ТРАГЕДИЯ НА «ЦЕНТРИФУГЕ»: 2 ГОДА СПУСТЯ
9 мая 2010 года минует вторая годовщина со дня трагедии в парке «Дружба». Уголовное дело до сих пор в суде и с каждым слушанием обрастает все большим количеством и свидетелей, и пострадавших, и потенциальных виновников трагедии.
Напомним, 9 мая 2008 года на полном ходу в парке «Дружба» обрушилась карусель «Центрифуга», на месте погибли 24-летний Алексей Корнеев и 17-летняя Янина Тимченко. Сразу же в разные больницы города с травмами различной степени тяжести были доставлены 8 человек, еще несколько пострадавших обратились за медицинской помощью на следующий день.
Передвижной луна-парк, в который входила «Центрифуга», принадлежал ООО «Киев-Круиз». ООО передало парк в аренду частному краснолучскому предпринимателю Георгию Ободзинскому.
Следствие по карусели-убийце прокуратура завершила в рекордно короткие сроки, о чем и отчиталась перед СМИ, не забыв заявить, что пострадавшие материальных претензий не предъявляют. Так же были «обозначены» и виновные ЧП. К уголовной ответственности привлечен предприниматель, который арендовал аттракционы, эксперт Госпредприятия «Луганский экспертно-технический центр» Госнадзорохрантруда и главный государственный инспектор по охране труда Луганской государственной инспекции котлонадзора.
Но прошло два года. Дело до сих пор в суде и с каждым слушанием обрастает все большим количеством и свидетелей, и пострадавших, и потенциальных виновников трагедии.
ДОПРОС СВИДЕТЕЛЕЙ ДЛИЛСЯ ПОЧТИ ГОД
- Полгода длилось только следствие, - рассказывает представитель потерпевших Анатолий Шамрин. - Допросили потерпевших, обвиняемых – директора и двух инспекторов. Не все и не всегда приезжают. Сейчас мы подошли к этапу допроса непосредственно фигурантов дела, которые наиболее близко связаны с проверками и эксплуатацией аттракционов. Был допрошен начальник Государственной инспекции промышленной безопасности и охраны труда в котлонадзоре и за подъемными сооружениями в Луганске Николай Поповский.
Напомним, буквально за неделю до трагедии начальник Государственной инспекции промышленной безопасности и охраны труда в котлонадзоре и за подъемными сооружениями в Луганске Николай Поповский в интервью региональным СМИ официально заявлял – аттракционы под контролем, а все вопросы техсостояния поставлены на достойный уровень. Аналогичную позицию высказал и главный государственный инспектор этой же организации Юрий Брежнев: «Сегодня на все аттракционы в Луганской области есть разрешения». Опаску, по словам Поповского, вызывало лишь «Колесо обозрения» в саду 1-го Мая, но и его после ремонта разрешили эксплуатировать. Брежнев уверял тогда: на заезжие аттракционы имеются все документы, все под контролем.
Сейчас, как говорит Анатолий Шамрин, Николай Поповский не может внятно рассказать, какие именно функции на своем посту он исполнял.
- Путается, меняет показания. Он пришел показать пальцем на одного из своих инспекторов, которые делали проверку. Мы предполагаем, и на это есть основания, что Поповский просто скрыл отчет своего инспектора касательно техсостояния аттракционов. А ведь прямые обязанности Поповского, как руководителя – в случае выявления инспектором нарушений приостановить эксплуатацию каруселей до их устранения. Должна была быть создана комиссия, которая проверяет весь комплекс. Причем, согласно нормативам, если инспектор докладывает о неполадках, то никакой формулировки – «устранить после» быть не может. Есть неполадки – аттракцион не имеет права работать. Но самое интересное, - говорит Шамрин, - все инспекторы, сколько длился их допрос, заявляют, что смотрели только документы. А по документам, как известно, все было нормально. То есть никто сам комплекс аттракционов не проверял.
Когда после трагедии начали разбираться в ситуации, глава луганского территориального управления Александр Труфанов говорил журналистам, что за два месяца до ЧП, в марте 2008 года аттракционы данного луна-парка прошли экспертное обследование в Кременчугском ООО "Научно-производственный центр "Аттракцион" и согласно выданному после испытаний акту технического освидетельствования были допущены к эксплуатации. Соответственно, специалистами экспертно-технического центра Госгорпромнадзора на основании предоставленной документации было выдано заключение экспертизы о возможности продолжать выполнять работы повышенной опасности с соблюдением требований законов и других нормативно-правовых актов по охране труда и промышленной безопасности.
Но тут началось самое интересное – директор НПЦ «Аттракцион» Николай Шпак поспешил выступить с заявлением, что они технически освидетельствовали «Киев-Круиз» в 2006 году и дали заключение на год, до 2007-го. Николай Шпак был удивлен, увидев копии документов, предоставленных владельцами аттракционов в Луганске. Шпак уже тогда сказал – документы фальшивые.
Кроме того, экспертиза выяснила, что аттракцион был изготовлен в Чехии в 1991 году. По правилам, он не мог эксплуатироваться более 10 лет.
НЕ УЧИЛ МАТЧАСТЬ!
- Не было и номеров у аттракциона (как и на баллонах с кислородом, взорвавшими больницу №7, – авт.) – утверждает Шамрин. - Он просто не числился. Были только бумаги на него. Это то же самое, если бы в городе ездили машины без номеров, а ГАИ выдавало бы только права. Я не понимаю, почему следствие не обратило на это никакого внимания? Более того, справки с резолюцией «все нормально» и выдавал сам Ободзинский от своего предприятия ЧП «Ободзинский».
Более того, представитель пострадавших на центрифуге Анатолий Шамрин говорит, что у Ободзинского в биографии есть весьма интересные детали. К примеру, изначально он заявлял, что имеет высшее образование. В Киеве он ухаживал за животными в зоопарке, а потом, познакомившись с «нужными» людьми, получил должность руководителя предприятия.
- И он сразу становится и инженером и директором, проводит инструктаж по технике безопасности, проверяет карусели (являющиеся объектами повышенной опасности, – авт). Человек не знает ни сопромата, ни гидравлики, ни механики… А инспекторы кивают – ведь Ободзинский прошел обучение на курсах – целых две недели! Сейчас Ободзинский говорит , что высшее образование - это ошибка. Нет его. Так эта ошибка стоила жизни людям, - возмущается Шамрин. - Госгропромнадзор в свою очередь пытается снять с себя ответственность, заявляет - проверить карусели, их техническое состояние должен был именно Ободзинский, его предприятие, которое затем и предоставило им все документы по испытаниям.
«ОН ПРОСТО РАЗДАВАЛ БИЛЕТИКИ»
Сразу после трагедии, еще до приезда «официальных лиц», на месте трагедии появился депутат Луганского горсовета Арсен Клинчаев. В присутствии десятка журналистов говорит, что аттракционы привез именно он, обвинял в беде «диверсантов». Однако уже на следующий день тщательно избегал журналистов – а потом и вовсе открестился от трагедии.
- Клинчаев аттракционы не привозил, - заявит после окончания следствия заместитель прокурора Луганской области Николай Василин , - он просто раздавал билетики…
Не имеет отношения к трагедии, по версии прокуратуры, и председатель Жовтневого райисполкома Валентин Антипов - кстати, единственный чиновник, который подписал согласование на размещение аттракционов на территории ведомственной ему территории.
- Он (Валентин Антипов) просто выдал разрешение. Предприниматель (Ободзинский) обратился с письмом в райсовет о размещении луна-парка, и согласование им было получено. Но действующее законодательство не обязывает органы местного самоуправления контролировать техническое состояние таких объектов, - резюмирует успешное завершение «дела центрифуги» начальник следственного отдела прокуратуры Луганской области Андрей Андреев.
Более того, официально прокуратура заявила и о том, что пострадавшие материальных претензий не имеют.
- Во время следствия я выявил массу нарушений со стороны следственных органов, - говорит Шамрин. - Прежде всего, документы по аттракционам в котлонадзоре стали изымать лишь на десятый день после ЧП. Скорее всего, это время понадобилось заинтересованным лицам, чтобы «подчистить хвосты». Правда, до конца довести дело они так и не успели.
Шамрин утверждает: следователь, который вел это дело – как минимум неквалифицированный специалист.
- Начальник следственного отдела берет его к себе и за неделю его закрывает. Прокуратура заявила – потерпевшие материальных претензий не предъявляли! Истинные виновные - не виновны! Но я нашел людей, которые написали заявления с претензиями на моральный и материальный ущерб. Сейчас Валентин Антипов (глава Жовтневого районного в городе Луганске совета), Арсен Клинчаев (депутат городского совета от ПР) и Сергей Кравченко (мэр Луганска) заявлены в качестве свидетелей. Пока - свидетелей. Вместе с ними заявлены и следователь прокуратуры Диденко, глава Госгорпромнадзора Труфанов, начальник Государственной инспекции промышленной безопасности и охраны труда в котлонадзоре и за подъемными сооружениями в Луганске Поповский и другие. Достаточно вспомнить, как Арсен Клинчаев на камеры журналистов заявлял – карусели привез он! Почему не взяли эти его, по сути, признания? Почему приняли во внимание лишь его дальнейшее «отнекивание»? Ответ, думается, очевиден.
После трагедии городской голова Сергей Кравченко сказал, что не знал о работе луна-парка. А Валентин Антипов, если верить Шамрину, пояснил, что якобы в его кабинет, минуя секретаря, зашел некий г-н Ободзинский – житель Красного Луча. Но как Антипов поставил на «какой-то» бумаге, протянутой Ободзинским, «согласовано» - он не знает. Нет записи и в журнале регистрации заявлений.
- Есть вопросы и к мэру Кравченко. Первый, разумеется, как и почему в городе оказался металлолом под маркой «аттракционы». Второй – касательно выплат пострадавшим.
Практически всех пострадавших медики быстро выписали с больниц, направив на амбулаторное лечение, несмотря на травмы. Далее в дело вступила судмедэкспертиза. У людей было поломано по 6-7 ребер, отбиты копчики, люди еле ходили, а их выписывают в спешном порядке с формулировкой – легкие телесные повреждения. Это не коснулось лишь Натальи Смагловой. Просто с ее травмами такое проделать было бы невозможно. (Женщина получила открытую черепно-мозговую травму, многочисленные переломы, потеряла палец). Но и ей поставили диагноз – травмы средней степени тяжести.
Не дали людям и акты о том, где и как они пострадали, ни о какой страховке речи не идет, - говорит представитель пострадавших.
Шамрин считает, что судмедэкспертов, которые делали заключения, можно привлечь к уголовной ответственности.
- Их заключения сфальсифицированы, – заявляет он.
КАРУСЕЛИ СНОВА ПОЛЕТЯТ И МАЛО НЕ ПОКАЖЕТСЯ
– Все аттракционы сделаны на совесть, – говорит директор Парка культуры и отдыха 1 Мая Вадим Баранов. – Они относятся к капитальным строениям. У них бетонные основания.
Баранов так же заверил, что детские аттракционы проверяют дважды в год, а «взрослые» - («Колесо обозрения», «Веселые горки», «Ромашка», «Вихрь») один раз в год. Проводят экспертизу на усталость металла, проверяют заземление, составляют соответствующую документацию.
Успокаивает луганчан и г-н Труфанов.
- Абсолютно точно, что исправные стационарные качели и карусели начнут катать желающих. Единственное, что вызывает опасение чиновника – так это заезжие луна-парки.
- Всем луганским качелям-каруселям не меньше 30 лет, а некоторым и больше, притом, что срок эксплуатации всего десятилетие. Например, «Колесу обозрения» больше 30, если оно сорвется, мало никому не покажется.
Так же Дерий рассказала, что последний раз Кременчугский научно-производственный центр «Аттракцион» делал экспертизу в 2004 году, и все аттракционы признали старыми и отживающими свой срок. Карусель «Ромашка» эксперты вообще запретили использовать, выдав заключение, что усталостная нагрузка металла превышает 70%.
В небезопасности катания в центральном парке Луганска уверен и Анатолий Шамрин.
- Сейчас в Луганске в парке 1-го Мая уже приняли карусели в эксплуатацию. Но кто-то видел, чтобы, к примеру, «Колесо обозрения» «просвечивали»? Кто проводил испытания? Его надо было снимать, счищать краску, обследовать поверхность под краской! Согласно ряду правил экспертизы аттракционов, карусель после определенного срока хранения должна быть полностью разобрана, проверены крепления, подшипники и так далее, должна быть установлена изношенность, усталость металла, наличие коррозии . И еще важная деталь – карусель перед испытанием не красится! Это недопустимо!
Шамрин считает, судебное слушание затянется минимум еще на полгода.
- Нас не устраивают «стрелочники», ведь всем понятно – Ободзинский, как и те два эксперта, просто подставные люди.
Фото с сайтов ТОП, НьюзЛуганск и "Восточного варианта"