Генплан прошел через общественность
21 декабря 2010 года в Луганске состоялись общественные слушания по проекту Генерального плана г. Луганска. Мероприятие это было малосодержательным, однако очень и очень показательным. Складывалось впечатление, что большинство собравшихся общественников не имели ни малейшего представления о том, что собрались «обсуждать». Хотя в целом это легко объяснимо: общественные слушания – положенная формальность, не более.
Генеральный план города Луганска, который является действительным градостроительным документом, был принят в 1981 году, а разработан – в 1977-м. Рассчитан он был на 20 лет, и, соответственно, срок его действия должен был закончиться еще в 2001 году. Решение о разработке проекта нового генплана было принято в 2002 году, в 2006-м на сессии Луганского горсовета принята концепция документа, в 2007-м профильные институты приступили к разработке проекта нового Генплана Луганска. Завершена разработка была в 2009 году, и тогда же началось обсуждение проекта с государственными властями и общественностью. Правда, все предложения и требования властей уже были учтены, а требования общественности – еще нет. И вряд ли будут.
ПРИНЯТЬ В СРОК
В проектном институте «Луганскгражданпроект» в течение почти года были вывешены планшеты генплана. За все время «обсуждения» к документу поступило лишь 21 замечание и предложение.
Большая часть документа – 19 карт из 28 – засекречена. В мэрии говорят, что это – совершенно законно. Причем на стороне мэрии в том числе Служба безопасности Украины – по словам первого заместителя городского головы Манолиса Пилавова, СБУ официально согласилась с фактом ограничения доступа к определенной части документов, и иск от «Восточноукраинского центра общественных инициатив» с требованием опубликовать карты ничего не дал.
Стоит отметить, что на опубликованных «картинках» разобрать ничего невозможно, это общая схема дорог и жилых кварталов. В этом и заключается главная проблема. По сути, гражданам предложили довериться чиновникам и принять на веру их слова, к примеру, о запрете внутриквартальной застройки.
Перед местными выборами о Генплане забыли – понимая, что на этой теме легко спекулировать, власти решили не рисковать, ведь есть масса вопросов, на которые перед голосованием ответы были бы неуместными.
Например, это вопрос о сносе частного сектора и старых домов.
- По новому Генплану подлежат реконструкции микрорайон около заправки «Параллель» по ул. Сороки, за зданием СБУ: частный сектор подлежит сносу и планируется строительство зданий разной этажности. Подлежит реконструкции 10 и 31-й кварталы (Городок завода ОР), городок Щорса, квартал Шевченко. В советское время это финансировалось из госбюджета – людям давали новое жилье, а строе сносили. Сейчас в крупных городах это происходит за счет инвесторов – они предоставляют новое жилье людям и освобождают площади, - рассказал Пилавов.
По его словам, планируется реконструкция Нового городка и Стандартного городка, Первого микрорайона в р-не железнодорожного вокзала. Полежат сносу и ветхие домостроения по ул.Тараса Шевченко.
Первый заместитель Луганского городского головы Манолис Пилавов 9 декабря заявил, что Луганский горсовет примет главный градостроительный документ уже в 2010 году. Однако последние общественные слушания, состоявшиеся 21 декабря вынудили власти отсрочить принятие Генплана.
ЧИНОВНИКОВ ПРИРАВНЯЛИ К ОБЩЕСТВЕННИКАМ
Общественные слушания были запланированы на 21 декабря, вторник, на 14-00 – в середине рабочего дня.
Почему общественные слушания проводились именно тогда, когда большая часть людей должна находиться на рабочих местах, так никто никому и не объяснил.
Заблаговременно половину зала заняли чиновники горсовета и райсоветов – причем, были там как обычные секретарши, так и начальники управлений (к примеру, зачем-то как минимум час драгоценного времени провела там начальник управления экономики Луганского горсовета Светлана Дроботенко). Они дисциплинированно пришли заранее и заняли все места в первых рядах зала. Сидели компактно и тихо, голосовали, как по команде.
Общественным активистам и гражданам, для которых, собственно, мероприятие и проводилось, пришлось садиться в конце зала, причем многим места так и не хватило – пришлось стоять. Чиновницы горсовета сновали по залу и рассаживали важных персон и депутатов поближе к президиуму, а общественников – подальше. В течении минимум получаса народ еще продолжал прибывать, в зал еще заносили стулья.
Места в президиуме заняли заместитель Луганского городского головы Антонина Кузьменко и начальник управления архитектуры и градостроительства, главный архитектор города Вячеслав Женеску.
Как только мероприятие началось, к микрофону, который был установлен в зале, подошел один из лидеров «Народного фронта Луганщины» Сергей Шакун.
- Чиновники горсовета присутствуют тут в свое рабочее время и не выполняют свои функциональные обязанности. Я прошу поставить на голосование вопрос и отправить сотрудников исполкома на их рабочие места, - сказал он.
Это предложение общественники встретили аплодисментами и одобрительными криками, и Антонина Кузьменко так ничего ответить и не смогла.
- В соответствии с законодательством, на таких собраниях должен председательствовать или начальник управления архитектуры, или представитель от совета. Больше там, в президиуме, никаких людей быть не должно!, - сказал один из активистов «Восточноукраинского центра общественных инициатив» Виктор Филипповский.
- Так начальник управления и председательствует! – ответила Кузьменко.
Филипповский снова перебил ее, указав на то, что слушания были открыты некорректно, и не было объявлено, почему и кто будет председательствовать.
Кузьменко тогда встала и заявила, что может уйти из президиума, однако так этого и не сделала. Справедливости ради стоит отметить, что именно она в ходе первой части слушаний играла первую скрипку, постоянно управляя Женеску и подсказывая, что ему нужно говорить.
Народ в зале продолжал возмущаться, что среди собравшихся слишком много чиновников.
- В статье 43 закона «О планировании и застройке территории» сказано, что в общественные слушаниях могут принимать участие должностные лица соответствующего органа местного самоуправления, - попыталась утихомирить собравшихся Елена Смарагдова, заместитель начальника юридического управления ЛГС. - В данном случае этот орган – Луганский городской совет, который будет утверждать этот документ (Генплан - ВВ), и все должностные лица ЛГС, точно также как и другие члены территориальной громады, имеют право принимать участие в общественных слушаниях.
Это заявление несколько стабилизировало обстановку в зале.
Однако, как только главный архитектор города Вячеслав Женеску поставил вопрос о формирования комиссии для подсчета голосов, снова начался хаос. Оказалось, что в списке, озвученном Женеску, 9 чиновников горисполкома.
- Мы им не доверяем! Давайте формировать счетную комиссию из общественников!, - кричали собравшиеся.
Однако Женеску попробовал проигнорировать эти крики и поставил на голосование вопрос об утверждении списочного состава счетной комиссии. За это решение четко проголосовала первая половина зала, вторая только свистела и презрительно комментировала поведение.
- Большинством голосов комиссия избрана!, - сказал Женеску.
Главный архитектор явно лукавил – большинства в первой половине зала быть не могло, так как там 75 мест для депутатов горсовета, а во второй половине зала мест для сидения раза в два больше, и все они были заняты, плюс несколько десятков человек еще и стояли в проходах.
Женеску было освистан и он вынужден согласиться на то, чтобы счетная комиссия была сформирована с учетом мнения общественников, которые, как оказалось, тоже к слушаниям готовились и составили свой список кандидатов в счетную комиссию.
Такая же ситуация была и с секретариатом слушаний – в него Женеску предложил ввести двух чиновниц исполкома и депутата горсовета от КПУ Екатерину Попову, что опять-таки вызвало недовольство собравшихся граждан. По требованию общественных активистов Попову заменили на юриста «Восточноукраинского центра общественных инициатив» Вадима Сабинина.
Все эти споры заняли достаточно много времени, но на этом не закончились. Главный архитектор попробовал озвучить правила проведения слушаний.
- Все предложения должны быть поданы в секретариат со ссылками на законодательные акты…, - начал было он, однако продолжать не смог.
- Нет, по закону об обращениях граждан любой гражданин может подать свое замечание и так! Ведь если гражданин сообщает о преступлении, расследованием занимается следователь. Вы чиновники, и ссылки на законы искать – это ваша работа, вы за это получаете зарплату, - выкрикивал в микрофон правозащитник Анатолий Шамрин.
- Замечания общественности подаются до начала слушаний и также могут быть заявлены и внесены в протокол во время проведения общественных слушаний. Предложения и замечания общественности должны быть обоснованными и содержать ссылки на положения соответствующих законодательных и других нормативно-правовых актов, государственных стандартов, норм и правил, поэтому по этому закону «просто поговорить» не получится, - снова процитировала закон «О планировании и застройке территории» Елена Смарагдова.
"ПОГОВОРИЛИ"
В рамках общественных слушаний собравшимся еще раз представили общую информацию о проекте Генплана – где и кем разрабатывался, каково видение перспективы развития города.
Основные тезисы – развитие города в южном (в сторону аэропорта) и западном (р-н "МЕТРО" и "Эпицентра") направлениях, потому что северное и восточное исчерпали себя (застройка приблизилась к санитарным зонами нефте- и газопроводов и газовых хранилищ), приоритет постройке домов невысокой этажности, общее увеличения территории города за счет передачи Луганску близко расположенных к нему поселков и новая транспортная политика.
В рамках презентации проекта представитель государственного проектного института «Луганскгражданпроект» Василий Тимащевский ответил на вопросы, которые задавали луганчане чаще всего. В их числе – скандальная идея о переносе детской областной клинической больницы из центра города (перекресток улиц Советская и Оборонная) на окраину, в район ЛОКБ.
- Ставился ряд вопросов о переносе детской больницы из центра города. Этот перенос был заложен и в старом генплане, и в детальной планировке города, которая действует на сегодняшний день. Необходимость выноса регламентирована нормативными документами, где четко сказано, что объекты лечебных, научных и других учреждений, которые требуют площадок для своего развития, следует размещать на въездах в город и в пригородных зонах. Пример тому – размещение областной больницы, аграрного университета, медицинского университета и других объектов. Если рассмотреть схему загрязнения территории тяжелыми металлами и схему размещения источников шума, то нахождение детской больницы в центра просто недопустимо, - говорил Тимащевский. - В Донецке центральная площадь имени Ленина – это все бывшая территория бывшей областной детской больницы, там ее вынесли без вопросов, потому что здоровье детей важнее.
По словам разработчика Генплана, первые здания ЛОДКБ были построены еще в 1928 году, и тогда они строились на окраине Луганска, и для властей сейчас важно в первую очередь зарезервировать землю под перенос больницы.
- Основное – резервирование свободной территории, чтобы дельцы от архитектуры не застроили ее коттеджами, чтобы там не построили объектов развлекаловки, чтобы там была свободная территория, куда через 30, 40 или 50 лет была бы возможность вынести объекты детской областной больницы. И этот вопрос будет решаться не нами, не детьми нашими, а нашими внуками, - сказал Тимащевский.
Такое же видение ситуации и у первого заммэра Пилавова. Правда, путаница в сроках.
- Может быть, лет через 20-30, а может и раньше, появится какой-нибудь бизнесмен, который выделит 1 миллиард гривен для строительства детской больницы с парковой зоной и мы переведем туда детей. Это было бы большим счастьем, потому что по нормам санитарной службы детская больница не может находиться в центре города, она должна быть вынесена. Но средств для таких масштабных проектов нет и когда это осуществится - никто не знает. Вопрос не стоит, что мы это сделаем за 2-3 года, но перспектива будет рассматриваться», - говорил Манолис Пилавов.
Генплан предусматривает радикальное изменения транспортной политики городской власти и отказ от массового использования маршрутных такси в городе.
- Генплан предусматривает радикальные предложения - создание «Луганскпастранса», потому что только электротранспорт уже не справится. Нужно заводить троллейбус на железнодорожный вокзал, дотягивать трамвайную линию в район пос. Видного, «пробивать» троллейбусное сообщение по ул. Им. газеты «Луганская правда» в западный массив, - рассказал директор научно-производственной фирмы «Грандинвест» (г. Харьков) Юрий Маковейчук.
Возможная транспортная реформа могла бы улучшить и экологическое состояние города.
- Первое, на что обратили внимание - загрязнение города, особенно его центра, транспортом. Его уровень в 10-15 раз превышает норму и это только по выбросам токсических веществ. Более 30% загрязняющих веществ, которые сегодня выбрасываются транспортом , являются канцерогенами и статистика его подтверждает. 70% виновников загрязнения – именно автомобильный транспорт. И наше предложение - о сокращении частных перевозок и развитии городского транспорта, в частности, электротранспорта, - говорил директор НИИ прикладной экологии ВНУ имени Даля Олег Игнатов.
ПРИВЫЧКА ГОЛОСОВАТЬ
После заслушивания общей информации собравшимся было предложено рассмотреть поступившие перед слушаниями предложения к Генплану – на тот момент их было уже 23.
Вячеслав Женеску и стал зачитывать их по очереди, объявляя, с каким он согласен. Но собравшимся зачем-то было предложено голосовать по этим вопросам, хотя это ни на что не влияло. Порядок таков: если разработчик Генплана соглашается с предложением, то оно учитывается, а если нет – все равно вносится на рассмотрение так называемой согласительной комиссии. Это и пытался объяснить общественный активист Виктор Филипповский.
По такой схеме «проголосовали» за то, чтобы продлить троллейбусную линию на востоке до ул. Возрождения (где будет строиться новый оптовый рынок сельскохозяйственной продукции), сохранение рынка на ул. Оборонной (так называемый рынок на Таксопарке), восстановление парка им. Горького и другие вопросы.
Когда речь зашла об озеленении города, снова начался хаос.
Разработчики Генплана предлагали в лесах и лесопарках оборудовать места массового отдыха (в том числе, к слову, в Генплане предусмотрено создание городского парка в р-не ЛВВАУШа – первая линия вдоль ул.Оборонной будет застроена торговыми и офисными центрами несмотря на протесты горожан, а за ними будет парк).
Против этого высказался Владимир Шевченко – первый заместитель главного управления лесного и лесоохотничьего хозяйства, который почему-то предпочел скрыть свой статус госчиновника.
- Площадь зеленого кольца уменьшается на 320 га. Это первое. Второе – если вы посмотрите на генплан – вы помните, как против МЕТРО (строительства второго магазина по ул.Оборонной в р-не острой Могилы - ВВ) были демонстрации, люди протестовали, управление лесного хозяйства выиграло все суды по данному вопросу, в результате наше предложение не учтено и 38 га положено под застройку, - сказал Шевченко.
Его собравшиеся поддержали.
- Давайте внесем норму не уничтожать насаждения в тех кварталах, которые уже существуют,- выкрикивали из зала.
Дальше экспертов-разработчиков народ уже не слушал.
Представитель инициативной группы жителей городка Щорса, которая уже несколько лет борется с попытками бизнесменов построить в их дворе многожэтажку с подземным паркингом, выкрикивал с места, что в их микрорайоне негде гулять с детьми и парк на ЛВВАУШе им не нужен.
- Вы сказали, что будут сносить городок Щорса, на каких условиях будут отселять людей? – выкрикивала с места пожилая женщина.
Уже ближе к концу обсуждения конфликтовать между собой уже начали сами общественники – Виктор Филипповский и Анатолий Шарин пытались чуть ли не выхватывать друг и друга микрофон. Филипповский требовал прекратить бутафорское голосование, которое ничего не определяло, а Шамрин настаивал на том, чтобы в слушаниях объявили перерыв. Периодически Шамрин обращался к группе поддержки, с которой пришел на слушания:
- Если сейчас не добьемся перерыва, я не буду иметь с вами ничего общего!
Однако требования Шамрина так и остались без внимания председательствующих.
Из-за затянувшейся организационной части рассмотреть все предложения по Генплану не успели.
Остальные вопросы вынесли в так называемую согласительную комиссию. Она на 70% состоит из общественников, которые присутствовали на общественных слушаниях, всего в ней – 84 человека.
Со стороны власти туда введены лидеры молодежных движений, организаций чернобыльцев, чиновники горсовета и другие совершенно бесполезные в данном контексте персонажи. Но, с другой стороны, квалификация в вопросах градостроительства некоторых общественных активистов, которые вошли в комиссию, также вызывает сомнения – так что можно предположить, что и комиссия, как, впрочем, и слушания – это "свисток", в который должен уйти весь пар.
НИКТО НИЧЕГО ТАК И НЕ ПОНЯЛ
Начиная свое выступление, представитель государственного проектного института «Луганскгражданпроект» Василий Тимащевский сказал, что общественность требует от Генплана конкретики.
- Участники обсуждения зачастую подменяли Генплан города, объем и состав которого регламентируется строительными нормативами и законами Украины «О планировке и застройке территории» с генпланом строительства конкретного объекта, который регламентируется строительным нормами. Люди приходили и просили показать конкретный дом и объяснить, почему рядом ларек.
По большому счету, именно эта мысль и может считаться главным итогом так называемых общественных слушаний, ведь на конкретные вопросы никто не смог дать ответов. Именно отсутствие конкретики и является основной причиной конфликтного настроения общественников. К примеру, уже заявили об обеспокоенности луганские буддисты - Генплан предусматривает реконструкцию старого района около гостиницы Дружба и ДК Ленина – именно там, на ул. Интернациональной, размещен буддистский центр, который, судя по всему, должен быть снесен. Однако буддисты заявляют о своем намерении отстаивать свое право до последнего, в том числе с участием международных организаций.
Но главное, на что есть сейчас запрос – информация.
Из-за того, что общественные слушания прошли сумбурно, мэрии пришлось отказаться от намерения принять Генплан уже до начала 2011 года. Однако после того, как «пар уйдет в свисток», горсовет примет Генплан. Городской голова обещал, что будет это на первой сессии в 2011 году. И далее начнется самое главное - городские власти разработают и примут другие градостроительные документы - Детальную планировку застройки города и Правила застройки города Луганска. Именно после разработки этих документов можно будет задавать вопросы мэрии о том, почему около конкретного дома ставят пивной ларек.
Фоторепортаж смотрите здесь