за гетманскую булаву, сколько в сфере идей. Ведь оба претендента на высший пост, несмотря на поддерживаемую ими мифологию о том, что экс-президент – слабовольный и непрактичный мечтатель, в реальности считают его сильным политиком и стремятся повторить его успех.
В подтверждение этой точки зрения напомним, что и Янукович, и Тимошенко получали отставки от Ющенко; Янукович получил от Ющенко сокрушительное поражение в 2004, а Тимошенко испытала железный удар «мечтателя из Хоружевки» в последний год его президентства - кто знает, возможно, именно этот удар и стал фатальным для ее президентских амбиций.
Особенно ярко эти стремления проявились в Луганской области, в политической жизни которой выборы 2004 оставили очень яркий след, став своеобразным эталоном политической борьбы.
Информационная война: весьма показательно,что оба штаба, и Тимошенко, и Януковича, стратегически пытались подражать работе Ющенко в 2004. Сторонники ЮВТ стремились всячески актуализировать в сознании избирателей – три образа: репрессии, фальсификации и донецких бандитов. Учитывая, что в обществе в этот раз не было особой истерии, аргументы обеих сторон выслушивались без скрежета зубовного, а доступ обеих сторон к СМИ был равным, то шанс достучаться до избирателя были велик. Однако луганский штаб Тимошенко, что называется, перестарался, учитывая тот объем информации, который он вывалил на головы избирателей, сложно было поверить в то, что команду Тимошенко кто-то ущемляет и не дает ей агитировать. Тем более, что как ни крути – а команда Тимошенко была командой, за которой стояла центральная власть, и власть в регионе непопулярная, которой могли бы простить спокойную железобетонную уверенность, но не простили истерической взвинченности и агрессии. Потому тот ничтожный объем админресурса, который рискнули применить «тимошенковцы» (типа агитации угольных генералов), всерьез запугать никого не мог, а вот вызвать раздражение сумел.
Партия Регионов, будучи формально в оппозиции, но в Луганской области при власти воспользовалась этой двусмысленностью на полную катушку. То есть, с одной стороны – ресурсы, которыми располагал луганский штаб Януковича, мало походили на ресурсы преследуемой и гонимой политической силы, а с другой – при любой возможности сторонники Януковича могли ссылаться на давление со стороны власти и админресурса, практически воспроизводя риторику луганского штаба Ющенко в 2004 году.
В этом плане очень показательной была пресс-конференция в «междутурье» начальника штаба Януковича Александра Ефремова, по тональности очень напоминавшая выступления Алексея Данилова пятилетней давности, с той лишь разницей, что Данилов, изолированный тогдашней властью (тем же Ефремовым) от СМИ, обращался в своих гневных спичах, по сути, к самому себе, а Ефремову внимала масса журналистов из сочувствующих изданий.
Мобилизация избирателей: Одной из задач команды Тимошенко в Луганской области была аккумуляция всего протестного по отношению к гегемонии Партии Регионов электората. А первый тур президентских выборов показал, что он есть и немалый – суммарно речь шла о 17-20% избирателей. Кусок пирога был лакомый, однако, уже появившиеся на сайте Центризбиркома данные о результатах подсчета голосования в Луганской области свидетельствуют, что высота осталась не взятой. Разочаровавшиеся в Януковиче луганчане так и не полюбили Тимошенко, а потому все надежды, что голоса Тигипко и Яценюка отойдут ей, оказались утопией. Избирателями Тимошенко, в нашей специфической ситуации, так и остались в большинстве сторонники «помаранчевой революции», голосовавшие в 2004 за Ющенко. А вот с этим резервом луганские соратники Тимошенко надо сказать поступали крайне неосторожно, в стремлении завоевать чужого избирателя, они совершали шаги на грани фола – типа расклеивания листовок с договорившимися Тимошенко и Путиным, чем отпугивали своего, «родного» избирателя, и вызывали неприятие столь грубым «впариванием» у «чужого».
Неприятие же Тимошенко протестным электоратом Луганщины, сыграло на руку Януковичу, который «вернул» себе утраченные в первом туре голоса выйдя практически на показатели 2004 года. Опять, выходит, что «Луганщина убеждений не меняет».
Суды и акции протеста: Разумеется, подсчет голосов – это еще не все. Президент Ющенко, как законодатель мод в украинской политике ввел еще два необходимых элемента «послевыборной борьбы» – проведение массовых акций протеста и оспаривания результатов в суде. Накануне второго тура Юлия Тимошенко уже грозила оппоненту новым Майданом, но дальше слов дело, в этот раз, судя по всему не пойдет. Сегодня идти и «защищать свой выбор» вряд ли найдется много желающих.
Во-первых потому, что масштаб нарушений на этих выборах не идет ни в какое сравнение с 2004-м, и говорить об этом просто неловко. А во-вторых, все тот же хитроумный Ющенко, позволив своим оппонентам беспрепятственно проводить политтехнологические имитации Майдана (например, таких, как акция регионалов в 2007 против роспуска парламента), посеял в обществе неприязнь к проплаченным митингам (особенно это бьет по Тимошенко, так как сторонники Януковича убеждены в массе, что и Майдан-2004 был «за деньги»).
А вот что касается судов, то как раз наша область может оказаться в центре внимания, потому что именно на избирательных участках Луганщины сейчас проходит последняя линия обороны команды Тимошенко. Если ей удаться собрать доказательную базу, что выборы в нашей области прошли с серьезными нарушениями, то встреча кандидатов в суде неизбежна.
Константин Скоркин