"Показали, що це наше місто": як в окупованому Сєвєродонецьку підняли український прапор (рос.)

Несколько месяцев оккупации не прошли для Северодонецка бесследно. Однако, не все горожане готовы были смириться с диктатурой боевиков. “Восточный вариант” рассказывает историю о том, как, имея на двоих возраст 130 лет, провернуть  шпионскую спецоперацию и убегать от погони террористов  

Мы встречаемся возле дворца культуры “Химиков”. Именно тут, 6 лет назад, они совершили свой поступок — кто-то назовет его героическим, а кто-то безрассудным. Но, несомненно, смелым и достойным того, чтобы о нем подробно рассказать. 

Героев этой истории — Олега Константиновича Бережного и Владимира Федоровича Бабича — язык не поворачивается назвать пенсионерами, хотя обоим уже за 70. Еще меньше хочется вспоминать о возрасте, когда знаешь их историю. 

 

Итак, 2014 год. Конец июня. Северодонецк оккупирован. Два друга, два альпиниста (мастера спорта и инструкторы) хотят проявить свою патриотическую позицию и поддержать всех проукраински настроенных горожан, показать, что далеко не все северодончане поддерживают сепаратистов.  

Еще раньше они ездили на Майдан, хотели для себя понять ситуацию и оценить происходящее. Теперь же решают повесить украинский флаг на одной из высоких точек города. Рассматривают несколько вариантов, но телевышку отметают — есть информация, что она заминирована. Останавливаются на дворце культуры “Химиков”.

Правда, здание находится прямо напротив захваченного боевиками горсовета, буквально в нескольких десятках метров. 

“Нас возмущали эти “казачки”. Они людей останавливали, затворами автоматами передергивали. Мы хозяева своего города, не они, эти непонятные люди. Мы решили провести такую акцию”, — вспоминает Олег Бережной. 

 

“Риск был, но в работе об этом не думаешь. Но страна воюет, стране плохо, хотелось сделать свой вклад. Показать, что здесь есть проукраински настроенные люди”, — добавляет Владимир Бабич.  

24 июня идею воплощают в жизнь. 22:00 — уже темно, но еще не ночь, когда передвигаться по городу опасно. Готовились тщательно — захватили альпинистское снаряжение, флаг и муляж взрывного устройства. Расчет был на то, что оккупанты побоятся сразу сорвать “заминированный” стяг. Муляж получился реалистичным — коробка, в ней антенна и мигающий светодиод. Во всеоружии по боковой стене здания поднялись на крышу и начали устанавливать флаг.  

“Когда поднялись на крышу, привязали флаг к тросу и начали поднимать. Оказалось, что скрутка застревает в нижнем ролике, и мы не можем на верхнюю точку поднять флаг. Пришлось развязать, перевязать на другую ветвь, опять поднимать. Светили фонариком, и нас заметили. Когда начали монтировать муляж взрывного устройства, тоже пришлось светить, светодиод то горел, то не горел”, — рассказывает Владимир Бабич. 

Думали, если поймают — “отметелят” и отпустят 

  

Когда их заметили, над головами пролетели светошумовые ракеты. Но альпинисты продумали пути отступления заранее. Были готовы даже на веревке спуститься с фасада здания, но этого не потребовалось. Убегать бросились в соседний двор. Сперва забежали в тупик, но потом смогли уйти. 

“Я думал: ну поймают. Наверное, закроют, допросят, не связаны ли с какой-то организацией. Отметелят хорошенько и скажут: “Старые хрычи, идите отсюда, чтоб мы вас больше не видели”. А уже потом через месяцы понял — живыми нас бы не выпустили. Вывезли бы куда-то и все. Но нас не просто взять. Мы не “халам-балам””, — улыбается Олег Бережной. 

“Альпинистская подготовка сыграла важную роль. Во первых, реакция на высоту у нас нормальная, потому что мы всю жизнь этим занимаемся. Ну и по крыше пройти — вверху были лестницы, а внизу лезли по стене”, — рассказывает Владимир Бабич. 

Оккупанты же кинулись к центральному входу. Сперва разбудили дежурную, потом поднялись на крышу.

“Пока дежурная глаза открыла, пока нашли ключи, пока вышли к флагштоку. Там, где обычно флаг поднимают и опускают, они ничего сделать не смогли, мы все заблокировали. Они на крышу вылезли — а там “заминировано”. Послали дежурную флаг опустить, она в крик”, — говорят вместе, дополняя друг друга. 

Флаг расстреливал снайпер 

 

Не смогли боевики снять флаг и на следующее утро. Пришлось вызывать подкрепление. В городе особых войск не было. На площадь перед ДК съехались несколько десятков машин. В итоге уже днем флаг расстреляли. 

“Совещание было, что делать. Заминировано же. А разминировать устройство, которое создали дилетанты, это себе хуже. Это только в Голливуде красный проводок перерезал или зеленый. А в реальности только “кошкой” сорвать и тянуть. Никто не рискнул. Они не пожалели ДК и решили расстрелять наш коробочек. И сняли флаг. Это был уже обед, люди ходили, видели. Увидев разбитые детали, они сделали вывод, что в город вошла украинская ДРГ, причем солидная. Заминировали с целью поставить радио-маячок для наведения ракет для удара по горсовету. Такая у нас есть информация от силовых структур”, — говорит Олег Бережной. 

Буквально через несколько дней в городе стали появляться проукраинские листовки с надписями: “Хватит нам одного Славянска. Убирайтесь отсюда”.

“Мы не герои” 

 

Прошел месяц, и на этой же площади они встречали освободителей Северодонецка. 

“Это очень большой праздник.  Радость была, но я знал, что это только начало”, — вздыхает Олег Бережной. 

“Мы сильно не афишировали. Так, может, в разговорах. Когда город уже освободили, на нас вышли, спросили, мы и признались. Через пару лет в день освобождения Северодонецка дали грамоту “за развитие патриотического и ветеранского движения”, — говорит Владимир Бабич. 

Да и сейчас афишировать свой поступок не стремяться. Героями себя не считают, но уверены, по-другому поступить не могли. 

“Стоило рисковать? Стоило. Мы подняли дух людей. На следующий день читали комментарии в соцсетях. Большинство было положительные. Один был такой: “А что здесь комментировать? Слава Украине! Героям Слава!”, — подводят итог альпинисты. 

Анастасия Дашко, Восточный вариант, фото представлены автором 

Последние новости

  • Суспільство

Вступ із ТОТ у 2024 році: що треба знати

Якою буде вступна кампанія для абітурієнтів із тимчасово окупованих територій? У які українські заклади вищої… Read More

1 день назад
  • Суспільство

Володимир Рибалкін: досьє начальника Святогірської міської військової адміністрації

Рибалкін Володимир Миколайович родом з Донеччини. Учасник АТО, активіст та волонтер. Відомий як журналіст-антикорупціонер та… Read More

2 дні назад
  • Війна з РФ

Незламні, нескорені, неспинні: 10 років із заснування бригади "Азов"

5 травня 2014 року в Бердянську був створений батальйон патрульної служби міліції особливого призначення «Азов».… Read More

3 дні назад
  • Суспільство

Ім’я, яке російська імперія та радянська влада хотіли забути: історія Олексія Алчевського

Олексій Алчевський — український банкір, фінансист-реформатор, промисловець, меценат, засновник гірничих і металургійних підприємств на Донеччині… Read More

4 дні назад
  • Суспільство

Повідомляти про "зв'язки" з людьми в окупації, або що не так із новоприйнятим законом

25 квітня Верховна Рада України проголосувала за закон «Про внесення змін до Кодексу законів про… Read More

4 дні назад
  • Війна з РФ

Як знайти зниклу безвісти людину на окупованій території: алгоритм дій

Випадки насильницьких зникнень та свавільних затримань українців на тимчасово окупованих територіях стають все більш масовими… Read More

5 днів назад

This website uses cookies.