Старобельск может остаться без пляжа: что происходит и как решить проблему
В шестнадцатитысячном городе критически мелеет водоем. Местная экосистема – под угрозой
Шлюзовой комплекс на реке Айдар уже долгое время разрушается, уровень воды с каждым годом падает.
Кто должен ремонтировать и чего не хватает, читайте в нашем материале.
Для чего нужны шлюзы?
Шлюзовой комплекс в Старобельске должен регулировать уровень воды в реке Айдар. Однако водоем мелеет год от года. Дело в том, что шлюзы построили еще в 80-х годах для мелиоративных целей, чтобы поливать расположенные неподалеку поля.
Однако, по назначению шлюзы ни разу не использовались, рассказывает заместитель главы Старобельской районной администрации Владимир Череватый.
“Комплекс используется исключительно в рекреационных целях. То есть, он регулирует уровень воды в реке в черте города для того, чтобы люди могли отдыхать на пляжах города. Также такой уровень в реке важен для флоры и фауны Айдара. Рыба, растения, водоплавающие птицы просто не выживут при минимальном уровне воды”, – рассказывает Владимир.
Состояние шлюзов – аварийное, а уровень воды упал на метр
Сейчас шлюзы в аварийном состоянии. Из трех работает один. Местные рассказывают, что уровень воды упал на метр. От береговой линии вода ушла на 5-6 метров. Из-за этого погнуло металлический понтонный мост через реку.
“Ездить по нему стало практически невозможно. Раньше мост был выше уровня дороги, с него даже организовали спуск на проезжую часть. Сейчас же он выгнут вниз, поэтому переехать это препятствие нельзя”, – рассказывает местный житель Виктор Дробыш.
До прошлого года местные жители платили водолазам, и те своими силами регулировали шлюзы весной и осенью. В этом году, к сожалению комплекс полностью пришел в негодность.
“Створка одного шлюза погнулась и может в любой момент треснуть и сломаться. У второй заклинило регуляторный механизм. Если это все не починить до зимы, лед порвет металл, и от шлюзового комплекса останется только бетонный каркас”, – объясняет местный житель.
Кто за них отвечает?
Сооружение находится на балансе управления водного хозяйства Украины. Однако, из-за того, что шлюзы не выполняют свои прямые функции, государство не может профинансировать их ремонт напрямую, объяснил и.о. начальника регионального офиса водных ресурсов Луганщины Александр Манжола .
“Средства на восстановление, так как он не привязан к мелиоративных систем, из государственного бюджета не выделяются на его ремонт. В 17-м году именно город выделил субвенцию, мы разработали проект на его восстановление. Проект на тот момент стоил 3 миллиона 373 000 гривен. Средств до сих пор никто не выделил”, – говорит он.
Годы попыток найти финансирование
В горсовете говорят, что разрушаться шлюз начал не вчера. Однако найти деньги на реконструкцию за все эти годы так и не удалось.
Яна Литвинова, глава Старобельска показывает журналистам увесистую папку с бумагами. Там письма, официальные обращения, проекты, сметы.
“Длительность переписки городского совета с органами власти насчитывает семь лет. Могу сказать, что со своей стороны я сделала все, что могла по этому вопросу. Обращалась в министерство, управление водными ресурсами, в Луганскую обладминистрацию. Рассматривали даже вариант передачи шлюзового комплекса на баланс города”, – говорит она.
Директор департамента ЖКХ Луганской облгосадминистрации Виталий Сурай уверяет, что у руководства ОГА на сегодня есть четкий план по урегулированию этого вопроса.
Финансироваться реализация проекта будет за государственные деньги. По его словам, механизм уже понятен.
“Сейчас выполняем подготовительные работы по реконструкции данного шлюзорегулятора. Проект уже есть, осталось только пересчитать смету, так как цены изменились с тех пор. У нас в Украине есть как минимум десять компаний, у которых есть лицензии на проведение таких работ. Будем проводить тендер. Самым главным условием будет опыт проведения аналогичных ремонтов”, – говорит Сурай.
По его словам, ремонтные работы должны начать до конца этого года. Завершить – до следующей весны.
Александр Волков, Восточный вариант. Фото автора
Читайте также:
От угла в здании почты до полноценной церкви: как священник ПЦУ помогает громаде на Луганщине
Плетут для Украины: как “Северодонецкие паучки” помогают армии
Со съемочной площадки на передовую: как кинооператор стал военным