Время перемен
Если высшая школа в Украине уже вошла в Болонский процесс, то в средней реформирование протекает несколько медленнее. Средняя школа еще во многом остается традиционной, хотя в последние годы она все-таки претерпела существенных изменений. Впрочем, неспешность, с которой в наши школы внедряют образовательную реформу, понятна – дело это требует, как минимум, времени. Но, по крайней мере, сегодняшние учителя уже не воспринимают в штыки те инновации, которые с десяток лет назад казались абсолютно неприемлемыми. Давайте посмотрим, что кардинально новое появилось в учебном процессе в рамках образовательной реформы в украинской средней школе и попробуем выяснить, насколько положительные это новшества.
Пожалуй, то, о чем знает сегодня каждый не только школьник, но и взрослый, – это переход средней школы на двенадцатибальную систему оценивания с 2000 года. Этот переход был одним из первых глобальных новшеств, наряду с удлинением учебного процесса до двенадцати лет. Поначалу он вызывал протест у школьников и родителей и недоумение у самих педагогов. Дело в том, что оценивание по двенадцатибальной шкале предполагало использование учителями четко прописанных критериев. Цель таких критериев – оценивать ученика более объективно, с учетом многих нюансов при его устных или письменных ответах. Поэтому на первых порах система была неудобна как для учителей, так и для учеников. Первые терялись в ее применении, вторые жаловались на необъективность оценивания. Теперь к двенадцатибальной системе привыкли все, учителя, извините за каламбур, научились ее использовать, и больших споров она не вызывает.
Рука об руку с системой оценивания идет компетентностный подход, который был введен несколько позже. Столь заковыристое явление мы попросили объяснить завуча по научно-методической работе Лутугинской районной гимназии Людмилу Гарантину. «Обучение строится на формировании у учеников так называемых компетентностей – общекультурной, компетентности умения учиться и так далее. Причем, что интересно, тут нет особой строгости – каждый учитель может наполнить компетентностный подход чем-то новым. Сейчас, когда критерии оценивания стали намного шире, именно к оцениванию ученика предлагают подойти компетентностно. То есть это не то, сколько ученик получил знаний, а как он сможет использовать их в дальнейшем, – то есть подразумевается именно практическая сторона их применения», – рассказала педагог.
Важным моментом стала и профилизация школ, которую ввели в 2004 году. В рамках общеобразовательной школы ученики старших классов могут выбрать интересующий их профиль, с тем чтобы подготовиться к выбору дальнейшей профессии. На профилизацию перешли большинство украинских школ, и лишь дефицит кадров или недостаточная оснащенность материально-технической базы могут стать помехой этому переходу. Например, школа, в которой кабинет информатики оборудован морально устаревшими компьютерами, не получит профиль информатики. То же касается и кадрового состава: физико-математический или гуманитарный профиль сможет предложить ученикам то учебное заведение, в котором для этого есть опытные кадры. Если, например, школа имеет сильных педагогов иностранного языка – она может претендовать на гуманитарную профилизацию с уклоном на иностранные языки. «Самостоятельно провести профилизацию школа не имеет права, – объясняет Людмила Гарантина. – Весь этот процесс контролируется. Каждая школа составляет учебный план на несколько лет вперед, потом уже район создает свой план профилизации, после чего на уровне области эти планы сводятся, тщательно проверяются. А далее рассматривается востребованность того или иного профиля по населенным пунктам, и только в соответствии с приказами школа переходит на определенную профилизацию».
2008 год ознаменовался для среднеобразовательной школы сразу двумя важными событиями: аттестацией учебных заведений и внешним независимым оцениванием, или тестированием. Во главе обоих инноваций – контроль. Только аттестация контролирует работу школы, а ВНО – знания учеников, а вдобавок еще позволяет учащимся сэкономить время и силы для поступления в вузы. Что касается аттестации, то это мероприятие больше формальное. Оно проводится один раз в десять лет и нацелено на проверку школы «по всем фронтам»: мониторинг учебного и воспитательного процессов, управленческой деятельности, соблюдения правил техники безопасности, здоровья учащихся. Почему это больше формальное мероприятие? Потому что аттестацию проходят все школы, и аттестуются либо с отличием, либо «хорошо», либо «условно». В последнем случае школу не закроют – ей дадут время на исправление обнаруженных недостатков. В целом же, более продвинутые директоры школ аттестацию одобряют, видя в ней не столько метод контроля, сколько возможность презентовать свои достижения другим.
А вот внешнее независимое тестирование до сих пор остается предметом жарких споров и имеет как сторонников, так и жестких противников. Людмила Гарантина представляет сразу двойную позицию в отношении ВНО: помимо того, что она педагог, она еще и мать выпускника. «На мой взгляд, – комментирует она, – это нужная инновация. Ребенку сейчас очень сложно, подготовка к внешнему независимому оцениванию отнимает много времени и сил. Но я считаю, что именно оно позволяет пересмотреть отношение ко всему образовательному процессу, который, как известно, в последнее время тяготеет к самостоятельному овладеванию знаний учеником. Учитель для него – помощник, консультант, воспитатель. Но ученик должен уметь не только получать знания, но и применять их. Кроме того, мне кажется, ВНО честнее уже хотя бы потому, что задания здесь одинаковы для всех, а потому исключается какое-то предубежденное отношение к ученику на экзамене, которое могло встречаться раньше, на традиционных экзаменах».
Подытоживая последние преобразования в школе, можно сказать, что направлены они все именно на практическую составляющую обучения. Сегодня не только школьнику, но даже взрослому приходится стремительно учиться всему новому, что появляется вокруг. Школьнику эту задачу упрощают уже со школьной скамьи – ведь задумка всей реформы такая, чтобы он «умел учиться». Не теория, а именно практика должна доминировать. «Огромная роль сейчас отводится самообразованию, – подчеркивает Людмила Гарантина. – Глядя на примеры из истории, мы можем говорить, что наибольшего успеха достигали именно те люди, кто занимался самообразованием. И вот мы, педагоги, как раз должны направить в нужное русло учебный процесс, помочь ученикам осознать то или иное явление, в котором они сами не могут разобраться, подсказать и объяснить».
Правда, оценивая в общем эти инновации как положительные, нельзя не заметить, что для учителей, особенно «старой закалки», они создают достаточно серьезные трудности. Ведь теперь мало знать свой предмет отлично, чтобы преподавать его, – нужно постоянно быть на «пульсе времени», проявлять креатив. Молодым педагогам в этом плане легче – они представляют поколение, близкое к сегодняшним детям, и ко всему новому адаптируются быстро. Правда, плюс для немолодых учителей, да и для учеников, в общем-то, тоже, – это то, что реформа протекает без особенной спешки. Считается, что в средней школе она должна внедряться именно так, чтобы излишне не травмировать ни одну из сторон учебного процесса. Увы, имеет место и некая «заидеализированность» данной реформы – на словах она действительно состоит из одних сплошных плюсов. На практике ее реализация сложнее. Но говорят, что это поначалу – потом будет легче и лучше.
Елена СТАРЫХ