Вспомнить всё
В канун новогодних праздников принято вспоминать самое важное за уходящий год и подводить итоги. Не отступим от этой традции и мы. Правда, как сообщают социологи в лице Research & Branding Group, 2012-й год мало чем запомнился: главными событиями украинцы предсказуемо считают выборы и Евро-2012, а половина соотечественников вообще не смогла назвать ничего примечательного. А что же мы, луганчане? Каков наш вклад в украинскую историю последних 12 месяцев?
Что бы ни отвечали социологам респонденты, у нас год начался на «мажорной» ноте – луганский enfant terrible Роман Ландик был в числе главных ньюсмейкеров января. Из-за него уездный город L даже посетили девки из «Фемен», но понимания и сочувствия не нашли. В целом же, инцидент с Марией Коршуновой возвратил к жизни порядком подзабытый «антимажорский» медиа-тренд, обернувшийся бурей возмущения в марте, после зверского убийства Оксаны Макар в Николаеве.
На фоне политизированного дела Романа Ландика теряются куда более серьёзные инциденты. В течение года Луганск исправно поставлял стране «убойные» новости – вспомнить хотя бы январское ДТП возле главной городской ёлки или магазина «ГУМ». Нередко «смертельные» хроники Луганщины приобретали откровенно абсурдный оттенок. А как иначе назвать случай, когда пара из Краснодона похитила девочку, чтобы скрыть убийство двух приёмных детей, а убийца-похитительница оказалась заслуженной «матерью-героиней»?..
Что и говорить, «чернухи» в 2012-м у нас выдалось полно. Не удивительно, что в феврале Луганск попал на 4-е место в рейтинге «криминальных» городов Украины с показателем 1376 преступлений на миллион человек. И раз уж речь зашла о рейтингах, Луганск оказался 42-м (из 50-ти) в рейтинге лучших городов для жизни. Понятное дело – какая уж тут жизнь с таким-то криминалом… Ну а наш губернатор Владимир Пристюк дважды (!) оказался на последнем (!!) месте рейтинга губернаторов Украины, составленном еженедельником «Комментарии».
Весна в Луганске снова стала источником «чернухи», на сей раз причиной стали бездомные собаки, а именно негуманные способы их ликвидации. Судьбой их озаботилась даже заграница: посол Европейской Ассоциации защиты животных и природы Майя фон Гогенцоллерн провела личную встречу с Сергеем Кравченко. Как заявила фрау Майя, в Европе наш город известен лишь тем, что здесь жестоко убивают животных. Ответ не заставил себя долго ждать: уже в августе мэрия приняла целевую программу с бюджетом в 24,5 млн грн, призванную внести ясность в хаос с домашними и бродячими животными в городе.
Май в Луганске традиционно начался празднично. Но какие праздники без политики, а политика – без криминала? В этом году празднование Дня Победы было отмечено повышенным присутствием Партии регионов и её символики, в то время как коммунистов в кои-то веки бесцеремонно «задвинули» на второй план. Ну а в середине мая был задержан мэр г. Александровска Николай Греков – злые языки немедленно связали это с приближающимися выборами.
Также в мае мы узнали, что труд в пресловутых «копанках» – ещё не самое настоящее дно. Против фермера из Луганской области было возбуждено уголовное дело – он в течение 6 лет держал в рабстве 11 человек. К слову сказать, за первые 9 месяцев прошлого года в области было выявлено около 200 «копанок». Весьма красноречивое свидетельство «покращення» угольной отрасли Донбасса.
А вот в июне бед луганчанам добавила природа: в результате краткосрочного урагана было обесточено около 2 тысяч квартир и поломано немало движимого и недвижимого имущества, не говоря уже о травмированных или просто напуганных луганчанах. Впрочем, неприятное начало месяца не помешало родному городу рвануть на международный уровень. Во-первых, в Луганске был открыт музей бразильского футболиста Пеле. А во-вторых, активизировались луганские правозащитники, с ноября прошлого года защищающие нигерийского студента Олаолу Феми, застрявшего в сетях луганской Фемиды. Правозащитникам удалось «раскрутить» проблему до международного уровня и подключить местную нигерийскую общину.
В июле же мы ославились по другому поводу. Депутат облсовета Родион Мирошник, размышляя об особенностях языковой ситуации в стране, назвал украиноговорящих «недорасой» - они якобы недополучают знаний из источников на других языках. Какую цель преследовал господин Мирошник, неизвестно, но его высказывание быстро облетело страну с известными для имиджа региона последствиями.
Но, как ни странно, принятие «языкового» законопроекта Кивалова-Колесниченко нисколько не оживило тяжёлую – как веки гоголевского Вия – общественно-политическую атмосферу города. Бурлящие в столице страсти отозвались у нас разве что вялым (но по нашим меркам многолюдным – около тысячи человек) митингом Партии регионов в поддержку русского языка. Чуть позднее, в августе, Луганский облсовет утвердил за русским статус регионального языка, а ещё чуть позже 4 района области от предложения Кивалова-Колесниченко отказались – не наскребли нужное количество русскоговорящих.
Кроме того, в июле на скамье подсудимых оказался поселковый голова Юбилейного Владимир Струк, хотя это не помешало (а может и помогло) ему стать нардепом. В целом же, вторая половина лета прошла на Луганщине достаточно вяло: правоохранители выявляли копанки, водители и пешеходы встречались в ДТП, а облсовет призывал «Луганскводу» выполнять взятые на себя обязательства. В общем, всё как всегда.
Атмосфера значительно погорячела осенью, в преддверии выборов. Кандидаты стали заваливать население продпайками и детскими площадками, а «мажоритарщика» Сергея Шахова даже объявили в розыск – мол, за совсем уж бесстыжий подкуп избирателей. Но гвоздём программы предвыборного цирка стало жесткое противостояние Партии регионов и КПУ, которого в наших краях доселе не видели. Извечные партнёры, разгорячённые ростом рейтинга КПУ, стали откровенно «мочить» друг друга: по областному телевидению транслировали антикоммунистическую пропаганду, а почтовые ящики забрасывали газетами с компроматом друг на друга. На этом фоне почти незаметными прошли торжества по поводу очередного юбилея «Молодой гвардии». Даже снятый в её честь мультфильм «Наши» полностью затмила мультипликационная реклама ПР в стиле «треш». Лёгкие нотки абсурда привнёс в картину Владислав Кривобоков, агитировавший луганчан песней о Путине и космосе.
Что же касается самих выборов, они прошли достаточно жестко. В Вахрушево неизвестные вообще разгромили избирательный участок – бюллетени спас милиционер, закрывший их, как Александр Матросов, своим телом. В Перевальске до погрома не дошло, но члены комиссии боялись выходить из здания, поскольку на улице дежурили десяток мужчин стрёмной наружности…
Правда, результаты выборов по области оказались предсказуемы: коммунистический ренессанс получился весьма невнятным, а Партия регионов сохранила свой монопольный статус за исключением пары округов, где победили самовыдвиженцы, уже благополучно интегрировавшиеся в ПР– Владимир Струк и Валерий Мошенский.
Несмотря на околовыборную суету, луганчане не отствали и от октябрьских криминальных трендов. Как мы помним, после стрельбы в «Караване» украинцы стали активно вспоминать личные обиды, нанесённые охранниками супермаркетов, а особо обиженные даже стали оправдывать «караванского стрелка». Луганчане, конечно же, не устояли и тоже плеснули масла в огонь: через неделю после событий в «Караване» охранники одного из луганских «Абсолютов» избили мужчину, который якобы воровал сетку-рабицу, после чего он умер.
В ноябре электоральные страсти сменились созерцательным настроением. Разве что деятельный Владислав Кривобоков пытался организвать в луганских школах конкурс на лучшую символику союза с Россией и Беларусью. Правда, за несколько дней до этого двое россиян нелегально пересекли через границу и зверски избили и ограбили пожилую учительницу из Краснодонского района, что придало конкурсу Кривобокова иронический оттенок.
Что же касается декабря, он проходит на удивление спокойно. По всей видимости, из-за занятости луганчан – подготовка к концу света плавно перетекла в подготовку к новогодним праздникам. Правда, в Стаханове из-за утечки газа взорвался дом, житель Первомайска по случаю конца света сжег себя, а министром социальной политики стала наша землячка Наталия Королевская… Но, как говорится, могло быть и хуже.
Надеемся, что в 2013-м судьба снизит (или хотя бы не повысит) для луганчан годовую норму несчастий, абсурда и позора. Впрочем, нам, суровым жителям дальнего востока Украины, не привыкать. Прорвёмся.