ВЕРНЕТСЯ ЛИ БЮТ В МАРГИНЕС НА ВОСТОКЕ?
Перенесение даты выборов в органы местного самоуправления отрицательно отразится на рейтингах всех политических партий и их лидеров, кроме ПР и Януковича. В случае же, если регионалам удастся закрепить победу и максимально отсрочить перевыборы, то БЮТ в Луганской области попадет в зону риска. В оппозиционном лагере сторонников Тимошенко вновь могут остаться лишь маргиналы
БЕЗ ТРЕХ КАПЕЛЬ
Партия «Батьківщина», которую возглавляет пока еще премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, до 2005 года в Луганской области представляла собой весьма маргинальное образование, наполненное в основном либо поклонниками самой Тимошенко, либо идейными противниками первых чинов региональной власти. Было в ней также много из тех, кто работал с Тимошенко и Лазаренко еще со времен партии «Громада». В 2005 году же большая часть этих людей были изгнаны из партии, и ее наводнили крупные бизнесмены и региональный политес – все успели оценить потенциал Юлии Владимировны, а после ее первой отставки поняли – у нее будут шансы на президентских выборах. Исходя из этого расчета, собственно, вся оргработа и проводилась.
Это стало мощнейшим толчком к развитию конкуренции в партии и внутрипартийного соперничества за «доступ к телу». Причем градус снижался сразу же после отставки Тимошенко и повышался во время ее пребывания у власти.
Кадровая политика БЮТ на Луганщине последние 5 лет была не всегда удачной – однако, в этом хаосе успели «нарисоваться» люди, которые сделали большие ставки на Тимошенко и, конечно, в случае необходимости переориентироваться смогут, но это будет крайне сложно. Впрочем, речь в данном случае идет именно о тех, кто дорожит своей публичной репутацией (а таких мало) и не готовых плевать на долго формировавшийся имидж в угоду новым политическим веяниям. Конечно, в кулуарах все договорятся довольно оперативно, но ведь нужно будет придумать еще и публичные ответы. С этим будет сложнее.
До 2005 года Луганскую областную организацию партии «Батьківщина» возглавлял малопубличный Игорь Артюшенко, его заместителем был Дмитрий Монастырский (сейчас - зампред Луганской облорганизации «Народной партии» Литвина). Да, собственно, и поводов для публичности у Артюшенко не было – партия была непопулярной, особой работы в регионе не вела, местные власти относились к ней с плохо скрываемым раздражением. Более того, накал страстей президентских выборов-2004 сделал убеждения большей части живущих здесь людей еще радикальнее. Почти вся региональная элита сделала ставку на Януковича и в 2004 году проиграла. Пока работавшие на местах чиновники и партийцы отбивались от уголовных дел и политических «наездов», те, кто обладал иммунитетом, устраивали свою судьбу. По крайней мере, пытались.
Когда Виктор Ющенко таки стал Президентом, «под оранжевых» в парламенте образовалось неформальное большинство. Депутаты, которые хотели продолжить свои политические карьеры, устремились в прооранжевые партии.
Так было и с группой луганских депутатов-мажоритарщиков. Все они на президентских выборах-2004 были доверенными лицами Виктора Януковича, однако уже в 2005 активно наводили мосты с БЮТ. Именно тогда лидер луганских мажоритарщиков Николай Гапочка приступил и к интеграции в Блок Тимошенко. Однако в БЮТ его не приняли, и он попытался отступить – обратно к ПР. Когда регионалы составляли списки кандидатов в депутаты в 2006 году, на место претендовал и Гапочка. Но местные регионалы выступили против.
Более удачливым, чем Гапочка, в БЮТ оказался другой «новичок». На беззубую луганскую «Батьківщину» уже тогда претендовал нардеп 4 созывов Александр Борзых.
Поначалу он избирался по мажоритарке, в 2002 году стал депутатом по спискам блока «За Единую Украину». Хоть Борзых и был перебежчиком, однако перебежал в стан победителей быстрее Гапочки. Его под давлением центрального партийного аппарата таки избрали руководителем областной организации «Батьківщини», и включили в кандидатський парламентский список. Однако Борзых одним из первых вступил в «Антикризисную коалицию » (объединение возникло через несколько месяцев после очередных виборов в парламент в 2006 году в составе ПР, КПУ и СПУ Александра Мороза, а когда с ними синхронно начали голосовать отдельные депутаты из оппозиции, фракция БЮТ сложила мандаты и спровоцировала внеочередные выборы в парламент, состоявшиеся в сентябре 2007 года).
После демарша Борзых представители центрального аппарата партии приехали в Луганск – извинялись перед местными «тимошенковцами». И новым руководителем структуры стал народный депутат от БЮТ Виталий Курило.
Однако штаб кандидата Тимошенко в 2009 году в Луганской, а затем и Донецкой областях возглавила нардеп Наталия Королевская, а Курило оставалось только ходить «в телевизор» и там агитировать. Хотя в целом стоит отметить, что команда «доверенных лиц» Тимошенко была сформирована практически пополам Курило и Королевской.
КАДРОВЫЕ СТАВКИ
Однако, несмотря на то, что в 2005-2006 гг. местную «Батьківщину» сопровождали кадровые неурядицы, после ухода Борзых на своем месте остался приведенный им в 2005 году в партию руководитель Луганской городской организации Сергей Снаговский. Он считается одним из самых крупных латифундистов в городе.
Виталий Курило не стал его выгонять. Сергей Снаговский и его брат Вадим и тесть Александр Елизаров стали тремя из 4-х депутатов Луганского горсовета от БЮТ, и, невзирая на мифические «идеологические разногласия» с ПР не имели проблем ни с получением земли, ни с объектами застройки.
На последней сессии Луганского городского совета перед выборами Сергей Кравченко в сердцах даже высказал Снаговскому, что обижен на него – дескать, БЮТовцы поливали грязью регионалов несколько месяцев, «а всем же жить в городе и после выборов». В ходе перепалки Снаговский уверенно говорил, что «Тимошенко станет президентом».
Пожалуй, самая успешная пиар- кампания, проведення в поддержку Тимошенко в Донбассе – это «перебежка номенклатуры». БЮТовцам под залог победы в президентской гонке удалось переманить на свою сторону нескольких влиятельных регионалов.
В частности, первой ласточкой можно считать саму Королевскую – только она начала рабо тать на БЮТ еще в 2005 году, после первой от ставки Тимошенко с должности премьер-министра.
Как только Тимошенко во второй раз стала премьером, начались очередные кадровые ротации на крупних госпредприятиях, в частности, угольных, новые «генералы» стали проявлять чудеса публичности, чего раньше не за кем из такого рода чиновников не наблюдалось. Ближе к выборам стало понятно – они должны были сформировать положительное информационное поле вокруг темы «Тимошенко и шахтеры». Среди генералов были в основном косноязычные чиновники, но был и один политик – гендиректор ГП «Ровенькиантрацит» Юрий Зюков. Он в свое время успел поработать заместителем губернатора Ефремова (в 2004 году), затем заместителем министра угольной промышленности Тулуба в правительстве Януковича (в 2007г.) – и вот, вернулся в ГП «РА» уже при Тимошенко, формально при этом оставаясь депутатом облсовета от ПР и имея партбилет. 24 октября 2009 года Зюков публично поддержал Юлию Тимошенко как кандидата в Президенты, был исключен из ПР (хотя заявлял,что написал заявление о выходе). За ним последовал и руководитель Ровеньковского теркома ПРУП Николай Полухин. А за ними – еще 12 депутатов Ровеньковского горсовета и мэр шахтерского города Александр Онасенко. Штабисты Тимошенко преподносили это как символ разрушения политической монополии в ПР в области.
Налаживал мосты с Тимошенко и мэр Северодонецка Владимир Грицишин. Он лично в своем городе много сделал для того, чтобы пошатнулось влияние регионалов. Так, в 2008 году Грицишин воспротивился проведению второго северодонецкого съезда депутатов всех уровней, и уступил только после личного вмешательства Виктора Януковичча, с тех пор снискав славу врага луганских регионалов. Затем при его молчаливом согласии была развалена фракция ПР в горсовете, буквально в конце января из нее вышли 14 депутатов.
Уже перед выборами была озвучена и информация о работе на БЮТ еще одного регионала, депутатат Луганского облсовета, руководителя компании «Агротон» Юрия Журавлева. На сессии облсовета 2 февраля депутат Александр Бабенко рассказал о том, что структуры, входяшие в «Агротон» оказывают БЮТ кадровую поддержку, направляют своих людей работать наблюдателями. Председатель облсовета Валерий Голенко имел возможность развернуть дискуссию о политической верности Журавлева, однако предпочел ограничиться лаконичным обещанием рассмотреть этот вопрос на политсовете ЛОО ПР.
Несколько показательных примеров – Зюков, Полухин, Грицишин, Журавлев и загнанные в штабы БЮТ руководители угольных госпредприятий были красивой картинкой, которая хорошо вписывалась в стратегию кампании. Однако эти люди, много лет работавшие в связке с местными регионалами, не могут быть, как оказалось, лидерами общественного мнения.
И чем дальше ПР будет оттягивать проведение выборов в местные советы и, возможно, парламента, тем больше шансов «дрогнуть» будет и у местных – в том числе новоявленных - БЮТовцев. Речь не идет о госслужащих, ведь, к примеру, угольных генералов после переформатирования КМУ поснимают с должностей. Нужно тепер наблюдать за теми, кого можно считать автономними политическими единицами.
Если бы Тимошенко выиграла, эти люди могли бы начать формировать новую провластную группу в Луганском регионе. А так им придерся каное-то время переждать в политической тени.
Отсрочка с выборами в местные советы и потенциальными перевыборами в парламент не только фиксирует победу ПР, но и может значительно ослабить шансы Тимошенко на реванш. Вспомним, как в 2006 году ПР победила на парламентских выборах - именно протестно настроенный електорат Януковича дал ему возможность формировать коалицию по своему усмотрению. Чем быстрее состоятся выборы в местные советы, тем больше наберет на них Тимошенко в своих регионах.
В Луганской же области влияние ПР, в которое некоторые утратили веру в последние 2 года, вернется к своему абсолютному значению, а значит Луганская «Батьківщина» имеет все шансы вернуться в то положение, в котором пребывала до 2005 года. Тут все будет зависеть от местных лидеров – устоят ли перед соблазнами и давленим .
Виктория Матвеева