В последние выходные марта в Москве состоялось V заседание украинско-российского форума. Организатором мероприятия с нашей стороны было общественное движение «Украинский форум». Его участники, хотя сами напрямую связаны с политикой, подчеркивают, что в данном случае акцент мероприятия ставился исключительно на экономический блок вопросов. На пятом по счету двухстороннем форуме обсуждали вопрос «жизни после кризиса», говорили о том, как можно скоординировать действия украинских и российских властей и бизнеса для того, чтобы экономики двух стран могли быстрее и эффективнее решать свои проблемы.
Как такового «вождя» (традиционного для украинских политических партий) у «Украинского форума» нет – организацией управляет группа людей. В том числе Николай Азаров, Сергей Гриневецкий, Владимир Семиноженко. Именно последний и является, если можно так сказать, «говорящей головой» организации.
Общественное движение «Украинский форум» было создано в 2006 году, и уже в декабре того года состоялось первое двустороннее – российско-украинское заседание. Изначально задача перед «Украинским форумом» ставилась такая: собрать тех, у кого есть собственный взгляд на ситуацию в стране, попытаться вместе проанализировать ситуацию, выработать какие-то рекомендации, возможно, даже программу, предложить ее парламенту, правительству, Президенту.
В мероприятиях «Украинского форума» принимают участие не последние в Украине люди – первый и второй Президенты Украины, бывшие вице-премьеры и бывшие министры, представители крупнейших политических партий. О том, как проходил пятый российско-украинский форум, «Восточному варианту» рассказал участник заседания, советник председателя Луганской областной государственной администрации Владимир Иванов.
– Владимир Михайлович, совместные мероприятия российских и украинских политиков и бизнесменов проходят довольно часто, однако большинство из них превращаются в дилетантское обсуждение текущих политических вопросов. На последнем российско-украинском форуме тоже обсуждали политические вопросы?
– «Украинский форум» всегда демонстрировал свою явную аполитичность – это хороший способ привлечь людей с нестандартным мышлением в свои ряды.
Ключевой аспект деятельности форума – российско-украинские отношения. Так уж сложилось, что легальная власть – я имею в виду Президента и правительство – не имеет должного уровня доверительных отношений с властями России, и, как правило, результаты общения на их уровне свидетельствуют о наличии конфронтации между представителями российского и украинского истеблишмента. В то же время «Украинский форум» – общественная организация, которая имеет очень хорошие «завязки», хорошие контакты и выходы на российский политикум.
В Украине много деклараций по поводу дружбы и сотрудничества с Россией – но, как правило, они все каким-то образом ложатся в политическую плоскость. Они могут быть связаны или не связаны с проблемой Черноморского флота, языка, национальных меньшинств и так далее. Декларативная, явно политически заостренная система взаимодействия никакой пользы, и это видно, не приносит.
К примеру, еще в сентябре прошлого года «Украинский форум» рассмотрел вопрос развития экономической ситуации в нашей стране. По итогам мероприятия было принято обращение к органам власти, и уже тогда впервые четко и ясно было сказано о приближающемся кризисе и его возможных направлениях. Документ был направлен в правительство и в Верховную Раду, но, к сожалению, к нашему мнению не прислушались. Хотя с сентября до ноября можно было бы принять упреждающие меры.
Предпоследний форум был посвящен газовым взаимоотношениям России и Украины. Надо сказать, что выработанные рекомендации во многом легли в основу достигнутых договоренностей, и именно через форум многие идеи были проведены в правительственные кабинеты России, и война, которая могла бы быть очень ожесточенной, была нивелирована. После этого была достигнута договоренность – рассмотреть вопрос экономического сотрудничества между РФ и Украиной.
Последнее заседание состоялось в Москве, проходило в Торгово-промышленной палате Российской Федерации и было посвящено проблеме координаций действий во время кризиса. Собственно, на форуме большая часть обсуждений и анализа была посвящена выработке мер, направленных даже не на преодоление самого кризиса, а на то, как жить дальше – кризисы ведь вечными не бывают.
Украинскую сторону на форуме представлял экс-премьер-министр Витольд Фокин, экс-первый вице-премьер министр Николай Азаров, экс-вице-премьер Владимир Семиноженко, бывшие руководители Минфина – Копылов и Ефименко, руководители ряда крупных предприятий. С российской стороны присутствовал бывший премьер-министр, который имеет колоссальный опыт антикризисного управления экономикой – Евгений Примаков, первый заместитель руководителя Торгово-промышленной палаты Пастухов и целый ряд других руководителей. В том числе и руководитель созданного в РФ института национального развития. Именно эта структура сейчас занимается разработкой стратегических программ развития России. Им, как мне показалось, уже удалось уйти от хаоса в вопросах стратегического развития экономики государства, внутренней жизни. Даже в период кризиса в России государственные институты мощно поддерживают экономику, чего, к сожалению, нет в Украине. И в РФ нет такого затаенного ожидания неприятностей, которое есть в нашем обществе – таково мое личное впечатление.
Если говорить о сути вопросов, то на форуме была принята резолюция, которая рекомендует украинской и российской сторонам координировать свои действия в нескольких ключевых для экономики вопросах. Базис – восстановление традиций добрососедских отношений. Сегодня эти отношения разрушены как на уровне микросубъектов, так и на уровне макросубъектов с обеих сторон. Поэтому даже простые, но очень важные виды сотрудничества, в частности, по рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции, продукции машиностроения, металлургии – а российский рынок сбыта всегда для этой нашей продукции был традиционным, – по различным, в первую очередь политическим, причинам подвергаются дискриминации. Заложниками такого подхода часто становятся обе стороны.
Перевод отношений в недискриминационный формат предполагает строго экономически обоснованную модель взаимодействия, исключает из нее политический подтекст – сотрудничество должно продолжаться вне зависимости от того, кого изберут Президентом. Это возможность двум государствам работать прогнозированно и по взаимной экономической целесообразности. Много времени было посвящено формам реализации государственно-частного партнерства. Был прописаны 11 пунктов, каждый из которых ставит задачу уйти от разговоров о политике.
К примеру, на форуме выступал известный в Украине депутат Госдумы Константин Затулин и давал Украине задания. Его остановили даже не украинцы, а представители российской стороны – мол, чего ты здесь разнарядки выдаешь? Украина – не УССР, и если предлагается три задания для Украины, то давайте пропишем и три задания для России, будем обсуждать обязательства сторон. Партнерство не должно подразумевать условия вроде «вы делаете что-то, а мы меняем наше отношение к вам».
Первостепенная задача – договоренности о дружбе и сотрудничестве нужно сейчас наполнить реальным содержанием. Есть масса деклараций, в которых записано «давайте дружить и ездить друг к другу огромными делегациями», а конкретики в них мало. Мы обсуждали эту конкретику.
Сотрудничество между двумя государствами должно быть структурировано и прописано по конкретным институтам – правительственным, неправительственным, банковским и так далее. Только так можно будет решать какие-то проблемы. Второй тезис, который достаточно спорно и неоднозначно воспринимают в Украине – формирование общего рынка товаров и услуг. Формы могут быть самые разные – как Единое экономическое пространство (ЕЭП), так и другие варианты. Все формы возможны, нужно знать и задействовать их потенциал.
Третье направление – макроэкономические стратегии совместного развития. Я не случайно сказал о Национальном институте развития РФ. В Украине тоже достаточно институтов с разными названиями, но внятной и понятной стратегии развития у страны на сегодняшний день, к сожалению, нет. И поэтому сегодня политические оппоненты с парламентской трибуны обвиняют друг друга в том, что кто-то может предложить антикризисную программу, а кто-то – нет. Парадокс ситуации в том, что ни одна политическая сила, представленная в парламенте, да и просто в обществе, не может предложить модели. Может предложить набор действий, но не стратегию. К такому пониманию пришли участники форума, и мне кажется, это был достаточно позитивный вывод.
Особое внимание уделили реализации программ в ключевых отраслях, программ связаных с выпуском самолетов, исследований космоса, в том числе далекого космоса, проблемы новых материалов и так далее. У нас есть совместные проекты, они научно и технологически обоснованны, к тому же, на 10-12 лет некоторые из них определяют лучшие мировые аналоги. Ни Россия, ни Украина самостоятельно реализовать их не смогут – грубо говоря, без харьковских ученых нельзя решать вопросы современных летательных аппаратов, без киевских – развивать программы нанотехнологий. Когда эти проекты «завязываются» на уровне структур, то государство в лице правительства, политических партий и всех остальных уже не может вмешиваться в эти процессы, единственное, что они смогут сделать – это посодействовать. А не так, как происходит сейчас.
– В любом случае все эти идеи могут быть реализованы только при поддержке государственных властей как в Украине, так и в России. Какова судьба всех документов форума? Дальше они будут двигаться в кабинеты правительства?
– Мы подготовили программу первоочередных действий, будем доносить наши идеи до тех, кто принимает решения – парламента, Президента, правительства. Российская сторона, в частности Примаков, и Азаров с нашей стороны попытаются донести наши идеи до власти всеми возможными способами. Хотя, по большому счету, нынешняя украинская власть уже показала свою несостоятельность в решении экономических вопросов, и ситуация в стране это подтверждает. Поэтому я думаю, что все наши рекомендации – уже для тех, кто придет на их место после скорых выборов – и президентских, и парламентских.
Такие мероприятия, как российско-украинский форум, камня на камне не оставляет от устремлений наших записных «ура-патриотов» с одной стороны, но с другой стороны дают перспективу людям думающим и обществу. Перспективу возобновления партнерских отношений с теми странами, с которыми нас связывают кровные и родственные узы.
Николай Азаров, в свое время, парафировал все документы по созданию Единого экономического пространства с Россией, но после событий 2004 года все, что было сделано, новые власти выбросили за ненадобностью. Но я думаю, что ударивший нас всех кризис заставит власти пересмотреть отношение к Единому экономическому пространству. Я считаю, что Украина все-таки обречена прийти в ЕЭП.
Хотел бы еще отметить, что «Украинский форум» не ставит своей целью участие в политических кампаниях и борьбе за власть. Наша главная задача – генерирование идей, и мы будем только рады, если их поддержат политические партии.
Беседовала Марина Дарницкая
На тимчасово окупованих територіях залишаються люди, яким складно подолати довгий шлях до підконтрольної частини України… Read More
Олександр Волчанський — активіст, фотограф-анімаліст з Луганська. Відомий своїми фотографіями, на яких закарбував початок війни… Read More
Уже півтора року в столиці працює Гуманітарний центр підтримки ВПО «Соледар: дорога додому». Тут переселенці… Read More
Військовий Дмитро Хоменко з Івано-Франківська під час служби на Донеччині отримав не лише нових друзів,… Read More
Кожен третій четвер травня увесь світ відзначає День вишиванки. Розпочате як студентська ініціатива, зараз це… Read More
Яка наразі безпекова ситуація у Селидовому? Де можна отримати гуманітарну та медичну допомогу? Як відбувається… Read More
This website uses cookies.