Украинский протест и «бесплатный Путин»
В прошедшее воскресенье страна была шокирована сообщением из Донецка. Акцию протеста чернобыльцев попытались разогнать, как водится, в таких случаях, «неизвестные» в штатском, а в итоге погиб человек. Учитывая, что страсти достигли такого накала в форпосте нынешней власти, в самом сердце Донбасса, то можно было ожидать, что этот печальный инцидент станет окончательной точкой невозврата в отношениях власти и общества, станет толчком для каких-то массовых протестных движений. Однако время идет, а ничего не происходит. Все недовольны, но пазл не складывается.
Прежде всего, стоит отметить, что Президенту Виктору Януковичу все-таки очень повезло с избирателями. Несмотря на все недовольство населения юго-востока налоговыми, пенсионными и прочими инновациями нынешней власти, несмотря на ущемления прав льготников, Янукович и партия власти – лидеры электоральных симпатий. Опросы показывают, что на выборах ПР опять победила бы, пусть и с более скромными результатами. Для сравнения – рейтинг Виктора Ющенко именно в среде его базового электората начал падать практически с первого года правления, по мере развенчивания «иллюзий Майдана», Пока в итоге не достиг критической точки общественного недоверия. Разумеется, Виктор Ющенко обещал украинцам гораздо больше, чем Янукович, и надежды с ним связывались гораздо более радужные. Однако стоит отметить, что избиратели Виктора Ющенко начали «спрашивать» со своего Президента сразу же после его инаугурации. Избиратели Виктора Януковича в массе недовольны, но молчат. И это терпеливое молчание самый главный козырь нынешней власти.
Второй фактор, не способствующий возникновению какого-либо консолидированного протеста – фрагментированность украинского общества, не способность его сформулировать общегражданские претензии к власти. Этот камень можно смело бросать в огород оппозиции. Само по себе общество не может формулировать повестку, ее смутные чаяния и бытовое недовольство должны облекать в четкие формулы претензий к власти оппозиционные политики, гражданские активисты, интеллектуалы. А поскольку последние ничего обществу не предлагают, кроме поднадоевшей демагогии, то и протест выглядит хаотическим и «шкурным» - льготников интересуют только недополученные льготы, мелкий и средний бизнес – увеличенные налоги. Этим пользуется власть, легко стравливая разные протестные группы – изображая первых дармоедами, своими необоснованными претензиями разоряющими бюджет, а вторых – куркулями, которые не хотят платить налоги. Во всех цивилизованных странах мира отраслевые забастовки опираются, как правило, на поддержку солидарных с ними профсоюзов, оппозиционных партий, прессы и так далее. В Украине же напротив – каждый сам за себя. Власти остается только стричь купоны.
Третий момент – низкий уровень политической культуры, который требует простых лозунгов и, главное, вождей. Президентские выборы-2010 были как раз выборами между двумя личностями – одна личность победила и отдыхает в Межигорье, другая проиграла и тоже «отдыхает», но в СИЗО. Других значимых персон в украинском политикуме не вызрело, а к мелким вождишкам украинский избиратель относится с традиционным недоверием. Эта слабость украинского общества тоже значительно облегчает задачу Януковичу и его команде: достаточно перекупать или давить всякого потенциального яркого оппонента, и за свое политическое будущее можно не беспокоиться. Сюда же можно приплюсовать и общую психологическую усталость украинцев от многих лет бесконечных выборов и эксцессов митинговой демократии.
Все эти факторы – терпеливость электората Януковича, отсутствие внятной оппозиции, низкий уровень политической культуры – позволяют нынешней власти укреплять свои позиции, не опасаясь каких-либо масштабных общественных волнений, подобных тем, которые помогли демонтировать авторитарный режим Кучмы в 2004-м. Однако тревожные звоночки для команды Януковича все же прозвучали.
Главное, как это не прозвучит банально, за первые два года правления Януковича «Схід та Захід» стали все же гораздо ближе друг другу. Вышедшая на первый план социально-экономическая повестка практически полностью смела столь любимые властями идеологические химеры типа статуса русского языка или ОУН-УПА. Украинцы все более осознают общность своих проблем. И не смотря на демонстративные украинофобские выходки представителей провластных сил, и идиотские вбросы оппозиции типа «Спасибо жителям Донбасса», вряд ли можно ожидать возобновления жесткой конфронтации в духе 2004 года, с делением Украины по берегам Днепра, цветам и сортам.
Но самый важный момент – для того, чтобы умело манипулировать вышеперечисленными факторами слабости украинского общества, нужны большие деньги, которые бы направлялись на коррумпирование оппозиции, выращивание фиктивных политиков-популистов, которые бы помогали выпускать пар недовольным, создание системы изощренной и убедительной пропаганды, рассчитанной как на простой народ, так и на интеллектуалов. То есть всего того, что может себе позволить правитель нефтегазовой империи Владимир Путин. Янукович во всем стремится ему подражать, но денег у него на это нет. А «бесплатного Путина» вряд ли кто-то будет терпеть слишком долго.
Фото "Украинской правды"