«Немецкое общество технического сотрудничества» инициировало создание в Луганской области 8 Центров административных услуг, которые бы работали по принципу «единого окна». На первом этапе эти центры будут создаваться в Свердловске, Алчевске, Рубежном и Краснодоне.
«РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ОФИС» ПРОТИВ «ЕДИНОГО ОКНА»
Традиционная система «разрешительных офисов» предполагает, что гражданин обращается в соответствующее подразделение власти или уполномоченное коммунальное предприятие за справкой, разрешением или согласованием. Будучи логичной на первый взгляд, эта система отнимает множество времени: например, постройку необходимо согласовывать в отношении землепользования (выделения земельного участка), охраны труда и правильности проекта застройки, соблюдения санитарных, противопожарных, природоохранных и охраны культурного наследия правил. Далее предстоит «второй круг»: согласования подключений коммуникаций со всеми соответствующими предприятиями (газ, свет, вода и водоотведение). В результате тратится очень много времени, а так как необходимо прибегать к помощи специалистов – еще и очень много денег. Вдобавок, из-за отсутствия единой системы документооборота, многие вопросы в этом офисе решить не удается – приходится идти в соответствующие управления либо отделы.
Кроме того, такая система содействует и коррупции, так как гражданину сложно собрать всю необходимую информацию и долго ждать – многие вынуждены платить взятки для экономии времени и сил. Причем часто взятки имеют легальный характер – в виде оплаты услуг предприятия, тесно связанного с соответствующим ведомством. Яркий пример – известная возможность за отдельную плату быстро получить через предприятие «Ресурсы-документ» загранпаспорт.
Все недостатки традиционной системы призвана решить идея Центра разрешительных услуг –именно ее хочет привнести в украинскую реальность проект GTZ «Повышение качества муниципальных услуг в Украине».
Идея создания Центров административных услуг (ЦАУ) неразрывно связана с идеей «единого окна».
Суть ее сводится к следующему. Создается специальное подразделение, которое фактически становится посредником между различными ведомствами и подразделениями органов власти. Оно аккумулирует информацию и прорабатывает механизмы автоматизации процесса. Далее налаживают работу таким образом, дабы гражданин пришел к специалисту, рассказал, какие документы и согласования ему необходимы, заполнил соответствующие заявления. Затем работник центра через компьютерную систему передает все запросы в другие управления и контролирует сроки подготовки и передачи в центр необходимой документации. Собирает документацию либо распечатывает информацию из общей базы данных (если речь идет о справках) и в установленный день предоставляет гражданину весь пакет необходимых документов. Ограничение контакта с сотрудниками других ведомств и внедрение официального посредника ограничивает и коррупцию: сроки контролируются центром административных услуг и за ускорение платить взятку уже не нужно.
ОПЫТ ДРУГИХ СТРАН
Государства Запада с 1990-х работу в форме «единого окна» организовали повсеместно: они заботились об улучшении бизнес-среды для малого бизнеса и относились к гражданам как к потребителям своих услуг. То есть заботились о качестве и сокращении затрат времени на административные процедуры. Развитие информационных технологий позволяло организовать работу по-новому: формировались базы данных информации и автоматические алгоритмы действий. Как результат – многие действия стало возможным выполнять заочно (скачать с официального сайта бланк заявления и, заполнив его, отправить по почте) либо с минимальными затратами времени.
То, что стало обыденным на Западе, никак не удается внедрить повсеместно в странах СНГ.
Так, в России действует несколько центров административных услуг. На совещании в одном из них (в Оренбурге), премьер-министр РФ Владимир Путин даже пошутил на счет ЦАУ, сравнив с бюрократией на Лубянке. После этого было принято решение под эгидой Минсвязи разработать весь пакет необходимой документации и создать центры административных услуг по всей России.
В Армении, Грузии и Украине содействием созданию «пилотных» центров и пропаганде идей подобной организации работы власти занимается «Немецкое общество технического сотрудничества» (GTZ). В 8 городах Армении при поддержке GTZ созданы и успешно действуют Центры обслуживания граждан. Наибольшего результата немцы добились в Грузии, где команда действующего президента Михаила Саакашвили оказала необходимую политическую поддержку. В Украине сейчас реально действующих центров административных услуг немного - в Ивано-Франковске, Виннице, Кривом Роге и Бердянске. Определенные усилия предпринимаются и в других городах, например в Коростене или Вознесенске, но процесс пока не приобрел массовый характер.
13 мая 2010 года в Луганске состоялась встреча вице-премьер-министра Украины по вопросам региональной политики Виктора Тихонова, председателя Луганского облсовета (на тот момент) Владимира Пристюка, директора офиса Немецкого общества технического сотрудничества (GTZ) в Украине Гольгера Нойвегера и представителей проекта «Повышение качества муниципальных услуг в Украине». В результате было официально заявлено, что 8 городов области - Луганск, Алчевск, Стаханов, Лисичанск, Северодонецк, Рубежное, Краснодон и Свердловск - были избраны для реализации нового проекта GTZ, направленного на улучшение рамочных условий для предоставления административных и коммунальных услуг в Украине. В случае, если все пойдет по плану и все органы местного самоуправления продолжат работу в рамках программы, то на Луганщине должно появиться 8 центров административных услуг. 1 сентября 2010 открыт был офис проекта «Немецкого общества технического сотрудничества» (GTZ) в Луганске во главе с Александрой Курт.
«ОЧЕНЬ МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ ЧИНОВНИКОВ»
Одним из экспертов проекта GTZ «Повышение качества муниципальных услуг в Украине» стал Алексей Кубарь, ранее - руководитель Агентства устойчивого развития Луганского региона.
- Алексей, на каких принципах предполагается создавать Центры административных услуг?
Если же говорить о технологической стороне, то новые центры административных услуг будут строиться на принципе концентрации - работы гражданина с одним специалистом центра, без обхода «по кругу» чиновников различных управлений. Предполагается, что процесс документооборота будет автоматизирован, в одном месте можно будет получить максимум услуг не только органов местного самоуправления, но и государственных инстанций. Важен также и график работы – он должен быть максимально удобным, в том числе для работающих граждан.
На первом этапе центры будут созданы в 4-х партнерских городах, что, естественно, подразумевает конкурс претендентов. Первые результаты должны появиться уже в течение 1-2 лет. Другой вопрос, что не все предварительные планы могут быть выполнены – ведь не все зависит от команды проекта и больше связано с «политической волей» не местах. Очень многое зависит от чиновников, возглавляющих те или иные управления и службы: в одних городах они содействуют работе по созданию Центров админуслуг, в других – саботируют ее
- Раз идет конкурсный отбор, какие из городов более эффективно сотрудничают с проектом и форсируют создание центра? Где есть необходимая «политическая воля»?
- Лидером, безусловно, является Свердловск. Безусловно, сказывается опыт сотрудничества с двумя проектами ЕС, вследствие которых в город привлечено 12 млн. евро технической помощи. Реальный результат в развитии социальной сферы убедил городского голову и его команду, что нужно ориентироваться на максимальное сотрудничество с международными проектами. Главное, Свердловск – единственный город, сразу начавший активную работу. Волевым решением заложено в бюджет-2011 софинансирование, выделено здание городского архива в центре города (сам архив переведут на окраину) и уже потрачено на его высвобождение более 100 тыс. грн.
В Алчевске местная власть имеет несомненные наработки в вопросах прозрачности, и сертификаты по европейским стандартам качества своей работы. Также заявлено о возможном софинасировании проекта из городского бюджета на сумму около 2 млн. грн., хотя информации о фиксации этих обещаний в бюджете-2011 нет. На мой взгляд, Алчевск был сильно ориентирован на сотрудничество с градообразующими предприятиями, недооценивая международную техническую помощь.
Рубежное на третьем месте рейтинга. Хотя власть в городе изменилась на октябрьских выборах-2010, новая команда еще больше интенсифицировала сотрудничество с проектом. Вопрос находится в фокусе внимания власти.
Краснодон я бы расположил на четвертое место рейтинга. Хотя вся необходимая работа ведется но, на мой взгляд, проекту недостает политического внимания. В городе уже создан Центр административных услуг, но в планах городской власти перевести его в более просторное и удобное место.
Стаханов, скорее всего, вместе с другими оставшимися городами попадет во «вторую очередь». Руководство города в настоящее время выбирает оптимальное помещение для будущего Центра административных услуг.
В Лисичанске на данный момент еще продолжается работа над подготовкой концепции будущего Центра административных услуг, и также остается открытым вопрос с местом его расположения.
Северодонецк поначалу уделял мало вниманию проекту – тогдашний городской голова Владимир Грицишин хоть и курировал его лично, однако он из-за жесткой избирательной компании уделял недостаточно внимания. Теперь же «время ушло» - местная власть не успела выполнить целый ряд мер и отстала от городов-лидеров. Хотя новая администрация проявляет больше инициативы и желания, чем предыдущая, наверстать упущенное и попасть в «первую волну» возможно лишь если другие города откажутся от участия в проекте.
Луганск - на последнем месте. Можно было бы оставить и без комментария. Однако стоит отметить, что хоть лично мэр Сергей Кравченко выражает заинтересованность и готовность участвовать в проекте, его подчиненные, видимо, имеют иное представление о механизмах предоставления административных услуг.
К сожалению, в Украине так часто политики обещают, обещают и еще обещают, так что уподобляться им мы не захотели. Какой смысл обещать, что когда-то можно будет прийти в некий центр, переговорить с одним чиновником и забрать через некоторое время все необходимые документы (справки, разрешения, согласования)? Лучше сделать – и тогда и жители, и бизнес почувствуют всю прелесть европейского подхода к организации работы местной власти.
Есть ли потребность в этом? По данным социологических опросов, проведенных по нашему заказу, большинство поддержало бы подобные начинания.
Фото с сайта "Судебно-юридической газеты" и "Восточного варианта"
Якою буде вступна кампанія для абітурієнтів із тимчасово окупованих територій? У які українські заклади вищої… Read More
Рибалкін Володимир Миколайович родом з Донеччини. Учасник АТО, активіст та волонтер. Відомий як журналіст-антикорупціонер та… Read More
5 травня 2014 року в Бердянську був створений батальйон патрульної служби міліції особливого призначення «Азов».… Read More
Олексій Алчевський — український банкір, фінансист-реформатор, промисловець, меценат, засновник гірничих і металургійних підприємств на Донеччині… Read More
25 квітня Верховна Рада України проголосувала за закон «Про внесення змін до Кодексу законів про… Read More
Випадки насильницьких зникнень та свавільних затримань українців на тимчасово окупованих територіях стають все більш масовими… Read More
This website uses cookies.