ПУСТОЕ ВМЕСТО ПОРОЖНЕГО
Новый Президент не сможет выполнить свои обещания – у Главы государства просто нет для этого полномочий. Поэтому «третий тур» будет уже в парламенте – либо законодательный орган «прогнется» под нового лидера страны, либо будет переизбран
Итак, «остались только двое».
Время свободных и демократических выборов в Украине – тяжелое время для страны. Конечно, и для экономики с финансами, и для административных структур, которые вместо своих прямых обязанностей вынуждены в этот период выполнять в общем-то не свойственные им функции (мотивировать и вразумлять заблудших избирателей…). Но это не самое страшное. В конце концов, большая часть денег просто перераспределится между гражданами (конечно, за исключением той немалой суммы, которая уйдет зарубежным политтехнологом, которые, как показывает практика, частенько не оправдывают затраченных на них ресурсов. На одного Яценюка посмотреть), а что до побочных явлений в админструктурах – так они и «в мирное время» не так уж много пользы приносят…
Самое вредоносное, на наш взгляд – психическое напряжение у простых людей, энергия, которая уходит в никуда, но определенные разрушения за собой оставляет. «Сделай свой выбор!» - призывают функционеры избирательных кампаний, и украинцы искренне пытаются последовать этому призыву… Страх ошибиться велик. Даже на востоке во втором туре многие будут голосовать не за Януковича, а против Тимошенко – не испытывая симпатии к объекту своего выбора. Люди до последнего стараются поступить правильно – при том, что оснований для хоть какого-то взвешенного поступка просто нет.
«Не обманет ли нас кандидат?» - переживают избиратели, в глубине души почти уверенные, что таки обманет. Мы же поставим вопрос по другому: а возможна ли в принципе ситуация, при которой любой из двух наличных кандидатов не обманет?
ТЕСТИРУЕМЫЙ ПРОДУКТ №1
«Україна – для людей» - так называется предвыборная программа В.Ф. Януковича. Первый раздел программы расположен под заголовком «Бездарна и непрофесійна влада довела країну до руїни». Понятно, что этот заголовок, хоть и с рифмой, не имеет отношения к программам кандидатов в Президенты. Это – не более чем продолжение избирательной кампании, но в другом месте, хоть и совершенно для этого не подходящем.
Дальше мы находим нечто, больше похожее на программные заявления. Налоговые каникулы для среднего и малого бизнеса. Затем – реализации программы возрождения национального села, путем, в частности, «юридических гарантий защиты земельных паев».
Пункт два посвящен социальным гарантиям и демографической ситуации вообще. «Забезпечу гарантію цінової стабільності» - обещает кандидат. «Моя цель – 50 миллионов граждан уже в 2020-ом году» - продолжает Янукович. Каждому ребенку будет гарантировано место в детском саду, а прежде всего – у каждого ребенка должна быть семья. Затем – образование: в обозримом будущем «как минимум» три украинских университета должны войти в мировой рейтинг пятисот лучших высших учебных заведений.
После этого поднимаются вопросы здравоохранения, местного самоуправления, языковой вопрос, перехода к контрактной армии и обеспечения ее боеспособности, внешней политики, в которой Янукович обещает «обновить дружеские и взаимовыгодные отношения с Российской Федерацией, странами СНГ, США, ЕС, странами большой двадцатки».
ТЕСТИРУЕМЫЙ ПРОДУКТ №2
Во многих пунктах сходна и программа кандидата Ю.В. Тимошенко, у которой общего заголовка нет, но вводный раздел озаглавлен: «Україна переможе! Україна – це ти!» (т.е. ВОНА працює, вона – це Україна, а Україна – це ти. Так что если кто здесь и работает, так это ты сам…)
П.1 – «Справедливое общество». «Я верю установление справедливости и порядка. Я буду за это бороться», - обещает кандидат. Среди практических средств для этого называется независимость судов от власти и введение криминальной ответственности за коррупционные действия.
П.2 – «Эффективная и ответственная власть». «Я верю, что коррупционный союз власти и олигархов будет уничтожен». Ответственность власти за нарушения станет неотвратимой. Выборы будут проводиться по открытым спискам, всеукраинский и местный референдумы станут действенными механизмами, органы местного самоуправления сами будут формировать свои исполнительные органы. Также будет отозвано вето с нового Бюджетного кодекса.
П.3 – «Инновационная экономика». «Я верю в Украинский прорыв». Здесь –обещания налоговых льгот и благоприятного инвестиционного климата.
Затем, конечно, будут преодолены бедность и социальная несправедливость, «На роскошь будут введены специальные налоги», научные исследования будут финансироваться, а граждане – гарантированно лечиться. Как Верховный Главнокомандующий, Тимошенко лично поспособствует повышению авторитета военной службы.
Наконец, области международной политики кандидат верит, «что мы можем подняться на уровень европейских стандартов». Отношения со всеми странами будут строиться прагматично на приоритете национальных интересов с существенным увеличением конкурентоспособности Украины на мировой арене.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ
Итак, имеем две пачки стирального порошка, завернутые в белую бумагу для чистоты эксперимента; высыпаем их в корытца и смотрим, какой же лучше стирает? Результаты впечатляют: один дает красивые разноцветные пузырьки, другой – шипение и полметра пены, но стирать не желают оба!
Мы видим, что в обоих случаях речь частенько заходит о каких-то юридических гарантиях, законах и т.п. Мы выбираем не судью и не депутата, а президента. Президент – часть представительской ветви власти, гарант Конституции, Верховный Главнокомандующий (как справедливо заметила ЮВТ). Действовать он может только в сфере своих полномочий.
Обеспечить юридическую поддержку тому или иному лицу президент может. Если получит юридическое образование и придет в суд представлять чьи-то интересы, скажем, как адвокат. В масштабах страны сделать такое он не имеет возможности – этим занимается судебная система. Влиять на нее можно лишь опосредованно – через изменение законов. Но президент не принимает и законы – это делает Верховная Рада. Президент может подавать законопроекты, но гарантировать им поддержку – нет. Для этого ему нужна «своя рука» в лице однопартийной и солидарной фракции. Сам по себе пост главы государства ее не обеспечивает; президентство Ющенко, за время которого «Наша Украина» чувствовала себя все хуже – наглядный тому пример.
Можно обещать повышение пенсий, но зависеть оно будет от наполняемости бюджета, которую Президент не обеспечивает, и от бюджетного комитета, который будет распределять эти средства. Можно строить любые прожекты в области промышленности, медицины и т.п., но решать их судьбу будет Кабинет министров…
Когда ВФЯ заявляет, что его цель – 50 миллионов граждан, кажется, что он сам собирается этих граждан делать. Когда он обещает позиции вузов в мировом рейтинге, нужно помнить, что взятки там вряд ли сработают, а на то, чтобы реально изменить ситуацию в образовании, нужны не только время и деньги, но и эффективная концепция всей системы образования – вопрос чисто научный, практически философский. Если выбирать ее будет лично президент, считай – неудача гарантирована.
Когда ЮВТ превращает Программу в «символ веры», это трогательно, но практично только в том случае, если она занимается практикой «материализации желаний».
Если собрать все, что остается в остатке, узнаем немного. Янукович, выполняя свою основную – представительскую – функцию будет дружить со всеми, кого только можно вообразить, т.е. внешнеполитический курс будет неопределенным. Тимошенко снимет вето с Бюджетного кодекса, наложенное Ющенко, и будет повышать, как Главнокомандующий, авторитет армии. Являться в эфиры в униформе?
Выполнят ли кандидаты свои обещания? Это не вопрос их доброй воли или злостного обмана. У них нет возможностей их выполнять.
В народе ходят мифы о «третьем туре», но предположим, что, даже если его не будет, говорить «это конец» будет рано. Налаживать связи с парламентом Президенту придется в любом случае, не только для того, чтобы «кинуть кость» избирателю, но и чтобы не ограничиваться ролью чисто представительского лица – на что уж точно не согласиться ни Тимошенко, ни Янукович. Поэтому вариантов видится два (столько же, сколько и кандидатов): либо парламент «прогнется» под нового президента, либо «третий тур» произойдет в виде досрочных парламентских выборов.
Стоит ли президентская должность усилий, затраченных на ее приобретение? Или это некий фетиш, от поклонения которому топовые украинские политики просто не могут отказаться?
Виталий Дорофеев