«Созидание – вот главный признак героя нашего времени»
"Восточный вариант" продолжает цикл публикаций «Сквозь 20 лет: Украина сегодня».
В рамках проекта будут опубликованы очерки и интервью людей разных возрастов. Главная тема – итоги «двадцатилетки» независимости государства. Состоявшиеся политики, общественники, бизнесмены расскажут о своих мечтах образца1991-го и реалиях в 2011-м, а молодежь, «дети перестройки» – о том, какой они видят Украину сейчас и какой будут строить ее дальше
Читайте: «Об Украине. Нашей и не нашей»,
«Украинские люди более открыты»
«Я из тех, кто «развалил СССР»
«У нас ментальность – каждый сам за себя»
Больше киноафиш времен Перестройки здесь
Ольга, 22 года, режиссер
- Легко ли быть молодым?
- На мой взгляд, нет более сладкого времени, чем начало, когда вся жизнь впереди, когда все твои цели только зарождаются, ты делаешь только первые шаги к их достижению. Момент достижения цели - это враг желания, худший момент, когда ты начинаешь меньше ценить все. Больше всего ценишь и радуешься первым успехам. И первое достижение - любовь, деньги - приносят гораздо больше радости, даже если они мелкие, чем принесет пятисотое. Это закон. Молодость – это самое лучшее время, и мне очень страшно, что оно закончится скоро.
- Есть ли у молодежи сегодня моральные принципы?
- Конечно, есть, но не такие, как раньше. Раньше нельзя было заниматься сексом до свадьбы, нельзя было девушке курить… По большому счету, я считаю, что это более правильно, но это мелочи, это не настолько важно, как то, что есть у нас. Нужно быть верным другом, нельзя предавать, нельзя делать плохо другому человеку, нельзя изменять, нельзя обманывать - это все сохранилось.
- Это эволюция или деградация?
- Это эволюция моральных принципов. Я считаю то, что было – бессмысленно. А то, что есть сейчас у нас - это важно.
- Есть ли сегодня «герой нашего времени»?
- Это человек, который приносит в наше время то, чего раньше не было, который делает открытия. Это необязательно открытие Америки или ресторана. Созидание – вот главный признак героя нашего времени.
- Нужно ли молодому человеку высшее образование сегодня?
- Это что-то вроде дани обществу, чтобы ты мог о себе сказать как о порядочном. Я получила его. По большому счету, я стараюсь узнавать, кто с нуля добился успеха, читаю, коллекционирую такие истории. Никто из таких не работает по профессии. Самообразование – это великолепно. Даже те люди, с кем я сейчас работаю в Луганске (а в Луганске, кстати, есть кино) намного талантливее, чем те, кто учился у меня в университете. Они занимаются самообразованием, они сидят с утра до ночи, штудируют материалы в интернете, но они такие гениальные, они такое могут… Когда у человека есть желание, он может добиться успеха.
- Изменилось ли мышление человека за последние годы?
- Я считаю, что зомбирование было и продолжается до сих пор, но потихоньку люди отступают от этого, пытаются смотреть более открыто на мир. Некоторые люди – как рыбки в аквариуме: просто живу, просто работаю. 7.00 – завтрак, новости, работа, столовая, домой, тапки. Вот это «ПРОСТО» - свидетельство ограниченности. Такое существование не имеет смысла.
- Кино – важнейшее из искусств?
- Для меня – да, это работа, профессия, призвание. Сравнивать сферы искусства нельзя. Кино может быть более влиятельным, потому что его смотрят. Я поэтому и пошла в кино – это наиболее влиятельный инструмент, большая власть. Любое искусство можно передать через экран. Геббельс сказал: «Любая, даже самая мерзкая вещь, может быть внушена людям, если передать ее через произведение искусства». И кино имеет огромное влияние на сознание зрителя. Все что угодно можно внушить при помощи кино, я поэтому и пошла в кино. Еще потому, что у меня есть тяга и талант. Даже сейчас – работа второго курса «Боль ангелов» против абортов. Это пять минут – мне ничего не стоило, но до сих пор пишут – «я посмотрела и не сделала аборт»… Я не льщу себе, это брехня. Она сидела, сомневалась, ей нужен был «знак». Если бы она встретила женщину, сделавшую аборт и у которой теперь все нормально, и она бы сделала аборт. То есть какой-то маленький перевес уже имеет значение. Главный смысл – изменить мир хоть чуть-чуть. Жизнь такая короткая! Хоть какой-то смысл в ней должен быть…Чтобы люди после тебя думали по другому.
- Должна ли у художника быть социальная позиция?
- Я безразлична к политике. Но перед тем как снимать кино, надо знать, что ты хочешь донести.
- Есть ли у тебя учителя в кино?
- Очень часто об этом спрашивают, кто любимый режиссер… Любимого нет. Уважаю, пусть и попсово прозвучит, Камерона - за то, что он очень смелый, он берет и делает. Нет ничего лучше и приятнее, чем сделать то, о чем другие говорят «невозможно».
- Я буду называть цитаты о кино, а ты – их комментировать. Кино - искусство не для ученых, а для неграмотных. Вернер Херцог.
- Книга – для того, кто хотя бы умеет читать. Кино говорит на языке эмоций. Я не говорю– «Не воруй!», я показываю воровство и то, к чему оно приводит, и кто-то начинает думать… Решает, что эта мысль пришла к нему сама. Это, конечно, манипуляция.
- Если фильм имеет успех, это бизнес. Если фильм не имеет успеха, это искусство. Карло Понти.
- Я не согласна. Да, бывает искусство, которое не умеет успеха, и его никто не видит. По большому счету, оно не имеет смысла. Кино - это бизнес. Коммерческий успех - то же самое, что и успех искусства. Если посмотрели, значит хорошо.
- Фотография - это правда. А кино - это правда 24 кадра в секунду. Жан-Люк Годар.
- Фотография это иллюзия. Кино - это еще большая неправда. История, которая родилась у тебя в голове… Ты видишь эту историю на экране, твою мысль. Это непередаваемое ощущение.
- Импровизировать может лишь тот, кто знает роль назубок. Джуди Фостер.
- Дело не в словах. На импровизацию человек имеет право только тогда, когда он вжился в образ, ощущает себя персонажем и не только мы ему верим - он сам становится другим. Когда человек начинает жить как герой, думать как герой, он имеет право не только на импровизацию, но и сказать «нет, он поступил бы вот так», потому что он уже чувствует персонажа.
- Самые лучшие актеры, конечно, у Диснея. Плохого актера он просто стирает. Альфред Хичкок.
- Мне нравится компьютерная графика и мультипликация. Я вижу актеров, которым веришь. Почему в СССР было такое кино? Потому что была фантастическая работа с актерами, в этом была фишка. Они играли так, что им верили каждую секунду. На это делали самые большие ставки. Сейчас делают ставку на технологии, на динамику (как снять гонки, перестрелку), эффекты, но это не главное. Что цепляет? Игра актеров. Сейчас идет деградация, и люди рано или поздно это поймут. Будущее у игрового кино есть. И берет за душу реальная история – не космос, не 28-й век…
- Изменят ли 3D-технологии кинематограф?
- Я думаю, нет. Может быть, через 100 лет все фильмы будут в 3D. Но все равно, главное, что было, есть и будет – это мысль.