Возрождение ГКП «Гортранс» выведет Луганск из транспортного коллапса
Навести порядок в городском транспорте по принципу «здесь и сейчас» не получилось. Это видно и луганчанам, признала факт и городская власть. Запал и желание были велики, но, как обычно, хорошее, по сути, дело погубили недобросовестные чиновники, жадность и недальновидность исполнителей. Впрочем, выход есть.
Транспортные проблемы знакомы не понаслышке не только Луганску, но и крупнейшим мегаполисам, причем не только украинским. Жалобы на транспорт вы услышите и в Ростове, и в Питере, и в Москве. Негодующие горожане вынудили мэра (акима) Алматы Ахметжана Есимова самому пересесть в муниципальный автобус, чтобы разобраться, что к чему и своих замов туда отправить для поездок с работы-на работу. Градоначальник европейского Вильнюса Юозас Имбрасас во времена своего мэрства тоже был вынужден самолично устраивать рейды в автобусный парк столицы, дабы понять, что же не устраивает пассажиров. Страдает от проблем с транспортом и украинская столица – Киев заполонен маршрутками и жалобами на них жителей. Более того, необходимо отметить, что сами нарекания населения вне зависимости от географических широт не слишком отличаются друг от друга: мало большого транспорта и много маршруток, представляющих из себя пресловутые «ржавые банки», хамство водителей, нарушения ими ПДД, отсутствие транспорта в вечернее время, недоступность маршрутной сети во всех без исключения районах и т.д.
Дабы не быть голословными, приведем выдержку из предвыборной программы нынешнего мэра такого мегаполиса-«монстра», как Москва, Сергея Собянина (который, к слову, является протеже Владимира Путина): «Мы будем кардинальным образом пересматривать схему наземного пассажирского транспорта. С большинства маршрутов городского транспорта маршрутки исчезнут. Они останутся только там, где они необходимы, где не могут проехать крупногабаритные автобусы». Не правда ли, мы, луганчане, тоже это слышали, правда, из уст совсем другого человека?
Резюме напрашивается само собой: проблемы с транспортом есть везде - и в больших городах, и в маленьких селах. Поэтому «кивать» на то, что Луганск и луганский транспорт - какая-то, как писал Михаил Зощенко «курская аномалия», как минимум, некорректно.
Вопрос в том, как нужно и как можно решить эти проблемы. Ведь, как показала практика, одной политической воли для этого не хватает.
Для начала вспомним: попытка городских властей Луганска, и в частности градоначальника Кравченко, навести порядок в транспортной сфере была. Да, «достучаться» до власти было нелегко: писали, ругали, говорили, упрашивали не один год… . Но воз оставался там, где его оставили еще десять лет назад, когда город заполнили мелкогабаритным пассажирским транспортом. В итоге мэр Кравченко под напором журналистов был вынужден дать слово проехать самолично в маршрутке. К его чести, слово он сдержал. Правда, во время поездки едва не выпал из-за сломанной в маршрутке двери и лишний раз убедился – необходим буквально крестовый поход на этот вид транспорта. И бой был объявлен. Перевозчиков предупредили – либо вы приобретаете хороший транспорт, в том числе и автобусы большой и средней вместимости взамен своих маршруток, либо освобождаете место для тех, кто хочет или может это сделать.
Шатко-валко, со слезами, угрозами и истериками, но перевозчики поняли: финита ля комедия, впереди - либо игра по правилам, либо они из нее выбывают. Дело сдвинулось с мертвой точки: в город начали заходить новые автобусы, которые приобретали инвесторы, в августе прошел транспортный конкурс, которого, кстати, в Луганске не проводили несколько лет, заговорили и про единое предприятие, под эгидой которого и должны были собраться все желающие заниматься транспортным бизнесом…
А вот тут и случилась осечка. Лозунг «Фигня война, главное – маневры» не сработал. Ведь если уж затевать войну, так вести ее как положено - по законам военного времени. А это и маневров касается. «Нужным» предприятием с легкой руки чиновников от транспорта был «назначен» «Городской автобусный парк» (он же ЛГАП). По сути, все верно: да, одно большое предприятие, с точки зрения здравого смысла лучше, чем несколько мелких и неоспоримые доводы этого мы неоднократно приводили. (Что касается конкуренции, которая якобы улучшает качество услуг, то годы практики доказали несостоятельность этого утверждения. По крайней мере, в сфере городского транспорта - авт.). Но как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги: ЛГАП, хоть и называется «городской», но никакого отношения к муниципалитету не имеет. Предприятие давно в частных руках (привет от необдуманной приватизации 90-х!) А это означает одно – все предприятия, которые росчерком пера кого-то из чиновников «загоняются» под ЛГАП, автоматически должны оплачивать ему ряд услуг, ведь фактически они становятся «квартирантами» и обязаны платить и за проживание, и за свет, и за воду, и за многое другое. А тут еще и немаловажная деталь – именно собственник ЛГАПа сумел приобрести (по нашим данным, взял в лизинг) максимальное количество автобусов, которые, поскольку соответствовали всем требованиям транспортного конкурса, стали его победителями. И эти автобусы вытеснили маршрутки других предпринимателей, что заставило последних не только громогласно обижаться, но еще и акции протеста устраивать и по судам бегать. Но если в этом отношении вопрос более чем спорный - прогресс неумолим и люди предпочитают «скотовозкам» комфортабельные автобусы, то с выбором предприятия-базы городская власть совершила ошибку. Ну, на каком основании лоббируется интерес частника властью? А ведь «назначение» ЛГАПа именно таким и было. Ответ очевиден. И банален. И тот, кто эту игру затеял должен понести серьезное наказание.
Да, предприятие-база должно быть одно. Но оно ни в коем случае не может быть частным! Изобретать велосипед тоже не нужно. В Луганске есть КОММУНАЛЬНОЕ предприятие «Гортранс». Именно на нем, на предприятии, принадлежащем громаде, и должен базироваться весь подвижной состав городского транспорта. В том числе, и частный.
Что это даст? Прежде всего, само коммунальное предприятие, которое сейчас переживает не лучшие времена, получит возможность развития. По сути, это станет его вторым рождением. И это должен понимать мэр города. Во- вторых, полная легальность доходов, а это и налоговые отчисления, которые в свою очередь, будут использованы для развития Луганска. (Не секрет, что частные транспортные предприятия в разы занижают свои доходы и таким образом уходят от налогооблажения). В третьих – абсолютная прозрачность деятельности КОММУНАЛЬНОГО предприятия. Но самое главное - громада получит возможность контроля за предприятием, услугами которого она будет пользоваться.
То есть, при этом «раскладе» однозначно выиграют горожане. Однако и бизнес ничего не теряет, кроме укрывательства своих доходов. Но это уже тема другой статьи, и не только газетной.
Что нужно делать? Сесть за стол переговоров всем участникам конфликта – лично мэру Сергею Кравченко, представителям власти и перевозчикам, а также специалистам, гражданским активистам, общественникам, журналистам. Но не за закрытыми дверями, как это происходит в последнее время, а провести общественные слушания с максимально широкой оглаской. Поговорить спокойно и без эмоций. Языком цифр и фактов. И хоть раз в жизни подумать о том, что нужно работать не на себя, а на благо людей.
К слову, в январе 2011 года Сергей Кравченко заявлял о том, что будет возрождать «Гортранс». Создание ГКП «Гортранс» - это очередной решительный шаг к возрождению муниципального транспорта Луганска. Мы хотим в одном этом предприятии объединить и электрический транспорт и автобусы».
Пришла пора делать то, что обещано.
Фото с официального сайта Луганского горсовета