32 “улыбки” в Северодонецке: как местный скульптор создает в городе сказку
Как северодонецкий МАГ “консервирует” улыбки
От добродушного трехглавого дракона и милого миньйона до буквально разрывающих душу памятников погибшим защитникам Украины из “железа войны”.
Все это такие разные, но всегда неповторимые работы северодончанина Александра Моисеенко. 32 из них украшают город, десятки разъехались в разные уголки страны.
О том, как создает “улыбки” для горожан, каким видит символ Луганщины и почему собирает ложки — рассказал “Восточному варианту”.
Городской МАГ
Если найти в Википедии статью “Памятники Северодонецка”, среди традиционных монументов отдельно вынесены работы Александра Моисеенко. В городе его знают и любят как МАГа (первые буквы Моисеенко Александр Григорьевич — ред.). Это скульптор-самоучка, главная цель которого — вызывать у горожан позитивные эмоции и дарить улыбки. Свои работы так и называет — улыбки в город.
“Знаете, я понимаю артистов, которые до последнего работают на сцене, откладывают какие-то костыли и выступают. Это настоящий “наркотик”, когда ты можешь управлять эмоциями людей. Мне дан такой талант — делать это с помощью своих работ. Я “консервирую” улыбки. Сегодня, завтра, через год человек будет к ним подходить и улыбаться. Я стараюсь использовать и какие-то старинные элементы, которые разве что в музее увидишь. А тут — подходи и трогай”, — рассказывает Александр Моисеенко.
Мастерская МАГа — на окраине города в гараже. Атмосфера творческая, но тысячи (без преувеличения!) деталей и инструментов аккуратно сложены и систематизированы. Тут результаты его “охоты” — странные (и старые) колеса, шестеренки, детали. Одним словом, многое из того, что буквально валяется под ногами, но, пройдя сквозь “фильтры” фантазии МАГа, превратится в деталь необычного сувенира или нового городского памятника.
В мастерской бросается в глаза голова дракона. У нее любопытная история. Это часть одной из самых любимых скульптур Александра. Трехголовый Змей Горыныч охраняет вход в одну из стоматологий. Когда-то эту голову украли, но со временем, когда уже и замена была готова, ее удалось вернуть. Змея же МАГ, говорит, создавал как своего рода автопортрет. Даже украсил перстнями, которые и сам любит носить. Хотел передать и свой добродушный характер.
“Он такой крикливый, “улыбушечка”, с пивным животиком — на меня похож. И у меня такое ощущение, что у меня действительно три головы: одна думает об этой работе, другая уже о следующей. а третья — чем вообще семью кормить”, — рассказывает МАГ.
32 “улыбки” в Северодонецке
Одна из свежих работ МАГа — паровая машина на бульваре Дружбы Народов. Автомобиль мечтал сделать давно, но повторять какие-то стандартные работы не хотелось.
“Я продумал этот автомобиль так, чтоб он был более исторически аутентичен. Он трехколесный, потому что первые автомобили так строили, привод на одно заднее колесо был проще сделать. Там это все есть: паровой котел, цилиндр, цепи. Под сиденьем это бак с насосом, как на настоящем паровозе: время от времени надо подкачивать свежую воду. Я хотел, чтоб даже технически грамотному человеку было интересно посмотреть. Номера на ней 2020 ЛУГ, такие когда-то были в Луганской области. Старики смотрят и улыбаются”, — делится МАГ.
При создании автомобиля в ход пошли детали от старинной кровати.
“Рамка автомобиля — это старинный быльца с литьем, там и спинка, ножки есть. На манометре длинный кованый гвоздь. Кроме того, мне знакомые фотографы говорят, что очень удачно получается на фото, когда садится человек за руль, на рамке написано “Северодонецк”, а внизу на номере 2020. Сразу понятно, где и когда снимок сделан”, — говорит МАГ.
Среди его работ есть и Смешарики, “капусточка” на месте одноименного магазина, большие цветы, велосипед, карета. Установлены они в разных уголках города, но там, где люди уже следят за красотой и чистотой своего уголка. Таким, говорит МАГ, и хочется помогать.
Сейчас МАГ ищет материалы для создания памятника возле Свято-Хресто-Воздвиженского храма. Видит его как колокол, разрывающий цепи:
“Исторически так сложилось, что татаро-монголы, а позже коммунисты, все в первую очередь разрушали храмы. То есть все пытались этот колокол заставить замолчать. Это будет стилизация под разрушенную колокольню. Колокол, который обмотан цепями, они как уздечка, которая тянет к земле”.
АТО-арт: чтобы помнили
Отдельное место в его творчестве занимает ато-арт. Это предметы искусства, созданные из железа войны. Осколками снарядов, всевозможные гильзы попадают в руки мастера только после осмотра специалистов. Александр подчеркивает, что неподготовленному человеку прикасаться к таким вещам опасно. В его же руках они могут стать частью часов, декоративной подставки, рамки для фотографий, светильника.
Если масштабнее — частью памятника. Например, как в работе “Боронити рідну землю”. Его МАГ сделал по заказу военных, которые хотели почтить память погибших побратимов. В центре композиции — щит, сделанный из диска бороны, что созвучно ее названию.
“Есть такое выражение — перекуем мечи на орала. У нас, благодаря “соседям”, получилось наоборот. Эти же диски использовали в 14 году для самодельного бронирования автомобилей”, — говорит о работе автор.
Рваное и покалеченное железо войны он использует как напоминание о страшных событиях современной войны:
“Люди не хотят запоминать ошибки своих предков. и очень быстро забывают, насколько ужасна эта война. Все почему-то думают, что это их не коснется. гранитные памятники — это красиво, но они не несут такой информации. Этот порванный металл, осколки с острыми зубцами информативны. Человек через 10 лет посмотрит и подумает: вот это всё летало, а если бы в меня прилетело”.
Байбак-Тайсон и гигантская щука
Идей, в том числе и для города, у него масса. Признается, на воплощение всех не хватает времени. Например, собирает металлические ложки, которые со временем станут чешуей гигантской щуки. Но не простой, а “запряженной” в водные лыжи. И с удочкой. Как и многие роботы — эта будет фотозоной:
“Щука будет 1,5-2 метра. Дети будут фотографироваться верхом. А взрослые? Сзади делаю камыши, лыжи и согнутую дугой удочку с ярко-красным поплавком. А теперь представьте лицо мужика-рыболова, какие там будут корчить гримасы, который позирует, будто его такая щука таскает по камышам”.
Мечтает МАГ “поколдовать” и над символом Луганской области байбаком. Но сделает его не толстеньким и расслабленным, как на большинстве изображений, а способным за себя постоять.
“Я хочу из него сделать Тайсона в боксерских перчатках. Такого парня, который может дать сдачи. Очень хочется делать вещи, которые цепляют. Которые заставляют задуматься или испытать сильные эмоции”, — подытоживает Александр.
Анастасия Дашко, Восточный вариант. Фото автора и предоставленные героем публикации