Углепром переходит в частные руки
Министерство энергетики и угольной промышленности подготовило 2 законопроекта, которые будут регламентировать приватизацию предприятий углепрома. Власти уже начали рекламировать разгосударствление стратегической отрасли, основываясь на позитивных примерах.
ТЕНДЕНЦИЯ НАЛИЦО
Угледобывающие предприятия Луганской области в I квартале 2011 года выполнили план на 140%. Однако, весь прирост объема добычи в сформирован за счет ГП «Ровенькиантрацит», «Свердловантрацит» и «Антрацит».
«Суммарная доля этих предприятий в добыче углепрома государственного сектора области составляет 82%, притом, что численность трудящихся – 19%. То есть пятая часть шахтерского коллектива дает 82% добычи. 4 других предприятия министерства (ГП «Луганскуголь», «Первомайскуголь», Донбассантрацит» и ОАО «Лисичанскуголь» - ВВ) систематически не выполняют план и задание, и при этом создают высокий уровень напряженности в работе и выполнении производственной программы», - отмечал первый заместитель министра энергетики и угольной промышленности Игорь Попович, оценивая работу углепрома.
Более того, основной претензией к руководителям предприятий-аутсайдеров стало, в том числе, и то, что они не смогли привлечь инвесторов.
«Госпредприятия «Луганскуголь», «Первомайскуголь», ОАО «Лисичанскуголь» так и не смогли, несмотря на общие с министерством усилия, изменить ситуацию. Не нашли возможности привлечь дополнительные средства в виде инвестиций, заменив их коммерческими кредитами с высокими процентными ставками. При этом справедливости ради необходимо сказать, что для них это был единственный выход, чтобы полностью не приостановить добычу, проведение горных выработок и не оставить людей без работы, а семьи шахтеров - без средств к существованию», - говорит заместитель губернатора по вопросам промышленности Юрий Чернуха.
В Луганской области 8 крупных угледобывающих предприятий. Одно из них – «Краснодонуголь» - было приватизировано «Метинвестом» (входит в сферу влияния самого богатого украинца Рината Ахметова) еще в 2004 году, и властями традиционно преподносится как компания, работающая успешно и выполняющая социальные обязательства.
Три госпредприятия – «Антрацит», Ровенькиантрацит», «Свердловантрацит» - демонстрируют хорошие показатели работы, имея так называемых инвесторов.
ГП «Антрацит» сотрудничает с «Луганской угольной компанией», два других – с «Донбасской топливно-энергетической компанией» («ДТЭК», подконтрольна Ахметову).
«Я бы хотел подчеркнуть, что ГП «Антрацит» из откровенно депрессивного и умирающего выросло в экономически развивающееся и крепко стоящее на ногах предприятие. Это стало возможным только благодаря тесному сотрудничеству с «Луганской угольной компанией». Начиная с 2003 года «Луганская угольная компания» является инвестором государственного предприятия, и в течение 7 лет взвешенная политика инвестирования привела ГП к пятикратному увеличению объема добычи», - говорит исполняющий обязанности гендиректора ГП «Антрацит» Петр Горобцов. Ситуация на этом предприятии стабильна уже довольно долго.
ГП «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит» уже второй раз оказываются в сфере влияния структур Рината Ахметова. В первый раз это произошло в 2006 году, когда министр угольной промышленности Сергей Тулуб назначил на посты руководителей этих предприятий Александра Вивчаренко и Александра Коваля соответственно. Оба были выходцами из компаний, близких к «ДТЭК», и в кулуарах говорили, что это - первый шаг на пути приватизации госпредприятий. Изначально против такого кадрового расклада был тогдашний губернатор Александр Антипов – с ним эти назначения никто не согласовал, но когда производственные показатели ГП «РА» начали стремительно падать – начались проблемы с выплатой зарплаты и проходкой - уже вслух возмутился и обычно тихий Профсоюз работников угольной промышленности. Затем случились досрочные выборы в Верховную Раду, новое парламентское большинство и приход к власти Юлии Тимошенко, что снова повлекло за собой кадровые ротации, в том числе на угольных предприятиях. ГП «Ровенькиантрацит» возглавил Юрий Зюков, а «Свердловантрацит» - сначала Сергей Офицеров, затем Александр Плювако, которые активно участвовали в предвыборной кампании Тимошенко. После того, как Янукович стал президентом, Александр Коваль снова возглавил «Свердловантрацит», а гендиректором «Ровенькиантрацита» стал Александр Богданов.
Далее сотрудничество с «ДТЭК» легализовали - был заключен договор об инвестициях на сумму в 500 млн. грн., а после вступления в силу закона о государственно-частном партнерстве (октябрь 2010-го) «ДТЭК» откровенно заявила о том, что намерена претендовать на предприятия в случае их приватизации.
«Мы подписали договор, который предусматривает выделение средств на покупку ГШО и строительство вентиляционной скважины на шахте им. Космонавтов в 2010 году на сумму 294 млн. грн. Однако уже в следующем году мы собираемся получить чистой прибыли на сумму 310 млн. грн. и это позволит рассчитаться с инвестициями. Инвестиционная программа «РА» просчитала до 2015 года, и предусматривает финансирование в объеме 3,3 млрд. грн. – все это будет на возвратной основе», - говорил Александр Богданов на первом Луганском инвестиционном форуме18 ноября 2010 года.
Правительство 4 апреля 2011 года внесло изменения в перечень объектов права государственной собственности, которые могут передаваться в концессию. В него, в частности, добавлены два угледобывающих предприятия - ГП «Ровенькиантрацит» и ГП «Свердловантрацит». 27 апреля Кабинет министров Украины разрешил передать в концессию целостные имущественные комплексы этих угледобывающих предприятий.
Характерно, что сдача в концессию угольных предприятий, по мнению главы областной госадминистрации Владимира Пристюка, может быть весьма выгодной.
«Есть новое направление, которое может быть внедрено – это концессия. Я сам занимался концессией «Луганскводы». Хочу сказать, что концессия в угольной отрасли должна быть совсем другая, там специфичные условия. Но в условия мы должны заложить все вопросы, которые касаются социальных гарантий, концессионные платежи должны определяться не в государственный бюджет, а в местные, на социальные вопросы. По каждому региону эта сумма может быть не менее 20-30 млн. грн. в год, тогда будут возможности наращивать социальную сферу», - сказал Пристюк.
ПРИВАТИЗАЦИЯ НАЧНЕТСЯ УЖЕ ЗАВТРА
В июле 2010 года Министерство угольной промышленности подготовило предварительный список шахт, наиболее перспективных для инвестирования, и предприятий, которые могут стать таковыми при соблюдении определенных условий.
Так, шахты были разделены на 3 группы – инвестиционно привлекательные, потенциально инвестиционно привлекательные и подлежащие ликвидации.
В частности, в первую группу попали ш/у "Луганское", шахты "Никанор-Новая", "Вергелевская (ГП "Луганскуголь "), "Горская" (ГП "Первомайскуголь"), им. Мельникова (ОАО "Лисичанскуголь»), "Партизанская", "Комсомольская" ( ГП "Антрацит"), им. Дзержинского, им. Космонавтов, им. Фрунзе, им. Вахрушева (ГП "Ровенькиантрацит"), "Должанская-капитальная", "Красный партизан" (ГП "Свердловантрацит").
Во вторую группу - «шахты, у которых может быть перспектива развития», попали ш. "Лутугинская", им. ХІХ съезда КПСС, "Черкасская", им. Артема (ГП "Луганскуголь"), Первомайская, Карбонит, "Золотое", "Тошковская", "Ломоватская (ГП "Первомайскуголь"), "Привольнянская", "Новодружеская", им. Капустина (ОАО "Лисичанскуголь"), "Краснолучская", им. газеты "Известия", "Княгиненская", "Миусинская", "Новопавловская", "Краснокутская" (ГП "Донбассантрацит"), ш/у "Ровеньковское" (ГП "Ровенькиантрацит"), ш. "Центросоюз" (ГП "Свердловантрацит") .
В третью группу – подлежащих ликвидации – были отнесены ш. "Фащевская" (ГП "Луганскуголь"), шахта №5 (ГП "Донбассантрацит"), "Крепенская", им. 50-летия Советской Украины (ГП "Антрацит"), 81-Киевская (ГП "Ровенькиантрацит"), им. Свердлова, "Харьковская" ( ГП "Свердловантрацит").
28 августа 2010 года по случаю Дня шахтера и 75-й годовщины стахановского движения Президент Украины Виктор Янукович с рабочим визитом посетил Луганскую область. Главный акцент выступления в Стаханове – грядущая приватизация в углепроме.
«Мы разработали программу, которая предусматривает реформаторские мероприятия. Реформы предусматривают привлечение негосударственных инвестиций. Будущая приватизация будет полностью подконтрольна трудовым коллективам, системна, не будет никакого хаоса. Я эти вопросы буду держать на личном контроле. На первое место будут поставлены инвестиционные и социальные обязательства», - сказал Президент.
В сентябре 2010 года министр угольной промышленности Юрий Ященко в интервью «Восточному варианту» высказывал мнение, что украинский бизнес уже созрел для крупномасштабных инвестиций в строительство новых шахт и приватизацию существующих.
После смены руководства министерства изменился и подход. Так, если бывший министр угольной промышленности Юрий Ященко утверждал, что слабые шахты нужно отдавать за условные «5 гривен», лишь бы нашелся инвестор, то нынешний руководитель отрасли – Юрий Бойко - с таким подходом не согласен.
«Мы решили уйти от прежнего шаблона, продажа за условных 5 гривен может обернуться тем, что лавы будут выработаны и брошены, а потом государству придется взять на себя вопросы, связанные с подтоплением и всем остальным», - считает министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко.
Кроме того, изменилась и классификация шахт – теперь категорий 4.
Первая – те, которые могут быть приватизированы и работать без государственной поддержки.
Вторая – шахты, которые могут работать в формате государственно-частного партнерства, при котором инвестор будет вкладывать в предприятие больше, чем государство, но при этом в перспективе государство откажется от финансовой поддержки шахты.
Третья группа – это шахты, которые всегда будут получать господдержку.
Четвертая – шахты, которые подлежат закрытию.
Готовится власть и к реальной приватизации. Так, министерство энергетики и угольной промышленности подготовило 2 законопроекта, которые будут регламентировать приватизацию и разгосударствление предприятий углепрома.
«Это направление (приватизация - ВВ) признано стратегическим для дальнейшего развития отрасли, однако нужно учесть, что большинство угледобывающих предприятий де-факто являются банкротами, учитывая кредиторскую должность, которая в несколько раз выше дебиторской. Кроме того, имущество большинства предприятий находится в залогах, и существующее законодательство не имеет возможности обеспечить процессы, связанные с приватизацией. Это понудило министерство к разработке новых проектов законодательных актов, которые уже находятся на обсуждении. Это проект закона «Про розвиток та особливості роздержавлення вугледобувних підприємств» и «Про особливості передачі в оренду чи концесію об’єктів паливно-енергетичного комплексу, що перебувають у державній власності». Основные принципы – это сохранение господдержки на срок до 5 лет, предоставление возможности списания части налогов на добавленную стоимость, минимизация стоимости объектов приватизации без учета стоимости промышленных запасов полезных ископаемых, обеспечение обязательных гарантий для работников предприятий, что позволит сохранить и приумножить социальный пакет», - говорит первый заместитель министра энергетики и угольной промышленности Игорь Попович.
ДРУГИХ ВАРИАНТОВ УЖЕ НЕТ
Почему приватизация стала стратегическим направлением реформирования углепрома? Ответ на этот вопрос состоит из нескольких компонентов.
Первый аспект – банальное отсутствие средств. К примеру, для выполнения намеченной производственной программы в 2011-2016 гг. ГП «Ровенькиантрацит» необходимы капитальные инвестиции в сумме около 4 млрд. грн. – в случае, если источники будут, в 2016 г предприятие выйдет на самоокупаемость.
Второй, это, конечно же, влияние крупного бизнеса на структуры власти. Углепром может приносить огромные доходы, но из-за высокого уровня коррупции, откатов и фиктивных операций государственному бюджету приносит только убытки. Это признавали всегда.
К примеру, нардеп от БЮТ Борис Пудов, который устроил публичные разборки с поиском виновных в проигрыше Тимошенко на президентских выборах спустя год после этих самих выборов, сказал, что Юлия Владимировна проиграла, в том числе, из-за дерибана целевых средств углепрома.
«Прежде всего, не секрет, что по адресу дошли далеко не все «угольные» деньги, найденные в тот непростой для страны, кризисный период. Система их разворовывания, доставшаяся нашему правительству от предыдущей власти, так и не была ликвидирована. Я говорю вам это как депутат, за которым закреплен Лисичанск, – город, в котором на ладан дышат сразу четыре шахты. Все «угольные» деньги делились в Киеве, размеры откатов нисколько не изменились, тендеры проводились на основе разворовывания государственных средств», - сказал Пудов.
По сути, сколько бы денег не выделяло государство для предприятий углепрома, в госсекторе все равно результатов может и не быть.
Например, первый замминистра энергетики и угольной промышленности Игорь Попович раскритиковал работу и.о. гендиректора ГП «Луганскуголь» Александра Чепурнова. В 2010 году ГП выполнило план добычи всего на 71%.
«Проблемы, по большому счету, были заложены еще в 2010 году и решаются очень низкими темпами. Первое - это неэффективное использование инвестиций. По министерству была открыта кредитная линия, которая прошлом году на 30% была выделена на предприятия «Луганскугля», но из-за длительного оформления документов процедуры проведения тендерных закупок растянулись на 3-6 месяцев, и, как следствие, потеря добычи за 2010 год. В 1 квартале 2011 года потеряли 134 тысячи тонн. Это более чем на 53 млн. грн», - говорит Попович насчет причин провалов «Луганскугля» в 2010 году.
Далее в рейтинге – несоответствие добычи планам, неправильный расчет нагрузок на лавы, невыполнение инвестпрограмм, под которые были выделены деньги из бюджета или под его гарантии.
«Из-за невыдержанности нагрузок потери составили более 20 млн. грн. Несвоевременная подготовка документации на оборудование лав, например по шахте им. XIX партсъезда, привела к тому, что нет добычи на сумму более 5 млн. грн», - сказал Попович.
Добычи на 42 млн. грн. потеряли только из-за аварийности – но виноватых нет.
«Серьезным фактором является то, что на этом предприятии внимание аварийности уделяется на самом низком уровне. Так, за 1 квартал было допущено 147 случаев аварий с потерей добычи 162 тысячи тонн, при этом актов расследований 100, приказов о наказании только 3 – у нас нет виновных, идет голая статистка. Почему-то возникают аварии, теряется на ровном месте добыча. Даже если бы половину этого объема мы (не потеряли - ВВ), дополнительно могли бы получить 42 млн. грн.», - сказал он.
По подсчетам Поповича, только в «Луганскугле» по разным причинам недополучили 100 млн. грн.
«Вот смотрите – 50, 20, 42 млн. грн… Это уже более 100 миллионов денежных средств, которые можно было бы взять только на этом предприятии при правильной организации работы», - сказал Попович.
«У нас есть примеры, когда в худших условиях частник работает лучше, чем госпредприятия», - говорил министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко, рекламируя грядущую приватизацию.
Судя по всему, таких примеров из месяца в месяц будет все больше. Ведь если раньше «партнерство» частного и государственного капиталов основывалось больше на личных контактных и полулегальных схемах, то теперь это одобренный правительством курс. И, судя по всему, сейчас Минэнергоугля намерено закрепить уже существующих инвесторов на успешных угольных предприятиях, и уже во вторую очередь будет решаться вопрос с теми, чье положение хуже. Однако сомнений в том, что украинские власти решили передать углепром в частные руки, уже не осталось.