Уроки русского
4 декабря в России прошли парламентские выборы. Их результаты и последствия оказались неожиданными для привычных представлений о «демократии по-русски». Партия власти – «Единая Россия» - стала стремительно терять поддержку россиян, падающий рейтинг не мог спасти ни админресурс, ни фальсификации. Итог – вместо 64%, набранных партией в 2007 году, в 2011-м единороссы не смогли преодолеть 50%-барьер и утратили конституционное большинство в нижней палате федерального собрания. Более того, на следующий день оппозиция вышла на улицы, выступая против многочисленных нарушений на выборах. Поднявшись в столице, протестная волна перебросилась на провинцию. По сути дела Россия оказалась в ситуации, похожей на ту, в которой была Украина в 2004-м, а широкое использование интернет-коммуникаций для самоорганизации протестного движения живо напомнило события «арабской весны», сокрушившей ряд авторитарных режимов в Африке и расшатавшей ближний Восток.
Важность событий в России для Украины переоценить сложно – по сути дела на московских улицах и площадях решается судьба и нашей демократии.
Сейчас в России зависло шаткое равновесие: власть находится перед дилеммой: жестко подавить протест либо идти на уступки, оппозиция размышляет над тем, насколько она готова к радикальным шагам и, прежде всего, к взятию власти. Украинская власть, для которой путинская Россия всегда была образцом для подражания, думается, сейчас с большим напряжением следит за событиями у соседей. Еще бы, ведь в следующем году ее ждут сложные парламентские выборы, и по всем позициям положение команды Януковича гораздо хуже, чем у российской правящей группировки.
Во-первых, правящая российская партия опирается на жесткую чиновничью вертикаль и разветвленный аппарат пропаганды. В Украине же система админресурса так и не восстановилась после удара, нанесенного ей «оранжевой революцией», и как ни работает над ее реанимацией нынешняя администрация Президента, медведчуковской вертикали не получается. По-прежнему существует в Украине и свобода слова. Достаточно сказать, что у нас успешно трудятся бывшие российские звезды журналистики, бежавшие от путинского зажима, и при всех претензиях к ангажированности Шустера или Киселева их программы демонстрируют запредельный по российским меркам уровень вольнодумства. И если, имея в руках могучие орудия принуждения и промывки мозгов, российская политическая модель начинает давать фатальные сбои, то украинской власти стоит тысячу раз подумать, продолжать ли бездумно копировать ее образцы.
Во-вторых, хотя оппозиция и сумела добиться успеха в крупных городах Сибири, Урала, Центральной России (самый низкий процент у Единой России в Ярославле), но какого-то опорного базового региона, который мог дать ей критическую массу голосов, где чиновничество боялось бы идти против народа, у нее по-прежнему нет. Зато у власти есть электоральные бастионы в виде национальных автономий, прежде всего Северного Кавказа (максимальный результат за партию власти на уровне абсурдных 99,5% дала Чечня). В Украине оппозиция всегда может опереться на западные области страны, где Янукович несмотря на все «кнуты и пряники» никогда не станет «своим». Это огромный бонус, который никогда не позволит власти пойти по пути откровенной узурпации. С другой стороны, напрашивается параллель между сверхлояльным Кавказом в России и не менее лояльным Донбассом в Украине (в интернете даже ходит российский аналог украинской кричалки: «Спасибо жителям Кавказа за премьера-водолаза», намекающей на знаменитое пиар-ныряние Путина за древними амфорами). Однако параллель эта кажется очевидной только на первый взгляд – лояльность Кавказа щедро оплачивается из федерального бюджета, и, по крайней мере, на уровне элит чеченцы, дагестанцы, ингуши и т.д., ощущают благодарность Кремля за правильное голосование. В Донбассе ситуация кардинально противоположная – после выборов выгоду от избрания Януковича ощутила только узкая группа лиц, приближенных к Президенту. Самые широкие слои населения – от бизнесменов до шахтеров - испытывают разочарование, ощущают, что их использовали «за бесплатно» и кинули. В этой ситуации считать Донбасс надежным тылом нынешней власти вряд ли приходится. Недавний чернобыльско-пенсионерский бунт в Донецке - яркое тому подтверждение.
Свои уроки из российских выборов может извлечь и оппозиция. Главный из них касается необходимости единства на стадии борьбы с общим врагом – авторитарной правящей партией. В тех российских регионах, где системные и несистемные оппозиционеры при поддержке гражданских активистов сумели объединить свои усилия по борьбе с фальсификациями, нарушения были сведены к минимуму и результаты выборов более-менее соответствовали реальным предпочтениям населения (так было в Екатеринбурге и Калининграде). В Москве же, где, казалось бы, аккумулирован весь цвет российской оппозиции, выборы были грубо сфальсифицированы. Причина одна – пиарящиеся вожди тянули одеяло в разные стороны, выступая с тысячей разновекторных инициатив (портить бюллетени, не ходить на выборы, голосовать за конкретную партию или за любую, кроме ЕР и т.д.), а в итоге запутали избирателя и не сумели предотвратить массового вброса бюллетеней и «каруселей». Это бы стоило учесть нашим оппозиционерам, не готовым зарыть топор междоусобной войны, даже под угрозой находится сама идея демократии.
Есть в российских выборах урок и для нашего хилого гражданского общества. В современных условиях, в эпоху социальных медиа участие рядового гражданина в политических процессах становится все более значимым. Можно сколько угодно иронизировать, но иногда перепост и ретвит могут быть гражданскими поступками. Российские выборы показали, что самоорганизующееся сообщество свободных людей может бросить вызов даже самому суровому и авторитарному режиму.
В 2010 году Украина, избрав президентом Виктора Януковича, стремительно стала двигаться в сторону российской модели управления. Это импонировало как элите, так и многим простым украинцам, подуставшим от сумбура, царившего в стране после «оранжевой революции». Сегодня, чем бы ни закончились события в России (вплоть до силового разгона акций протеста), мы наблюдаем крушение путинской модели, срок ее годности оказался недолговечным, как и любого режима, основанного на подавлении основ гражданского общества. Будем надеяться, что у наших властьпредержащих хватит ума свернуть с этого пагубного пути (причем для своего же блага), а у всех нас сил и стойкости отстоять свою свободу.
Фото с сайта "Уфимского журнала"