Отработанные покрышки: элемент благоустройства, смертельная опасность или социальная матрица?
Рассказываем, как автопокрышки влияют на здоровье людей и экологию, и что о них думают жители Славянска и городская власть
Автомобильные покрышки давно уже стали неотъемлемой частью наших дворов. Лебеди, чебурашки, божьи коровки и другие “арт—объекты” из автомобильной резины сейчас можно встретить возле каждого второго подъезда.
При этом, заботливо установленные жителями домов отработанные автокамеры-”украшения”, на самом деле, могут нести опасность для здоровья.
В Славянске эко-активисты решили привлечь внимание к проблеме городских властей.
Один из них — житель Славянска Дмитрий Браславский. Он решил провести социальный эксперимент и проверить, как власти отреагируют на сигнал горожан о необходимости избавиться от автопокрышек.
Фото из соцсетей
“Покрышки в нашем городе я наблюдал годами. Раньше меня это волновало в контексте благоустройства, так как считаю, что изделия из покрышек выглядят некрасиво. Потом меня это заинтересовало в плане экологии. Поинтересовался у специалистов, проконсультировался у экоактивистов, сделал запрос в исполком и получил ответ, что покрышки относятся к опасным отходам и их нужно утилизировать. Правда при этом чиновники добавили, что на общегосударственном уровне механизм утилизации не отработан и сдавать покрышки просто некуда”, — рассказывает Дмитрий.
Также, он узнал, что в городских правилах благоустройства нет нормы, которая прямо запрещает использовать покрышки во дворах.
“Решив провести эксперимент, я сфотографировал на одной из улиц вкопанные колёса и отправил снимок в горсовет, сопроводив его просьбой убрать объект моей съемки. Если горсовет отреагирует, следующим шагом будет разговор с людьми, жителями, чтобы они массово отправляли такие же обращения. Тем более, что сейчас это можно делать в несколько кликов через интернет.
В условиях карантина, кстати, это большое преимущество. Моя цель заключается в том, чтобы в горсовете обратили внимание на проблему и кроме обычных уборок во дворах, постепенно убирали и автопокрышки”, — объясняет активист.
“Кладбища” использованных покрышек
Конечно автопокрышки, как “украшения”, так и просто те, что накапливаются на свалках, в гаражных кооперативах или СТО — это проблема не только Славянска.
По данным профильных экспертов, в Украине ежегодно накапливается около 400 тысяч тонн отработанных автомобильных покрышек.
Причем, системный сбор и утилизация охватывает лишь 10% этой массы. Еще около 20% варварским методом сжигаются в промышленных печах, загрязняя атмосферу целым "букетом" токсинов.
Для ответа на этот вопрос достаточно оглядеться вокруг, походить по дворам многоэтажек и по улицам частного сектора, побывать на детской площадке или на пришкольной территории.
От количества увиденных покрышек у вас разбегуться глаза, ведь из них сделаны многие элементы инфраструктуры — заборчики, горки, клумбы и другие предметы благоустройства.
Одних только лебедей, сделанных умельцами из отработанных покрышек, можно считать на сотни. Впрочем, лебеди, далеко не полностью отражают диапазон фантазии золоторуких граждан. Иногда из покрышек создаются целые композиции, хотя их эстетический вид часто вызывает сомнение.
Чем опасны резиновые “украшения”?
Автомобильные покрышки являются отходами 4—го класса опасности и наносят окружающей среде, а следовательно, и здоровью людей, огромный вред.
При контакте с водой, землей или при нагревании солнечными лучами они выделяют массу химически активных соединений, которые попадают в человеческий организм и вызывают тяжелые заболевания, вплоть до онкологии.
Фото Укринформ
Как оградится от экологической опасности?
По словам Чистякова, недавно несколько общественных природоохранных организаций обратились в Кабмин и профильный Комитет Верховной Рады Украины с требованием убрать с детских площадок, дворов и палисадников жилищного сектора отработанные автомобильные шины.
Кроме того, общественники требуют привлечь виновных к ответственности, а шины утилизировать в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Реакции от вышеуказанных инстанций пока не последовало.
Сначала — просвещение, потом — практика
В том, что касается Славянска, то здесь городское руководство видит ситуацию не только в экологической плоскости.
В частности, мэр Славянска Вадим Лях рассказал, что депутаты несколько раз изучали на комиссиях возможность реализовать в городе программу по централизованному вывозу покрышек из дворов, с последующей их утилизацией. Но по мнению мэра этому должна предшествовать просветительская работа.
“Начинать борьбу за избавление от автопокрышек нужно с информационной кампании. Решая экологическую проблему мы можем столкнуться со сложностями нравственного характера. Ведь жильцы домов, старались украшать свои дворы, вкладывали можно сказать душу. И если мы просто так возьмём и уничтожим это, то опять же это может привести к конфликтам.
Эко—активистам, которые привлекают внимание к проблеме утилизации автопокрышек я хочу посоветовать прежде всего провести мощную просветительскую работу среди жителей города. Просто во дворах собирать людей и объяснять людям, насколько вредны эти покрышки, насколько важно от них избавляться. Ведь далеко не все понимают, что эти по сути автоотходы несут угрозу здоровью детей, например. И вот после просветительской кампании нужно прийти к общему решению совместно с жильцами наших многоквартирных домов”, — говорит Вадим Лях.
Что думают горожане?
В то же время сами горожане по разному относятся к этому самодельному декору. Чаще всего восприятие колёсных скульптур зависит от возраста.
Мы провели небольшой опрос в котором одобрительно об украшениях высказывались люди старшего возраста. Молодые либо относятся равнодушно либо отрицательно.
Оформляя свои дворы лебедями из автопокрышек, жители города пытаются таким образом создать из подручных материалов пространство, которое не смогли для них создать, в соответствии с градостроительными, природоохранными и эстетическими нормами, ответственные службы.
Есть ли альтернатива покрышкам?
Традиция замещать недоработки руководства собственной смекалкой сложилась еще в советское время и эта матрица работает до сих пор, хотя за последние годы появилось достаточно много возможностей избежать такой самодеятельности.
Индустрия благоустройства предлагает большой выбор экологически чистых материалов, а по художественному решению можно проконсультироваться со специалистами, коих тоже сейчас хватает.
Расширились и возможности внебюджетного финансирования: помимо старинной "шапки по кругу" появились краудфандинговые платформы, начали работать международные грантовые проекты, а на местном уровне — программы по участию общественности в распределении городской казны.
Например, в Славянске "Бюджет участия" успешно работает 3—й год и, как показывает статистика, количество вовлеченных в нее горожан растет в геометрической прогрессии.
На данный момент Дмитрий Браславский ожидает ответа на свой запрос.
Возможно это станет первым шагом к тому, чтобы отходы 4 класса опасности навсегда исчезли из наших дворов.
Дмитрий Журавлев, Восточный вариант, фото автора