Снимите это немедленно: политическая мода нового сезона
Несмотря на то, что до выборов осталась еще одна горячая неделя, политический расклад уже практически понятен – Партия регионов, судя по всему, удержит при помощи депутатов-мажоритарщиков руководящее положение в парламенте, даже если оппозиции и удастся взять хороший результат в «партийном зачете». В новый парламент проходят, кроме регионалов, Объединенная оппозиция, партия Виталия Кличко «Удар», коммунисты, и на грани прохождения находятся националисты из «Свободы» и популистский проект Королевской «Украина - вперед». Следующие пять лет (если не случится ничего экстраординарного) мы проживем с этими партиями, но уже сейчас стоит подумать о будущем – какие политические тенденции можно увидеть из дня сегодняшнего.
Прежде всего, ход этих парламентской кампании с довольно высоким уровнем апатии и недоверия равно как к провластным силам, так и оппозиционным, показал, что в Украине заканчивается очередной политический цикл. Таких условных циклов было несколько.
Первый, захвативший 90-е годы, характеризовался противостоянием между коммунистами, стремившимися, по крайней мере, на словах, к реставрации советского строя, и антикоммунистическими силами, в число которых входили и сторонники построения независимого демократического государства («Руховцы»), и политические проекты молодых буржуазных кланов. После укрепления центральной власти (переизбрание Леонида Кучмы на второй срок), правящие номенклатурно-олигархические силы перестали нуждаться в своих национально-демократических союзниках, и те немедленно перешли в оппозицию «антиукраинской власти». В итоге на выборах-2002 провластным центристским силам, объединившимся в блок «За Единую Украину!», противостояла и левая оппозиция в лице коммунистов и социалистов, и правая - в лице национал-демократов из «Нашей Украины» и БЮТ. В 2004 г. непопулярный режим Кучмы сделал ставку на эксплуатацию существующих де-факто в стране культурных различий, выдвинув в преемники Леонида Даниловича «кандидата юго-востока» Виктора Януковича. Президентские выборы вылились в межрегиональную конфронтацию, последствия которой страна разгребает до сих пор. Третий политический цикл был основан на делении страны на «помаранчевых» и «сине-белых», идеях реванша Януковича и «защиты достижений Майдана». Выборы-2012, судя по всему, последние, в которых будет эксплуатироваться мифология-2004. Практически все возможные смыслы уже были извлечены и все «рожденные революцией» политики с обеих сторон баррикад уже успели потешить свои амбиции или наоборот - скатиться в забвение (а кое-кто и попасть за решетку).
Политический климат этого политического цикла был окрашен высокой ролью личностей в политике, по сути все было сведено к выбору между несколькими персоналиями. Гипертрофированные «культы личностей» привели к полной утрате содержательного компонента в политике – например, агитация нынешней оппозиции сконцентрирована не на предложении курса альтернативного идеям команды Януковича, а на стремлении добиться освобождения своих вождей и расписывании их выдающихся достижений. Примером тотальной эксплуатации раскрученного лица-бренда, прикрывающего пустоту, стал проект «Удар». О том, что за людей ведет под своими знаменами в парламент популярный боксерникому не известно, также остается загадкой и спектр идей, который его партия представляет. Легко прогнозировать, что команда Кличко, вопреки радужным иллюзиям его сторонников, поведет себя в парламенте крайне «прагматичным» образом, вступая в сговор с партией власти. О проекте Наталии Королевском, особо не скрывающим свой имитационный, технологический характер и говорить не стоит.
На этих выборах избиратель вдоволь наестся «новых лиц» и, можно предположить, что «культ личностей» в новом политическом сезоне пойдет на спад. Отвернувшись от личностей, избиратель неизбежно повернется в сторону идей, этот поворот стал очевиден еще во время местных выборов-2010, когда хороший результат показали две идеологические силы – коммунисты и националисты из «Свободы». Первые вернулись в большую игру после кризиса вызванного узурпацией их избирателя во время противостояния «восток-запад» со стороны ПР, вторые, наконец, достигли нужной степени респектабельности и влияния, чтобы участвовать в большой политике самостоятельно, а не в качестве радикального крыла «Руховцев». Коммунисты, судя по социологии, проходят в новый парламент с неплохим результатом, шансы на это есть и у «Свободы».
Впрочем, создание идеологически ориентированных партий в Украине является процессом нелегким, и дело не только в общей «постмодернистской» атмосфере политической культуры, нашпигованной симулякрами и хитрыми политтехнологическими разводками, а еще и в том, что в Украине отсутствуют многие традиционные для Европы социальные страты и институты, служащие базой для партий. Например, правые (националисты) в Европе – это, как правило, партии для «среднего класса» из «белых» пригородов, консервативных собственников, противостоящих покушениям на традиционный уклад жизни со стороны космополитического хаоса больших городов. В Украине таких социальных слоев просто нет – и правые политики чаще всего обращаются к люмпенам, студенчеству и деклассированной интеллигенции, публике по европейским меркам абсолютно левой, что неизбежно накладывает на них популистский, «социалистический» оттенок. На сложности в Украине наталкивается и создание классической либеральной партии, так как слой среднего класса катастрофически узок и не может служить устойчивой социальной базой. К тому же, несмотря на высокий социальный ценз, этот слой еще и самый аполитичный (об этот факт споткнулся в свое время тот же Кличко во время выборов мэра столицы апеллировавший к продвинутому среднему классу, а к урнам явились в основном пенсионеры, «окученные» Черновецким).
Даже коммунисты, считающиеся самой крепкой из идеологических партий, испытывает определенные трудности из-за отсутствия в Украине системы действенных, а не фиктивных профсоюзов, служащих опорой левых партий во всем мире. В результате коммунистам в отсутствии надежного тыла то и дело приходится обращаться за помощью к «классовому врагу»в лице фрондирующих олигархов, что ставит партию в крайне двусмысленное положение.
Тем не менее, уже сейчас можно прогнозировать некоторые тенденции и новации в политической жизни Украины после парламентских выборов. Одной из идеологических новинок может стать появление мощной «русофильской» партии. «Русофильство» в данном случае не столько внешнеполитическая ориентация или культурный маркер, сколько набор определенных идеологических ценностей: это русский национализм, маскируемый под «интернационализм», консерватизм, православный клерикализм, ориентация на авторитарное правление, антизападничество, евразийство. Представителям этого течения в рамках уже тесно в рамках радикального крыла Партии Регионов, они вполне готовы к самостоятельной игре. У них уже есть влиятельный лидер в лице Виктора Медведчука, тесно связанного с российской элитой, на их стороне поддержка православной церкви (нынешний умеренный предстоятель УПЦ (МП) Владимир стар, его преемником, скорее всего, станет представитель радикально москвофильских кругов). Для гипотетической «русской партии» электоральной базой станет Донбасс, Крым, южные области, где пророссийские симпатии традиционно сильны, а разочарование в Януковиче и ПР растет с каждым днем.
Остается актуальным и запрос на новую левую силу европейского образца в Украине, которая может стать партией образованных горожан вместо банкротящихся бывших «помаранчевых». Поскольку официальный левый дискурс узурпирован КПУ с ее уклоном в русофильство, симпатией к сталинизму и православию, то новая левая партия будет тяготеть к социал-демократической идеологии социального государства, идеям толерантности и личной свободы. Еще одна фишка, вокруг которого может вырасти партия «евролевых» - это экология. Ниша «зеленых» в политике пустует, меж тем как в индустриальной Украине, стране Чернобыля, проблема экологии входит в число одной из самых волнующих граждан страны. Если прошлое пришествие «Зеленых» в 90-х годах было симулятивным проектом крупного капитала, то сейчас есть все шансы для создания экологической партии на демократических основах – образованные горожане недовольны авторитаризмом, «доением» самостоятельного населения в пользу олигархии.
Словом, смена политического сезона может принести нам немало сюрпризов. Украинское общество, не смотря на все кризисы и «негаразды», растет и развивается, и вчерашние политические одёжки становятся ему малы.