УРОКИ ЖИЗНИ
Есть в этом мире особый вид людей – людей, которые живут не для себя, а для других. Они «горят» всем, что делают, и, как бы пафосно это не звучало, – благодаря им в мире сохраняются традиции и укрепляются ценности. Это удивительные люди. Именно такая и наша героиня – обычная школьная учительница с необычной судьбой и еще более необычным предназначением. Ее зовут Лариса Александровна Саркисова, она работает учителем французского языка в СШ № 7 города Молодогвардейска Краснодонского района. За всю свою жизнь бок-о-бок с педагогикой эта женщина сумела стать жизненным поводырем для многих поколений школьников.
Признаюсь, этот очерк о Ларисе Александровне задумывался как своеобразный подарок ей ко дню 8– го Марта. Подчеркну, что подарок заслуженный, в чем читатель убедится, прочитав его до конца. Так вот: оказалось, что наша героиня имеет с этим праздником, пожалуй, немножечко большую связь, нежели остальные женщины. Все мы помним о коммунистическом начале праздника 8–го Марта, правда? Так вот, судьба Ларисы Александровны самым тесным образом связана с коммунистическим прошлым. Нет, она не вела политагитаций и вообще к политике никакого отношения не имеет. Все проще и сложнее одновременно. В конце тридцатых годов прошлого века в Испании развернулась гражданская война. Компартия Советского Союза, помогая испанским коммунистам, приняла на свои просторы испанских детей, чтобы спасти их жизни в военных условиях. Предполагалось, что иммиграция будет временной, но многим детям уже не суждено было вернуться на родину, к своим родным. Так что новая страна стала для них второй родиной. В «партии» детей–беженцев, которую распределили в Туапсе, оказалась и маленькая Лариса. Многих ее братьев и сестер по несчастью тут же разобрали русские семьи – в приемыши. А Лариса долго оставалась без родителей – она была самым больным ребенком и, в конце концов, стала последней из той самой партии испанских детишек. Но одна женщина пожалела ребенка и забрала в свою семью. О своих настоящих родителях Лариса Александровна ничего не знает, воспоминаний о жизни до переезда почти не осталось, а имя, отчество и фамилию ей дали родители приемные.
Глядя на нее сейчас, невольно кажется, что если бы ее судьба повернулась по–другому, если бы эта женщина осталась в Испании, – она все равно была бы педагогом, настолько органична для нее эта профессия. Выдающиеся учителя привносят в педагогику что– то свое, открывают в ней новые грани. Лариса Александровна же настолько самобытна, что ее даже трудно с кем– то сравнивать.
Все без исключения, кто знает эту женщину, в первую очередь отмечают ее неуемную энергию. Но то, как она ею управляет, – на самом деле достойно восхищения. Помню свои первые впечатления о ней. Давно это было, почти 15 лет назад. Начинается урок, она врывается в класс, как ураган. Тут же начинает говорить по–французски, быстро, непонятно, взахлеб что–то рассказывая. Среди детей – застывшее то ли недоумение, то ли изумление. Урок проходит в режиме нон–стоп, причем все вдруг вовлекаются в этот еще непознанный процесс (все–таки первый в жизни урок иностранного языка). Уже на втором уроке Лариса Александровна помнит по именам почти каждого ученика, и с каждым начинают выстраиваться определенные отношения.
Но особое призвание Ларисы Александровны заключено не в самом преподавании иностранного, хотя и с этим она справляется отлично (до сих пор помню и запросто могу спеть песни на французском языке). Ее призвание – воспитывать из «неблагополучного» ребенка человека в лучшем смысле этого слова. Ценно ли это сегодня? Думаю, очень. Ведь в наше время поколение молодых родителей – кто из-за занятости, кто из-за собственного невежества, – воспитывают отпрысков в целом неправильно. Исчезают куда–то уважение к старшим (да и к сверстникам, в общем–то, тоже), появляется какая–то неуправляемость, а «хочу» доминирует над «надо»… Вот что рассказывает, например, Елена Тишик, бывшая ученица Ларисы Александровны, а сегодня сотрудница школьного коллектива и мать двоих детей: «Новое поколение детей намного сложнее, чем предыдущие поколения. Сегодняшние восьми– , девятиклассники совсем не такие, как их предшественники. Они запросто могут неприлично выражаться при учителе, в них есть жестокость, и в целом они не проявляют интереса к учебе. Родители очень часто обвиняют в этом школу: дескать, вы педагоги – вы и должны воспитывать этот интерес…»
Методы Ларисы Александровны жестковаты, но зато очень доходчивы. Но каждый ученик, кому «перепало» ее внимания больше, чем другим, спустя годы понимает, что она была права во всем. Уже много лет подряд ее утро начинается раньше всех и всегда в одном и том же режиме: по дороге в школу она забегает к одному, потом второму заядлому прогульщику, будит их, берет буквально за руку и тащит в школу. Да еще потом присматривает, не убежали ли с урока. Причем, не важно, свои это ученики (то есть из класса, которым она руководит), или чужие. Чужих для нее нет. Она знает биографии и особенности характера каждого неблагополучного школьника, знает о методах воспитания в семье: одни родители все время отдают работе и не успевают заниматься ребенком, другие же просто не обращают внимания на учебу сына или дочери в школе.
Скажете, личное дело каждого, вмешивается в чужую семью? Неправда. Как правило, ближе к выпускному вечеру даже самые «непутевые» ученики благодарят Ларису Александровну. Один из таких «оторви и выбрось» без свидетелей признался: «Ну да, приходит ко мне домой, часто. Рассказывает родителям, что веду себя плохо, прогуливаю и так далее. Родители читают нотации, начинают воспитывать. Злюсь на нее из–за этого. Но все равно и я, и весь класс ее любим. Потому что она уделяет нам внимание. Каждому».
Вот что нужно детям – внимание. Даже если внешне оно им якобы не нравится: «не лезьте в мою жизнь» и так далее. Юношеский максимализм это, а на самом деле они ждут, что кто–то поможет им, посоветует, подскажет.
Недаром у Ларисы Александровны под крылом всегда самые отстающие по учебе и буйные в плане поведения классы. Она смело берется за руководство, и, кажется, никогда не устает от постоянной беготни: нужно перед уроками забежать к Иванову и Петрову, а после уроков – к Сидорову. При этом здоровье у учителя, особенно в последние годы, значительно ослабло (дают знать о себе и возраст, и множество перенесенных операций), но в школьной суете она как будто выздоравливает. Учительский коллектив рассказывает, что она может пожаловаться на плохое самочувствие, но как только наступает новый день, с той же энергией вновь бежит в школу, по пути забирая из дома прогульщиков. Все это, с одной стороны, даже забавно, – учительница бежит в школу с охапкой школьников! Но с другой стороны, если это и есть самый действенный метод?
А еще у нее потрясающее чувство юмора, и поток шуток никогда не иссякает. Лариса Александровна умудряется даже в самом обиженном на нее ученике вызвать улыбку и понимание. «Зубья почистили, обувь помыли, – и бегом в школу!» – каждый день напоминает она. Вы не поверите, но учительница не допускает неопрятного вида у учеников, а особенно – грязной обуви. И когда на улице сырая погода, она обязательно стоит на входе в школу и проверяет, чтобы школьники были в чистых ботинках. Если нет – отправляет их мыть, и сама этот процесс проверяет. Лет десять назад это было в диковинку даже другим учителям – чтобы стоять вот так, безапелляционно отправлять школьников мыть ботинки! Но очень скоро все привыкли, тем более, что и результаты появились – большая часть учеников перед входом в школу обувь все–таки стала мыть… Мелочи? Нисколько. Самая, что ни есть, дисциплина. Возможно, эти методы остались у Ларисы Александровны еще с ее работы директором школы в селе Таловка Краснодонского района, где она руководила школой более 15 лет. Но главное, что ученики ее слушаются.
Сегодня уже большая половина ее жизни осталась прожитой – Ларисе Александровне за шестьдесят. В Москве живет ее взрослая дочь, а в Туапсе – приемная мать, с которыми она видится очень нечасто. Но здесь, в школе, жизнь учительницы кипит так же, как и много лет назад. Поколения меняются, дети вырастают и уходят во взрослую жизнь, а на смену им приходят новые – еще более непокорные и самостоятельные. Но только ей, кажется, известен какой–то секрет, с помощью которого она находит общий язык с любым поколением.
Честно признаться, мне не доводилось видеть ни одного человека, подобного Ларисе Александровне, в котором бы так уживались неуемная энергия, мудрость, добро и человечность. Кто бы еще был так уверен в каждом своем шаге. Кто бы так – насквозь – видел в любом, даже самом неблагополучном ребенке Человека.
И в канун 8–го Марта хочется поздравить эту замечательную женщину, прекрасного педагога – Ларису Александровну Саркисову с женским праздником. Низкий поклон ей – от всех ее учеников.
Елена Старых