Правозащитник Николай Козырев: «2013 год войдет в историю, чем бы ни закончился Майдан»

Что изменилось в общественном сознании украинцев в 2013 году, в какой повестке нуждается Майдан и есть ли шанс на возвращение к евроинтеграции? С просьбой подвести итоги 2013 года мы обратились к известному луганскому правозащитнику Николаю Козыреву, недавно избранному главой Украинского Хельсинского правозащитного союза по правам человека.

 

- Николай Кузьмич, год был очень насыщенным – дважды поменялась внешнеполитическая ориентация страны, сейчас идут массовые протесты против политики главы государства. Как вы оцениваете происходившее и происходящее? Что произошло вообще с Украиной за этот год?

 

- Год был действительно бурный и, я бы даже сказал, значительный в историческом смысле. То, что происходит сейчас в стране, может по-разному оцениваться различными людьми, в зависимости от их политической ориентации и мировоззренческого склада, но эти события оставят след в истории и будут иметь последствия, вне зависимости от того, чем закончится Майдан.

 

Я лично оцениванию эти события так: модель социально-экономического и политического государственного устройства, которая существует сейчас и с которой можно отождествить Партию Регионов, Президента и правительство, полностью исчерпала себя. Это модель кланово-олигархического капитализма, скорее даже неофеодализма, когда основные активы и ресурсы страны работают в интересах только узкого круга привилегированных групп, кланов, семей. А за последние два года можно сказать, что в интересах одной семьи. Эта модель только вредит Украине, истощает экономику, обескровливает ее. Деньги в стране есть, когда работает производство, люди платят налоги, когда число фирм-налогоплательщиков увеличивается. Сейчас же налоговая база наоборот сужается, а крупные олигархические группы вывозят свои капиталы в оффшоры. За последние годы через украинские банки вывезено свыше $53 миллиардов-  огромная сумма, сопоставимая с государственным бюджетом.

 

Во времена Кучмы и Ющенко эта модель еще работала на страну, хотя олигархи и тогда вывозили капиталы, но одновременно создавались рабочие места, худо-бедно экономика давала прирост и в некоторых отраслях развивалась. А сейчас – стоп, «красный сигнал», экономика стагнирует. Глава правительства всплескивает руками: «Как хорошо, что нас спасла Россия, а то к Новому году был бы коллапс». Странно слышать такое от премьер-министра, но это  ведь прозвучало как саморазоблачение.  Страна доведена до крайней черты.

 

Майдан был спровоцирован ситуацией с изменением внешнеполитического курса, и это вполне понятная реакция, так как люди переживают за свое будущее. А после того как «Беркут» нагло избил молодых людей 30 ноября, это было уже возмущение морального порядка. Ситуация нравственного удушья. Пролитая на Майдане кровь – это красная черта, которая разделила прошлое и будущее. В прошлом нужно оставить вот эту социально-экономическую модель, в которой мы живем до сих пор, все эти феодально-иерархические системы распределения рент и привилегий. И нужно перейти к новой системе, открытой для всех кто хочет работать, по четким правилам, кто хочет создавать свои предприятия, рабочие места, свой бизнес.

 

- А остались ли в украинском обществе здоровые силы, способные на такого рода перемены? Ведь та система, о которой вы говорили, очень развращающая для общества, для политической системы, поскольку основана на тотальном подкупе и коррупции.

 

- Коррупция – это визитная карточка не только нашей власти, но и нашего общества. К сожалению, у многих людей осталась советская ментальность, они живут по принципу «начальству виднее, я тут ни при чем». Но они прекрасно видят всю эту коррупцию и продажность, когда, защищая свои права в суде, надо заплатить не только адвокату, но и судье. 

 

Поэтому здоровые силы нужно искать среди молодежи. Если ситуация в стране не трансформируется в новое качество и молодежь не почувствует свою причастность к этим переменам, не станет их субъектом, то будущего нет. Статистика показывает, что значительная часть молодежи хочет уехать из Украины, если молодые люди не смогут проявить себя на родине, как личности, как специалисты, то страна обречена.

Майдан сейчас открывает шанс для перемен, если он перерастет в формы гражданской сплоченности, солидарности, а власти, в свою очередь, проявят разум и не будут воспринимать социальную активность как угрозу.

 

- Власть, устами своих спикеров типа Олега Царева, пытается изобразить главным организатором Майдана неправительственные общественные организации. Означает ли это, что влияние «третьего сектора» выросло за этот год настолько, что напугало власть? И может ли власть пойти по российскому пути – давить общественные организации, заставлять регистрироваться как «иностранных агентов» получателей грантового финансирования?

 

- Власть может пойти по российскому пути, но это будет большой глупостью. В украинских условиях нельзя копировать Россию, при всей склонности к авторитарному правлению, которую демонстрирует Янукович. Хотя бы, потому что у нас нет нефти и газа, рентой от которых Путин может прикормить кого угодно в стране и парализовать правозащитное движение. В России дискредитируют общественные организации, пытаются выставить их агентами иностранного влияния, как говорил Путин - «шакалящими гранты возле посольств». Это старая кегебистская риторика.

 

Гражданское общество в Украине более консолидировано, чем в России, что показывает тот же Майдан. Разве можно представить, чтобы в Москве вышли на Болотную площадь и там месяц стояли? А роль общественных организаций в Украине, безусловно, выросла. Вообще Майдан можно назвать одним большим гражданским форумом.

 

 - В глазах тех людей, которые стоят на Майдане, жители Востока Украины, и Луганской области в частности, оказываются поголовными сторонниками власти. Хотя на Майдане много активистов из Донбасса, но стереотип существует. И не стоит закрывать глаза на то, что среди наших обывателей такие настроения действительно есть. Что нужно сделать, чтобы расшевелить народ в Луганске, ведь люди у нас все понимают, но менять ничего не хотят?

 

- Я не совсем согласен, что все понимают. Многим удобно находиться в социальной спячке, с закрытыми глазами, с отключенными мозгами. Кусок хлеба и телевизор есть – и ладно. Я человек маленький. Даже рабам удобно рабство, потому что хозяин кормит, а рисковать потерять эту похлебку рабу не стоит. Я не хочу сказать, что те, кто едут на Антимайдан в поддержку курса Президента, рабы, это было бы оскорбительно по отношению к ним, но, скажу деликатнее - это люди полностью зависимые от власти, от работодателя. Посмотрите на состав этих делегаций – это бюджетники, это работники крупных предприятий, шахтеры.

 

Я вижу, как изменилось положение шахтеров за последние годы.  15 лет назад, в 1998-м, в Луганске был первый Майдан, когда бастовали шахтеры, они шесть месяцев стояли под обладминистрацией. Их молотил «Беркут», но и они сдачи давали. С тех пор многое изменилось, шахтеры больше не способны на протест, они деморализованы, боятся потерять рабочие места.

 

Вообще, наша система наемного труда  - это форма современного рабства. Шахта принадлежит олигарху, а работники никак не причастны к продуктивной собственности шахты, они полностью исключены из сферы распределения богатства, следовательно, они в социальном смысле никто, просто - рабочая сила. Как лошадь, как машина. Только пикни – и ты уволен. Поэтому эти «никто» и едут по команде, куда скажут. Они знают цену и администрации, и этим олигархам, но они не свободны и потому вынуждены с этим смиряться. 

 

Не многие способны сопротивляться. Мы знаем, какая печальная судьба у независимых профсоюзов – их просто уничтожают, либо полностью отстраняют от принятия решений в сфере трудовых отношений. В них состоят единицы работников, хорошо, если в независимом профсоюзе состоят несколько сотен человек. 

 

В итоге – в нашем крае упадок социальной активности. И некоторый всплеск казенно-фальшивой активности, под лозунгом «Они майданят, Луганщина работает!». В советское время такая комсомольская активность выглядела не так фальшиво, потому что она драпировалась кумачом идеологии «строителей коммунизма». А теперь – какая идеология? Обогащения олигархов? Все это выглядит жалко и постыдно.

 

- Как выйти из этого тупика?

 

- Выход возможен только через глубокую трансформацию политико-экономических, культурных отношений. По-другому ничего не поменяется – ни сознание, ни модели социального поведения.  В студенческие годы я добросовестно изучал философию марксизма и придерживаюсь материалистического взгляда на историю, на природу общественных процессов. Материальная, экономическая жизнь – основа политики. Без того, чтобы люди были участниками отношений собственности, производства богатства и его распределения; без того, чтобы они были субъектами экономических отношений; без того, чтобы работник был совладельцем предприятия, - никакая политическая демократия невозможна. Без экономической демократии она вырождается в фикцию. Сейчас мы имеем в Украине имитацию демократии. А Верховная Рада – фиктивный парламент. На самом деле это закрытый клуб миллионеров, миллиардеров и их обслуги. Разве там законы принимаются в интересах тех, кто сегодня держит плакат «Мы поддерживаем курс Президента!»?  Это тяжелый кризис. Выход из него возможен только через обновление всего политико-экономического строя, путем перехода от олигархической социальной модели «Богатые накормят бедных» к демократической социальной модели «Каждый должен иметь возможность прокормить себя сам».

 

 - Получается, что Майдан должен поднимать социально-экономическую повестку?

 

- Да, причем эта повестка должна быть приоритетной. Политические задачи – это вторичные вещи. Это только политики склонны так считать, они абсолютизируют свою роль в обществе, считая, что от них все исходит. Из-за этого у нас за 20 лет так и не получилось настоящих реформ, начиная с неудачной ваучерной приватизации и дележа социалистической собственности.

 

- Упущен ли шанс европейской интеграции, в связи с нынешней политикой власти?

 

- Власть «влипла», подписав соглашения с Россией, она получила ситуативную выгоду для затыкания бюджетных дыр, но эти деньги не дадут импульса развитию страны. Считаю, что перспектива европейской интеграции не потеряна, важно, чтобы ситуация развивалась под давлением и контролем общества. Пусть это будет замедленный процесс, с откатами назад, социальные процессы всегда происходят по синусоиде. Будут разочарования, социальная апатия. Думаю, что нынешняя пауза в отношениях с Европой не продлится долго. Но, повторюсь, все зависит от консолидированности общества.

 

- В завершении ваш прогноз – что нас ждет в 2014 году?

 

- С одной стороны – нас ждут негативные процессы в социально-экономической сфере, тут прогнозы нерадостные. Российский кредит нашу экономику не спасет. Будет углубляться экономический кризис, инфляция, которую в предвыборный год будут гасить российскими деньгами. Потом будем все расплачиваться.

 

С другой стороны - трудности либо погружают человека в прострацию, либо мобилизуют его. Оптимизм вызывает то, что пока трудности вызывают в Украине социальную мобилизацию. Это залог того, что перемены будут в правильном направлении.

Последние новости

  • Суспільство

"Віджим квартири за несплату комунальних". Як росіяни привласнюють житло українців в окупації на сході України

На тимчасово окупованих територіях Луганської та Донецької областей розпочалася нова хвиля “націоналізації” житла українців. Так… Read More

1 день назад
  • Війна з РФ

Східний Варіант запускає нову відеопрограму "Варіанти"

«Варіанти» — нова YouTube-програма Східного Варіанта, де ми розбиратимемо фейки, боротимемося з дезінформацією й відновлюватимемо… Read More

2 дні назад
  • Суспільство

Суперлюди України. Як на Львівщині протезують та реабілітують українських ветеранів

14 квітня минув рік із відкриття центру «Superhumans». У ньому безплатно надають послуги з протезування,… Read More

3 дні назад
  • Суспільство

Перша масова громадська організація Донеччини: історія Донецького Товариства української мови ім. Т. Шевченка

Ще за півтора року до настання української незалежності в Донецьку запрацювала організація, члени якої виступали… Read More

3 дні назад
  • Суспільство

Український мітинг 28 квітня 2014 року в Донецьку: як це було та як про це брехали росіяни

10 років тому в Донецьку відбувся останній станом на зараз мітинг на підтримку України. Він… Read More

4 дні назад
  • Суспільство

Історія Вепрейського та Чиркова, або як українці відкрили Донецький вугільний басейн

У 1721 році ландрат Микита Вепрейський та комендант Бахмутської фортеці Семен Чирков уперше взяли проби… Read More

4 дні назад

This website uses cookies.