Вместо Стаханова и Титова
Нынешнее молодое поколение кроме прочих социальных недугов страдает дефицитом высоких моральных ценностей. Раньше воспитательная система опиралась на образы идеологических героев советского времени. Сейчас примеры, на которых воспитывались советские люди, девальвированы. Общество пока ищет новых претендентов. Кто может стать примером для современных луганчан, чьи поступки и жизненные принципы они могли бы наследовать, есть ли у жителя Луганского региона земляки, которыми можно гордиться? Об этом говорили участники Региональной научно-практической конференции «Роль краеведения в патриотическом воспитании ученической и студенческой молодежи» в Луганском национальном университете. По мнению организаторов, Луганщина имеет такой ресурс для патриотизма, которого хватит на многие годы вперед. Важно его раскрыть и популяризировать. Детальней об этом – в разговоре с одним из инициаторов конференции, доцентом кафедры всемирной истории и международных отношений Луганского национального университета имени Т.Шевченко Михаилом Ширяевым.
- Где современному педагогу брать примеры, идеалы, на которых воспитывать детей и молодежь?
- Это выбор каждого педагога. Если мы говорим о таких примерах, как Павка Корчагин, Алексей Стаханов, Владислав Титов, понятно, что в нынешних условиях, когда совсем другая молодежь, иная реальность, они просто не сработают. За всем этим стоит важная и серьезная проблема государственной программы, госполитики в отношении того, кого мы хотим воспитать. Строителей коммунизма воспитывали с 1917 до 1991 гг. Кого мы воспитываем сейчас? Строителей капитализма? Строителей демократии? Можно отрабатывать примеры из античности, средних веков, славной украинской истории периода казачества. Все зависит от того, какие цели стоят перед обществом. А они четко не определены вот уже 20 лет.
- А сейчас есть луганские герои «нового» времени?
- Нет пророка в своем отечестве. О Царе Леониде, который пожертвовал своей жизнью и 300 спартанцами вначале тоже немного говорили в патриотическом воспитании. Это пришло со временем.
Патриотизм – это любовь к Родине, гордость за свой край, людей, которые здесь жили и живут. Проявление моей любви в том, что я, как минимум, не буду делать здесь хуже, чем есть. Патриотизм ограничивает деструктивное начало в человеке. Чтобы ценить, нужно знать. Мы зачастую ведем себя на своей малой родине, как квартиросъемщики, которые пришли и скоро должны отсюда уйти.
Для гордости и любви нужны конкретные примеры. В проблеме поиска этих примеров много вопросов, упирающихся в современные социальные противоречия. Патриотическое воспитание логично было бы строить на таких примерах, как жизнь учителя, который воспитывает детей, отдан своей профессии, несмотря на более чем скромную зарплату. Этот человек проявляет героизм, но в нынешней системе координат, выстроенной с преобладанием материальных ценностей над духовными, это сделать сложно. С позиций материальных этот учитель – неудачник, потому что не имеет высоких доходов. Общество пытается культивировать одновременно и моральные и материальные ценности, что в принципе противоречит существующим в мире философиям.
- Считается, что в воспитании лучше использовать примеры, близкие территориально. Иными словами, лучше всего получается равняться на хороших земляков и гордиться ими приятней всего. На кого нам, луганчанам, обратить свое внимание, чтобы почувствовать себя жителями великой земли, людей, чьих подвигов нам быть ответственными наследниками?
- Примеров сотни в каждой отрасли. Есть примеры того, как люди жертвуют своим временем, силами, здоровьем ради великой цели. Для меня таким был покойный ныне Владимир Леонидович Гончаров, руководитель фонда «Подросток», который работал с колониями. Через «Подросток» прошли 10 человек, которые после освобождения не вернулись к преступной жизни. По сути, он спас нашу область от 10 потенциальных преступников.
Есть примеры людей, добившихся в своей профессиональной сфере самых высоких результатов, прославившихся на всю страну, на весь мир. В первую очередь это целая плеяда наших спортсменов. Начиная с 1960 года луганские спортсмены в самых разных видах спорта практически на каждой Олимпиаде получают медали.
Думаю, мало кто из нынешней молодежи знает, что Луганщина дала старт троим успешным космонавтам. Среди них выпускник Луганского высшего авиационного училища Георгий Береговой (1968 г. полет на корабле «Союз-3»), уроженец Антрацита Владимир Ляхов. В его послужном писке три космических полета, работа в открытом космосе, руководство международными космическими экипажами. Георгий Шонин – командир экипажа «Союза-6» - родился в Ровеньках. Космическое прошлое Луганщины может стать серьезным стимулом для повышения популярности точных наук, пропаганды здорового способа жизни.
В сфере культуры стоит говорить о таких именах, как поэт, прозаик, лауреат Государственной премии Украины им. Т.Шевченко Николай Руденко, лауреат государственной премии СССР Михаил Матусовский, писатель, лауреат премии Т.Шевченко Григор Тютюнник, произведения которого успешно экранизированы.
Мы редко вспоминаем, что Луганщина дала академической сцене и кинематографу много выдающихся имен. Среди них дирижер, организатор и художественный руководитель одного из лучших в СССР самодеятельного оркестра народных инструментов тепловозостроительного завода Георгий Аванесов. Один из соавторов гимна УССР – наш земляк, уроженец г.Старобельска, член Союза композиторов Украины Вячеслав Барабашов.
Думаю, луганским телевизионщикам стоит гордиться тем, что в 1924 году в нашем городе родился известный в будущем фронтовой кинооператор Николай Быков. В современном кино мы видим любимые многими образы, воплощенные Владимиром Горянским – уроженцем Стаханова, а также фильмы рожденного в Красном Луче кинорежиссера Виктора Греся («Новые приключения янки при дворе короля Артура» и пр.).
В советское время патриотическое воспитание строили на примерах Великой отечественной войны, а вот о спорных с политической точки зрения конфликтах, где наши воины также проявляли немалый героизм, говорили очень мало. Например, живет в Луганске летчик военно-транспортной авиации, участник Гражданской войны в Анголе 1985-1986гг. Виктор Савченко. В его воспоминаниях мы находим такие факты: «…я уже взлетел и набрал эшелон, вдруг по рации попросили забрать кубинского офицера, который был сильно ранен. Но ведь без приказа садиться нельзя! А я посадку сделал, за что и получил выговор. Зато благополучно доставили полковника в Луанду, где его прооперировали. Через полмесяца мне пришла медаль за спасение офицера. Благодаря этому и выговор сняли. Очень я дорожу этой медалью…». Таких живых героев в нашем регионе мы уже опросили более 30. Это миротворцы, интернационалисты. Рассказанные ими истории войдут в сборник, который готовится к публикации Научно-учебным центром проблем мировых интеграционных процессов и международных конфликтов имени Г.Бондаревского.
Проблема в том, что, луганчане практически не стремятся узнавать об этих людях, мало ходят в краеведческий музей. Эта информация не особенно популярна среди журналистов. Может, нужна специальная госпрограмма, или личный пример украинской элиты, в частности, политиков.
– Среди них есть примеры для подражания?
- No comments!
- Все – или почти все - указанные вами люди так или иначе упоминаются в программах, выходящих на телеканале ЛОТ, которые созданы, чтобы способствовать патриотическому воспитанию жителей региона. Отслеживаете ли вы такие программы, считаете ли их эффективными?
- Определенные шаги власть в этом направлении, конечно, делает. Мне лично импонирует сама идея телепроекта «Лица Луганщины». Это, безусловно, благородное начинание областной телекомпании. Хорошо, что у нас в области есть целый цикл фильмов о наших выдающихся земляках. Насколько чиновники эффективно используют имеющийся в их распоряжении ресурс – это другой вопрос.
Как бы там ни было, решить проблему возрождения патриотизма одним только телеэфиром нельзя. Этого недостаточно. Необходимо внедрять патриотические разработки в учебный процесс в средней и высшей школе на уровне учебной программы.
- Возможно из-за того, что идеалы и примеры постоянно ищут в прошлом, они и не способствуют консолидации общества в настоящем?
- История – это бездонный, неисчерпаемый колодец фактов, а вот от нас уже зависит, как эти факты мы можем интерпретировать. Можно найти примеры в прошлом, которые вдохновляли бы нас на новые свершения. Нужно лишь правильно отбирать эти примеры, брать то, что соотносимо с реальностью и будет верно воспринято современниками.
- Может ли только местная власть выполнять функцию пропаганды такого рода идеалов, или все-таки этим должны заниматься на центральном уровне? Можно ли за счет современных героев сглаживать территориальные различия?
- На мой взгляд, это общее дело всех ветвей власти, как на общегосударственном, так и на региональном уровне. В каждой области найдутся честные и порядочные люди, поступки которых могут стать примером любви к своей Родине. Когда люди из разных регионов знают друг о друге больше хорошего, это, конечно, способствует единению. Очень много было информации разделяющей, конфликтной, подчеркивались различия и тем самым отдалялись регионы. Думаю, что так же можно действовать и обратном направлении. Эти интеграционные процессы уже идут на уровне самих людей, но важно подключать к этому общегосударственную стратегию - и тогда будет результат. Что касается персоналий, то думаю, примеры были, есть и будут появляться во все времена в любой из наших областей. К сожалению, общая информационная картина реальности сейчас строится больше на негативе, на проблемах, кризисах, бедах. Нужен баланс между бедой и надеждой, отчаянием и верой. Если мы хотим, чтобы молодежь гордилась Украиной, гордилась Луганщиной, им надо как можно больше рассказывать о том, чем хороша и кем славится их малая и большая Родина.