Луганские журналисты массово сбегают в интернет-резервации: в традиционных СМИ региона становится душно. Невыносимую атмосферу создает даже не политическая обстановка в стране, не способствующая свободе слова. Проблема в другом: газетные полосы и эфирные сетки местных телеканалов буквально забиты продуктами бурной творческой деятельности пиар-агентств и пресс-служб.
Общественная жизнь региона сегодня представлена вылазками в народ все тех же больших чиновников. За ними семенят бизнесмены, тоже желающие когда-нибудь стать большими чиновниками. «Дорогой товарищ Н. подарил детям праздник», «Дорогой товарищ П. раздал подарки ветеранам», «Дорогой товарищ Б. в прямом эфире грустит о том, как побороть низкий уровень жизни в родном районе». Впрочем, еще теплится гражданская инициатива – оборону держит так называемый «третий сектор», пока не запрещенный в Украине за сотрудничество с зарубежными грантодателями. Представители общественных организаций тоже успешно пишут «проблемные» статьи, с готовностью восполняя потребность читателей в «другом взгляде». В общем, и здесь журналист не нужен. Культурной жизни региона повезло больше, хотя и тут вместо рецензий на то или иное представление в медиа часто появляются откровенные пресс-релизы от культурных заведений – с обязательным перечислением регалий всех актеров первого и второго состава, чтобы ни дай Бог никого не обидеть. Криминальная хроника потихоньку вытесняется статьями, изготовленными людьми в форме.
Социальные и хозяйственные проблемы решают пиарщики местных властей и их противники. Это, знаете, даже интересно. Тут азартно сражаются «за транспорт», «за воду», «за медицину», «за рынки», вытаскивая из тени на свет божий компромат, позволяющий со скидкой на ангажированность и изучив симметричные «сливы» оппонентов даже понять «как все устроено на самом деле». Журналист не нужен и тут? Беда в том, что стоит в той же невидимой тени чиновникам и бизнесменам договориться друг с другом, как скандальные публикации моментально исчезают со страниц газет – и воцаряется прежнее благолепие.
Никаких тебе громких отставок, заведенных уголовных дел. Не говоря уже о том, чтобы решить заявленную проблему для жителей, от имени которых ведутся медиа-войны. Недавняя история громкой ссоры верхушки Луганского горсовета «с транспортной мафией» тому примером. Большие автобусы, обещанные Кравченко, в Луганске так и не появились, проезд в забитых доверху маршрутках подорожал до двух с половиной гривен, хозяева транспортного бизнеса чувствуют себя прекрасно. Мэр тоже не собирается посыпать голову пеплом – зачем? Зачем объяснять, почему его обещания «навести порядок» не выполнены?
Достаточно очередной порцией проплаченного продакт-плейсмента про «подарки сиротам» заткнуть рот медиа (а заодно и дыры в эфирном времени и на газетных полосах, где теоретически может появиться неудобный журналистский материал).
К слову, скандал, инициированный журналистами (как ситуация с сюжетом Руслана Мищенко на «Интере» о недостатке хлеба в Ровеньках и Свердловске, больно ударивший по чиновникам из ОГА) часто приводит к действительным подвижкам в решении проблем. Правда, для этого нужно быть хоть частично независимым от воли больших региональных чиновников. Например, работать собкорром всеукраинского телеканала. А вот журналисту областного уровня и ниже, ограниченному волей руководства и собственника медиа, чьи интересы прямо зависят от дружбы с местной элитой, изменить статус-кво своим материалом уже сложнее.
Тут нужно сделать небольшое лирическое отступление. А в чем, собственно разница между журналистом и пиарщиком, учитывая, что многие заказные материалы пишут сами журналисты?
Журналистом становятся, когда делают свой материал не ради денег, а по зову сердца – потому что считает важным осветить ту или иную тему и надеется своим материалом повлиять на сложившуюся ситуацию. Это не столько профессия (профессия – это работник медиа), сколько общественная роль, сегодня неблагодарная и уж точно неприбыльная.
Пиарщик тоже может быть работником медиа, в поте лица работающим «криэйтором, Ваван, криэйтором» - с холодным сердцем, по четкому тарифу и во благо конкретных заказчиков, а не абстрактной общественности. Собственно, почему бы и нет – нормальная востребованная работа, хороший стартовый вариант для небесталанного человека в поисках заработка.
Проблема в том, что сегодня пиарщики почти полностью вытеснили журналистов из медиа: «творцы нам нах.. не нужны». Это отражается не столько на качестве – по этому поводу, я уверен, найдутся умные люди, готовые с цифрами (хороший пиарщик мыслит цифрами) в руках спорить по этому поводу, - сколько на количественных показателях. Современное общественно-политическое издание Луганска – это один редактор плюс один журналист, максимум два. Зачем держать большой штат, тратиться на зарплату, если сверстать полосы можно исключительно за счет проплаченных материалов и интернета? Собственно, журналисты всегда нищенствовали, но при этом держались за медиа не столько по финансовым соображениям, сколько по духовным – там была своя особая атмосфера. А сейчас, о чем можно говорить в редакции? О гонорарах? О катастрофически падающих тиражах? Да и с кем? С коллегой-«криэйтором», ваяющим очередное поздравления «дорогим ветеранам» от товарища М.? Помилуйте, душно, воздуха!
Современная тенденция – хорошие журналисты массово уходят в интернет, многие с нуля и «сами, всё сами» пытаются создать и раскрутить собственные медийные проекты. Сайты, освещающие ситуацию в регионе, растут как грибы после дождя. Что, наверное, даже хорошо. Плохо то, что их становится слишком много – не успев нащупать свою аудиторию и толком «раскрутиться», новые интернет-проекты журналистов-одиночек сходу начинают конкурировать друг с другом. Могу спрогнозировать и массовый исход в интернет телевизионщиков – душная ситуация на областных телеканалах и технические возможности вполне позволяют открыть «Первое луганское независимое интернет-телевидение» с регулярным вещанием.
Но ирония ситуации в том, что профессиональным пиарщикам… тоже не хватает воздуха. С одной стороны, сегодня они на коне и потихоньку начинают через губу учить жизни «глупых нищих луганских журналистов» в собственных блогах. Но с другой стороны, именно потребность проговорить свою, а не хозяйскую точку зрения - пусть и анонимно (хотя какая, к черту, в маленьком Луганске может быть анонимность), пусть и рекламируя через раз хозяйские продукты и ритуально «опуская» конкурентов – это уже первый шаг в переходе от психологии пиарщика к психологии журналиста. В глубине души наши пиарщики хотят, чтобы их тоже считали свободными творцами и уж как минимум равными собеседниками.
Поэтому в славной истории тотального луганского пиара случаются маленькие курьезы. Например, один неплохой пиарщик недавно взял, да и вставил в традиционное поздравление своего босса к 9 мая свой собственный художественный рассказ. А потом запустил это творение в СМИ, мол, все равно эту поздравительную хрень давно никто не читает.
В общем, не все так плохо, друзья! Как минимум, есть повод закончить свой текст бессмысленным, но оптимистичным восклицанием.
Якою буде вступна кампанія для абітурієнтів із тимчасово окупованих територій? У які українські заклади вищої… Read More
Рибалкін Володимир Миколайович родом з Донеччини. Учасник АТО, активіст та волонтер. Відомий як журналіст-антикорупціонер та… Read More
5 травня 2014 року в Бердянську був створений батальйон патрульної служби міліції особливого призначення «Азов».… Read More
Олексій Алчевський — український банкір, фінансист-реформатор, промисловець, меценат, засновник гірничих і металургійних підприємств на Донеччині… Read More
25 квітня Верховна Рада України проголосувала за закон «Про внесення змін до Кодексу законів про… Read More
Випадки насильницьких зникнень та свавільних затримань українців на тимчасово окупованих територіях стають все більш масовими… Read More
This website uses cookies.