Пенсионный фонд выйдет на новый уровень

 

Верховная Рада Украины 16 февраля  2011 года будет обсуждать проект пенсионной реформы. Главный вдохновитель концепции реформы – вице-премьер-министр по социальным вопросам Сергей Тигипко признает, что пенсионная реформа в Украине будет сложной, потому что эта тема остросоциальная и касается абсолютно всех. Но с другой стороны, большинство прописанных в проекте реформы норм соответствуют европейским трендам.


БЕЗ ДЕФИЦИТА?

В Украине сокращается количество работающих, а  численность  пенсионеров является стабильной. Сейчас в Украине существует солидарная пенсионная система – нынешним пенсионерам платят за счет отчислений, которые делают работающие граждане. Сейчас в Украине на 14,4 млн. работающих приходится 13,7 млн. пенсионеров.

- Ситуация все ухудшается, есть четкая негативная динамика, - говорит вице-премьер-министр по социальным вопросам Сергей Тигипко. 


В 2010 году в Украине на 100 работающих человек приходилось 88 пенсионеров. Если пенсионная система сохранится в нынешнем виде, к 2025 году количество работающих сравняется с числом пенсионеров, а к 2050 году 125 пенсионеров будут содержать 100 работающих граждан. 

Дефицит Пенсионного фонда в 2010 году составил 26,6 миллиардов гривен – почти 14% от потребности в пенсионных выплатах.  В 2011 году он может составить 20 млрд. грн., если власти не начнут реформу. В 2011 году из государственного бюджета придется перечислять в Пенсионный фонд около  34-37 миллиардов гривен – эта сумма равна годовому бюджету украинской медицины.

ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

Правительство предлагает в течение 10 лет повысить порог достижения пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет. Повышение должно начаться уже с марта  2011 года.

Пока пенсионный порог будет постепенно увеличиваться, все женщины будут получать по 2,5% за каждые полгода, на которые был отсрочен их выход на пенсию. Таким образом, в 2020 году женщины, вышедшие на пенсию в 60 лет смогут получать надбавку в 25% (касается женщин, которые родились в период с 1 февраля  1956 по 31 июля 1960 года).

Сейчас о повышении пенсионного возраста для мужчин пока никто не говорит, но судя по всему, рано или поздно встанет и этот вопрос, ведь в большинство стран бывшего СССР, соцлагеря, а тем более – Европы он давно уже повышен. Соотношение 60\55 сохранилось только в Украине, России, Беларуси и Узбекистане.


Возраст,  в котором выходят  на пенсию (мужчины\женщины) в разных странах:

Дания, Испания, Италия, Кипр, Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Португалия, Босния и Герцеговина, Косово -  65\65;

Австрия, Великобритания, Польша, Грузия, Молдова -  65\60;

Албания  - 64,5\ 59,5;

Македония  - 64\62;

Финляндия, Армения  - 63\63;

Болгария 63\60;

Румыния, Сербия, Казахстан,  Киргизстан,  Таджикистан  -  63\58;

Эстония –  63\60,5;

Венгрия, Латвия  - 62\62;

Литва - 62,5\60;

Азербайджан – 62,5\57,5;

Чехия 62\61;

Германия, Словакия 62\58;

Туркменистан   - 62\57;

Швеция 61\61;

Франция 60\60.


Стоит также отметить, что практически во всех странах как Западной, так и Восточной Европы рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста до 65-68 лет.

Даже в России, с которой часто сравнивают Украину, в  марте 2010 года Министерство финансов РФ заявляло о необходимости повышения пенсионного возраста с 2015-2015 гг.

УВЕЛИЧЕНИЕ МИНИМАЛЬНОГО СТАЖА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛНОЙ ПЕНСИИ

Проект пенсионной реформы предусматривает повышение уровня стажа, необходимого для получения минимальной пенсии по возрасту.  Сейчас мужчинам нужно проработать 25 лет, женщинам – 20. КМУ предлагает повысить этот порог до 35\30 лет соответственно.

Также с 5 до 15 лет увеличивается минимальный период уплаты  пенсионных взносов, необходимый для получения минимальной пенсии по возрасту – эти пенсии очень низкие, и зачастую не дотягивают даже до прожиточного минимума. Государство эту разницу доплачивает.

Впрочем, доплатит до прожиточного минимума государство и тем, кто работал по 30-35 лет, но все равно пенсию получает очень низкую пенсию.

Если стаж уплаты взносов (у женщины) превышает 30  лет, то за каждый год, отработанный «сверху», к пенсии будут доплачивать 1%.Такие же нормы действуют и для мужчин, которые платили социальные взносы более 35 лет.

Офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и служащим по контракту поэтапно будет повышен минимальный срок выслуги, необходимый для права получения пенсии  - с 20 до 25 лет. Минимальный порог и общего стажа (с 20 до25 лет) и специального (с 10 до 15 лет) повысят и для прокуроров.

Для сравнения: в Великобритании  нужно иметь 30 лет стажа и взносов в пенсионный фонд, во Франции взносы для получения минимальной пенсии нужно платить 40,5 лет (планируется повышение до 42 лет), в Нидерландах – прожить 50 лет в возрасте от 15 до 65 лет. Так что предложение о повышении требований в Украине до 30-35 лет, прописанное  в проекте Пенсионной реформы,  выглядит вполне по-европейски.

СПЕЦПЕНСИИ ОГРАНИЧАТ, НО НЕ ОТМЕНЯТ

Проект пенсионной реформы предусматривает ограничение максимальной пенсии до 12 прожиточных минимумов (сейчас – около 8-9 тысяч гривен). Опять же, в Австрии максимальная пенсия превышает минимальную всего в 4 раза – но это касается только солидарной пенсионной  системы

.

А  в Украине    2,8 млн. стариков получают в месяц менее 800 грн., 4,1 млн., - менее 900 грн.

В то же время пенсию свыше 10 тыс. грн. в Украине получают 3 тыс. 856 человек, в том числе – 961 народный депутат, около 980 героев Советского союза, Героев Украины, Героев социалистического труда, более тысячи спецпенсионеров. Самая высокая пенсия в Украине – 45 тыс. грн., назначена летчику-испытателю и  Герою Украины. Эти высокие, но уже назначенные пенсии не будут индексироваться.

Кроме того, реформа предусматривает увеличение пенсионного возраста для мужчин, которые будут получать так называемые спецпенсии, до 62 лет – это государственные служащие, прокуроры, народные депутаты, ученые, работники органов местного самоуправления, дипломаты, судьи – всего 10 категорий. Мужчины, которые рассчитывают на «специальную» пенсию и родились после 1 января 1953 года, будут выходить на пенсию в 62 года, те, кто родился ранее – в 60 лет. Эта норма вступит в силу с 2013 года.

 - Никакого продолжение для госслужащих не будет  после 62 лет ни для женщин, ни для мужчин, - подчеркивает вице-премьер Тигипко.


Также обсуждается вопрос об ограничении пенсии государственных служащих 80% оклада (сейчас – 90%). Чтобы поощрить работников бюджетной сферы, КМУ предлагает при выходе на пенсию выплачивать им сумму, эквивалентную 10 назначенным пенсиям (работникам образования, культуры и здравоохранения).

ЗАДАЧА МАКСИМУМ

Если же Пенсионную реформу начать  в 2011 году, то, по прогнозу Тигипко, пенсионный фонд станет бездефицитным уже в 2013 году, а глава Фонда Борис Зайчук откладывает дату на 2014 год.

 - Пенсионная реформа  не дает мгновенного эффекта. Если бы мы начали реформу с начала 2011 года, то получили бы экономический эффект в 3 млрд. грн., но кардинально нашу проблему это не решает. Разговор идет о среднесрочной перспективе, о стабилизации системы выплаты пенсий.  В этом году правительству она ничем особо не поможет, но каждый год она будет давать эффект все больший и больший, - говорит Сергей Тигипко.


УРОВЕНЬ №2: НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

В 2013-2014 гг., после того, как Пенсионный фонд станет бездефицитным, в Украине начнет действовать так называемый второй уровень пенсионного обеспечения – Накопительный пенсионный фонд, в который обязаны будут делать отчисления все работающие украинцы, не достигшие 35 лет.

Такое возрастное ограничение предусмотрено исходя из того, что первые выплаты по накопительной системе украинцы смогут получить только через 30 лет.

Сначала в эту систему они будут платить 2% от зарплаты, постепенно этот показатель будет увеличиваться (по 1% в год) и вырастет до 7%. Увеличение нагрузки на зарплату произойдет за счет снижения суммы, которую в Пенсионный фонд платит работодатель.

Реформа предусматривает изменение соотношения пенсионных взносов, которые в данный момент разделены между работодателем и работником. Сейчас работодатель должен платить в социальные фонды от 36,7% до 49,7% от зарплаты работника  в зависимости от уровня опасности труда, а сам работник – лишь 3,6%.

Для сравнения -  в Германии,  Польше, Великобритании и США  нагрузка распределяется примерно поровну (20,6% работодатель, 20,2 – работник в Германии, около 20% работодатель и 22,7% работник в Польше, 12,8% и минимум 11% соответственно в Великобритании, в США 8,45% платит работодатель, 7,65% - наемный работник). В Нидерландах работник платит почти в два раза больше работодателя (34,65% против 18,5%).

В Украине по мере роста процента отчислений работника в накопительный пенсионный фонд будет снижаться нагрузка на работодателя. Правда, не известна, будут ли расти отчисления в другие фонды, кроме пенсионного, взносы в которые сейчас вносит работодатель.

 - Увеличивать налоги не получается. В среднем нагрузка (на фонд зарплаты,  - «ВВ») составляет 41,2%, это на 5-6% выше чем в соседних странах.  Мы подошли к верху социальных отчислений – увеличивать их невозможно. И если мы будем их повышать -  мы получим еще большую тенезацию доходов, - говорит Тигипко.


Первые 2 года после старта второго уровня пенсионного обеспечения все взносы будут направляться в централизованный государственный Накопительный пенсионный фонд, а затем участники получат право выбирать негосударственные пенсионные фонды, куда смогут направлять свои взносы.

УРОВЕНЬ №3: ВОПРОС БЕЗОПАСНОСТИ

Третий уровень пенсионного обеспечения – такой же накопительный, как и второй, только необязательный и негосударственный. То есть если человек зарабатывать достаточно много, чтобы позволить себе откладывать на пенсию еще сверх того, что берет с него государство, это можно будет сделать через Негосударственный пенсионный фонд.

Накопительные пенсионные фонды должны обеспечить прибыльность вкладов. Принципа работы государственного накопительного пенсионного фонда (второй уровень пенсионного обеспечения) и негосударственного (третий уровень) одинаков.

 - Если государство что-то и родило за все это время, какие-то финансовые механизмы, которые  безопасны для гражданина, то это  негосударственные пенсионные фонды, - говорит председатель государственной комиссии по регулированию рынков  финансовых услуг (Госфинугслуг) Василий Волга.


Чиновник уверен, что законодательная база в Украине достаточна для эффективного контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.

 - Дерегуляция, которая задекларирована президентом и активно реализуется правительством, хороша для субъектов предпринимательской деятельности, которые производят колбасу или тапочки.  Когда мы говорим про финансовые рынки, где субъекты предпринимательской деятельности работают с деньгами граждан, то тут все разговоры о дерегуляции нужно забыть, - говорит Василий Волга.


Итак, Негосударственный пенсионный фонд должен соответствовать ряду требований государственного регулятора.  Хранителем средств фонда является  коммерческий банк (подконтролен Национальному банку), о доходности вкладов  заботится Компания по управлению активами, которые выбирается на конкурсе (подконтрольна Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку). У НПФ должен быть администратор, который ведет работу по заключению новых договоров, обеспечивает информацией госрегуляторов и заинтересованных лиц – его контролирует Госфинуслуг.

 - Такая модель дает возможность не украсть деньги гражданина, которые находятся в НПФ и обеспечивает их постоянный прирост. Обязав НПФ диверсифицировать риски и вести взаимный контроль НПФ, администратора, компанию управления активами и хранителя, быть публичными и отчитываться перед органами госвласти мы гарантировали безопасность и прозрачность работы фондов, - уверяет Волга.


Хранитель собранных денег может брать за свои услуги не более 0,1% чистой стоимости пенсионных активов, услуги администратора НПФ могут оплачиваться  в размере 0,2% от ежемесячной суммы страховых взносов. В целом административные расходы на обслуживание НПФ не могут превышать 5% от среднеарифметического значения стоимости активов фонда.

НПФ может обеспечивать доходность накоплений путем размещения денег на банковских депозитах (до 50% всей суммы, но не более 10% в одном банке), вкладывать в ипотечные облигации и сертификаты (до 40%),ценные бумаги Кабмина (до 50%), муниципальные облигации (до 10%) и так далее.

Если чистая стоимость единицы пенсионных активов в течение полугода снизится больше чем на 10%, государственные регуляторы должны будут на это среагировать. Раз в год фонд и компания по управлению активами подлежат аудиторской проверке.

Негосударственные накопительные пенсионные фонды в Украине работают и сейчас.  По данным Госфинуслуг, их количество за последние 5 лет выросло почти вдвое – с 54 в 2005 году до 102-х в 2010-м. Но взносы в НПФ делают только 3% населения Украины, счета в них имеют 484,3 тыс. граждан Украины. Лишь 43,9 тыс. человек уже получили выплаты. Однако общие активны НПФ уже перешли отметку в 1 млрд. грн. и достигли 1 млрд. 57 млн. грн. по данным за 9 месяцев прошлого года.

 - НПФ во время кризиса в Украине не пострадали, а наоборот – росли в показателях, - говорит Василий Волга.  – Выплаты из них начнутся после того, как застрахованный гражданин выйдет на пенсию – то ли по возрасту, то ли по желанию. Деньги на этом чету можно будет передать по наследству – наследник сможет как получить их единоразово, так и направить на своей пенсионный счет 2 или 3 уровня.


РЕФОРМА ДЛЯ МОЛОДЫХ

Вице-премьер-министр по вопросам соцполитики Сергей Тигипко полагает, что введение в действие второго и третьего уровней пенсионного обеспечения позволит не только стабилизировать пенсионную систему в Украине, но и повысить уровень жизни стариков.

Так, если средняя пенсия в Украине по состоянию на октябрь 2010 года составляла 1103 грн., то в Польше -  4120 грн., в Великобритании – 5300 в месяц, в России – 5369 грн.,  в Дании – 7983 грн., в США 9370 грн., в Германии и Франции 14000 грн., в Нидерландах -  15222 грн.

Но с другой стороны, средний уровень пенсии по отношению к средней зарплате в Украине не так уж и плох – 50% (притом, что госслужащие получают по 90% оклада). В Германии – 46%, в Польше – 45%, в  России – 37,6%, в США – 33,3%, в Великобритании 20%, в Дании 17,5%. Уровень компенсации более 50% имеют пенсионеры Франции (61,5%), Нидерланды (60%). В данном случае речь идет о пенсиях, которые граждане получают из солидарного пенсионного фонда, но в большинстве Европейских стран действуют не только этот (первый) уровень, но и 2 других – обязательный накопительный (второй) и негосударственные пенсионный фонды (третий).

 - Если три уровня работают, то коэффициент замещения  – к примеру, в Австрии, может быть до 80%, а есть страны, где этот коэффициент больше единицы, - говорит Сергей Тигипко.


Чиновники подчеркивают – все новации пенсионного законодательства коснутся тех, кто сейчас находится в трудоспособном возрасте. Те же, кто ушел на пенсию, могут на реформу особо не рассчитывать и, тем более, не опасаться ее.  Хотя наименьшие пенсии получают как раз самые пожилые пенсионеры в Украине.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Владимир Тураев: «Сначала нужно проводить не пенсионную, а экономическую реформу»

Последние новости

  • Суспільство

"Віджим квартири за несплату комунальних". Як росіяни привласнюють житло українців в окупації на сході України

На тимчасово окупованих територіях Луганської та Донецької областей розпочалася нова хвиля “націоналізації” житла українців. Так… Read More

4 години назад
  • Війна з РФ

Східний Варіант запускає нову відеопрограму "Варіанти"

«Варіанти» — нова YouTube-програма Східного Варіанта, де ми розбиратимемо фейки, боротимемося з дезінформацією й відновлюватимемо… Read More

6 години назад
  • Суспільство

Суперлюди України. Як на Львівщині протезують та реабілітують українських ветеранів

14 квітня минув рік із відкриття центру «Superhumans». У ньому безплатно надають послуги з протезування,… Read More

1 день назад
  • Суспільство

Перша масова громадська організація Донеччини: історія Донецького Товариства української мови ім. Т. Шевченка

Ще за півтора року до настання української незалежності в Донецьку запрацювала організація, члени якої виступали… Read More

1 день назад
  • Суспільство

Український мітинг 28 квітня 2014 року в Донецьку: як це було та як про це брехали росіяни

10 років тому в Донецьку відбувся останній станом на зараз мітинг на підтримку України. Він… Read More

3 дні назад
  • Суспільство

Історія Вепрейського та Чиркова, або як українці відкрили Донецький вугільний басейн

У 1721 році ландрат Микита Вепрейський та комендант Бахмутської фортеці Семен Чирков уперше взяли проби… Read More

3 дні назад

This website uses cookies.