СЕКРЕТЫ СУПЕРМАРКЕТОВ
Кур - в марганец, колбасу - в моющее средство, пропавшую рыбу - в лед. Именно так продавцы супермаркетов возвращают товарный вид продуктам «не первой свежести». Ведь поставщики продуктов питания просроченный товар обратно не принимают, а если он не продан, платить за него приходится самим продавцам.
Каждый житель крупного города наверняка хоть раз, да покупал в магазине испорченный товар. Редко кто идет жаловаться и требовать деньги обратно – в основном сетуют на свою собственную невнимательность. Скандал устраивают или любители такого времяпрепровождения, или же если товар был уж заметно дорогим. Продавцы супермаркетов из Луганска рассказали «Восточному варианту», как они обманывают своих покупателей.
Уже почти все знают – за непроданный товар ответственность несет продавец. Руководство магазина не желает нести убытки, и именно «нерасторопные» сотрудники магазина должны будут выкупить прокисшее молоко, просроченные йогурты, тухлое мясо и рыбу. Такие «драконовские» условия, установленные администрацией магазинов и супермаркетов, и толкают работников прилавка на обман, жертвами которого становятся покупатели.
Несмотря на действующее во всех магазинах жесткое табу на обсуждение всего того, что происходит в подсобках, «ВВ» нашел нескольких бывших и ныне работающих продавцов, которые рассказали, что именно сокрыто от глаз потребителя.
- Запомни: если продавец решил продать тебе «тухлый» товар - он его продаст! Это - аксиома, – говорит Лена, продавец продуктовой группы товаров с 8-летним стажем работы.
По ее словам, тяжелее всего «обновлять» (то есть изменять окончательную дату употребления) товар в полиэтиленовой пленке. Снять ее так, чтобы потом не было заметно – крайне сложно. А вот натуральная оболочка – весьма податлива. Срок пригодности колбасы в такой «одежке» в среднем 1 – 1,5 недели. Если за это время товар не продали – колбасу моют с обычным моющим средством (Лена говорит, что предпочитает использовать для мойки средство для посуды Fairy), высушивают и - снова на прилавок. Точно так же поступают и с сосисками. Также нераспроданные за рабочий день сосиски и сардельки на ночь опускают в воду, и наутро те приобретают такой вид, словно только что сошли с конвейера.
Копченую колбасу продавцам мыть легче. Обычно ее испорченность только «на лице», т.е. на оболочке. Сняв с нее слой налета, порой до 5 мм., ее тщательно вытирают и натирают подсолнечным маслом.
Такая же процедура ждет и пропавшие сыры. Все, что заплесневело - обрезается, вымывается и вытирается.
Кур, потерявших «привлекательность», опускают в раствор марганцовки или же уксуса. Несколько часов таких ванн – и куры снова выглядят так, будто только с птицефабрики.
- Мы как-то получили сосиски в вакуумной упаковке. Коллега купила для себя, дома открыла – а сосиски липкие и очень мягкие. После звонка поставщику с претензией разгорелся скандал. Нам сразу дали понять – товар забирать никто не будет. А после и вовсе заявили – вы сами, наверное, положили в упаковку просроченные сосиски и теперь хотите вернуть нам собственный неликвид! Пропавшие сосиски магазин «толкнул» под видом набора для солянки, – рассказывает Лена.
Бывает, что магазины устраивают так называемые акции – используют для привлечения покупателя товар с большой уценкой. Это должно настораживать – если колбаса, которую вы еще недавно покупали, к примеру, по 50 гривен за килограмм, вдруг дешевеет – значит, вам предлагают «переработку», т.е. то, что не ушло с прилавков и пропало, перерабатывается и снова идет в продажу.
- Порой приходит покупатель и просит дать ему «именно эту» палку колбасы, потому что «она больше всего подкопченная». Только он не знает, что это уже вторая или третья «копченость». Но ведь главное - товарный вид! – говорит Лена.
Дату окончательного срока реализации на продуктах «перебивают» все и всегда. Для этого продавцы используют ацетон и … ластик. Раствором стирают «родную» маркировку, а нарисовав на резиновой терке «нужный» срок годности, делают оттиск на упаковке.
- Если вы выпьете стакан молока после истечения его срока годности, оно кислым на вкус не будет. Молочные продукты имеют «запас прочности» на сутки-полтора. А это значит, что молоко можно еще продать. Что все и делают. Но вот можно ли употреблять? - рассказывает продавец молочного отдела известного луганского супермаркета Ирина.
Многие наверняка видели, что в аквариумах в супермаркетах среди живой плавает и мертвая рыба.
- Если считаете, что ее утилизируют – крупно ошибаетесь! Вы покупаете эту рыбу!
Ольга, почти полгода проработавшая в рыбном отделе известного супермаркета, рассказала, что сдохшая от плохих условий содержания или больная рыба складируется в подсобном помещении или выкладывается на лед, прилавки с которым обычно всегда стоят рядом.
- Если же покупатель привередливый и просит выловить из аквариума «именно эту рыбку», то для него разыгрывается целый спектакль. Рыбу вылавливают и под предлогом «почистки» уносят в подсобку. А там уже почищенная и упакованная ждет своего часа рыба, мирно почившая день – два и более назад. Именно ее вы и пожарите дома, свято уверенными ,что купили «живую рыбу».
Полуфабрикаты. Наши продавцы доподлинно не знают, из какого именно сырья делаются пельмени, чебуреки, хинкали и иже с ними. Поэтому предупреждают – никогда не покупайте такой товар!
- Если бы знали, сколько раз те же пельмени размораживаются и замораживаются, особенно в летнее время – вы бы ужаснулись, - откровенничает Лена. - Фарш внутри тухлый и порой бывает, что приходят покупатели с претензиями. Мы возвращаем деньги, скандал стараемся замять.
Протухшие колбаса, сосиски, балыки и пр. превращаются в «нарезку», в «набор для окрошки» и пр. В крупных супермаркетах все это уходит в кулинарию, где трансформируется в аппетитные салатики.
Покупать что-либо в отделе кулинарии, готовых продуктов, опасно в прямом смысле слова.
Летом кишат мухи, которые откладывают яйца порой в только что приготовленные продукты. Само происхождение продуктов, наверное, описывать не стоит: все они – неликвиды, пущенные в переработку. Это касается и кур-гриль. Уже попахивающую птичку натирают специями, обильно заправляют чесноком и - на вертел.
- Может, конечно, длительная термическая обработка и помогает, но я стараюсь такое не покупать, - говорит Ирина.
По словам продавцов, даже такие с виду совершенно безобидные продукты, как хлеб и хлебобулочные изделия - и те в магазинах умудряются «подделывать».
- Поставщики всегда весьма категорично выступают против возврата своей продукции. Хлеб – не исключение. В лучшем случае его засушат и станут продавать под видом сухариков вполне честно. Но часто вчерашний, а то и позавчерашний хлеб попросту разогревают в специальных мини-печках и вручают потребителю под видом еще горячего с аппетитной корочкой каравая. А по приходу домой покупатель обнаруживает засохший кусок теста.
На вопрос, как же избежать обмана и купить нормальные продукты, продавцы пожимают плечами. Дескать, если все сделано с умом, то узнать, что товар «мертвый», почти нереально!
- Мы сами часто покупаем прокисшее молоко и пропавшее мясо. Причем у своих же коллег. Это борьба, а цель, как известно, оправдывает средство, - говорит Лена.
В отделе жалоб управления защиты прав потребителей «ВВ» рассказали, что жалоб на некачественные или просроченные продуктов поступает очень немного.
- Мы буквально завалены жалобами на индивидуальное отопление, их сотни. А вот на продукты жалуется минимум людей – где-то до 20 человек в год, - сказали в отделе. - Согласно пункту 11 ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» требования потребителя могут быть рассмотрены после предъявления им расчетного документа. Это не обязательно чек, это может быть накладная, просто бумажка с записью «от руки» продавца… Только это позволит доказать взаимодействие сторон, без этого мы даже не имеем права явиться с проверкой.
Специалисты Управления защиты прав потребителей также жалуются и на ограничение своих полномочий.
- В последнее время мы поставлены в жесткие рамки. Так, получив жалобу от потребителя, мы обязаны отправить ее в Гостпотребстандарт в Киев, получить согласие и только тогда можем проверить продавца.