Оппозиция по-лугански: эффект отсутствия
Сводки о том, как живёт и чем дышит парламентская оппозиция, ежедневно сообщают СМИ. Но, к сожалению, всё внимание приковано исключительно к топ-персонам оппозиции и её лидерам. Так уж сложилось, что украинцы мало интересуются рутинной партийной работой и фокусируют своё внимание на личностях. Между тем, именно партийная рутина является залогом эффективной подготовки к выборам всех уровней. Состояние региональных организаций – главный показатель того, что данная партия не является медиапроектом, но имеет реальные активы в городах и весях. В связи с этим полезно посмотреть, как обстоят дела у оппозиции в Луганской области – ведь не за горами президентске выборы. Впрочем, и до выборов следует держать порох сухим: неизвестно, чем закончится эпопея с соглашением об ассоциации с ЕС и освобождением Юлии Тимошенко. Могут ли Яценюк, Кличко и Тягнибок расчитывать на поддержку своих луганских партийцев?
Итак, начнём с «Батькивщины», которую в Луганской области возглавляет Ирина Веригина. На прошлогодних парламенских выборах партия набрала по области менее 5,5% и примерно столько же – на местных выборах 2010 года. Учитывая полное отсутствие узнаваемых фигур и практически полное отсутствие работы с избирателями - такой результат не удивителен. Бесспорно, «оранжевых» в наших краях не любят и вряд ли такое отношение может в корне изменить пара успешных пиар-кампаний. Однако, даже попыток растопить лёд со стороны местного актива «Батькивщины» не наблюдается.
К прошлогодней предвыборной кампании в Луганской области «Батькивщина» отнеслась откровенно халатно, не воспользовавшись поводом преодолеть собственную безликость.
Кроме того, стоит напомнить, что мадам Веригина считается стопроцентной протеже Наталии Королевской, которая, переметнувшись из-под политического крыла Александра Ефремова в ряды «оранжевых» в 2005-м, получила мандат народного депутата по спискам БЮТ, затем дошла до руководителя штаба Тимошенко в 2010-м, но, потерпев неудачу вместе с Юлией Владимировной, начала дрейфовать в сторону регионвлов. Затем она, несмотря на феерический проигрыш избирательной кампании-2012 с партией «Украина – Вперед!», стала министром соцполитики в Кабмине Азарова. Кроме внушительного послужного списка Королевская имеет и плохо скрываемые большие политические амбиции. Но с оппозиционной деятельностью она себя явно не ассоциирует.
Вызывает недоумение и пассивность Игоря Лиски, который пришёл в «Батькивщину» после её слияния с «Фронтом змин». Имея статус депутата Луганского горсовета Лиски мог бы стать чуть ли не единственной фигурой, узнаваемой на уровне города. Но по неясным причинам Игорь Иванович ведёт себя тише воды, ниже травы. Даже во время выборов городского головы Лиски сподобился лишь пообещать луганчанам бесплатный wi-fi. Что ж, идея прогрессивная, но для представителя одной из крупнейших партий страны это несерьёзно.
А вот в Луганском «УДАРе» ситуация прямо таки противоположная. В стане соратников Виталия Кличко нашли себе убежище немало известных в городе людей. Это и братья Виталий и Вячеслав Серпокрыловы, и псевдожурналист Всеволод Филимоненко, и бизнесмен Михаил Ковшов. Правда, от такой известности толку не много – все эти персоны так или иначе связаны с разными неприятными эпизодами. Чего стоят только слухи о связях Серпокрыловых с легендарным криминальным авторитетом Доброславским, а также их резкий переход в 2005-м из СДПУ(о) в «ПОРУ» и эпизодически скандальная деятельность там. Всеволод Филимоненко, возглавлявший в прошлом году местную ячейку движения «Честно!», оскандалился, когда в интернет попала видеозапись, на которой он делал одному из кандидатов неприличное предложение коррупционного характера. Успел «засветиться» в скандале и Ковшов, инициировавший установку рекламных телевизоров на перекрестке ул. Оборонной и ул. Советской без надлежащего разрешения горсовета… В общем, с такой командой Виталию Кличко вряд ли стоит рассчитывать на многое.. Учитывая неприятие партии в области (на выборах в ВР за неё проголосовало неполных 5%), наведением порядка в Луганске в штабе Кличко не станут заниматься всерьёз.
Что касается «Свободы», её присутствие в области носит скорее символический характер. Луганская ячейка долгое время находилась в ведении Игоря Швайки, главы харьковской «Свободы». Швайка с энтузиазмом принимал участие в нелепых региональных «войнушках» и до сих пор становится объектов навязчивого троллинга со стороны местных активистов, очень похожих на «регионалов». Правда, никакого рейтинга это ни ему, ни партии не дало.
Теперь луганских «свободовцев» возглавляет харьковчанин Артём Заика. Несмотря на интересную биографию, включающую 10 лет работы в органах внутренних дел (в том числе – в УБОП), Заика пока ещё совершенно не узнаваем ни в Луганске, ни в области. Конечно, на электоральную поддержку на Луганщине соратникам Тягнибока рассчитывать не приходится – на парламентских выборах за них проголосовало чуть более 1% луганчан и жителей области. Но «раскрутить» пару-тройку персон – это вполне реальная задача. Скандальный имидж партии к этому только располагает. Но пока «свободовцы» заняты уборкой Сучьей балки, восхождением на Могилу Мечетную и организацией декларативных пикетов по разным поводам.
По всей видимости, плачевное состояние луганской оппозиции объясняется двумя факторами. Прежде всего, это заведомая политическая маргинальность. Как отмечают на кафедре философии и социологии ЛНУ имени Тараса Шевченко, много лет занимающейся исследованием электорального поведения луганчан, в наших краях недовольство Партией регионов выливается в рост рейтинга КПУ – и наоборот. А вот «оранжевым» здесь уже 10 лет ничего толком не перепадает. Поэтому для амбициозных политиков местные оппозиционные организации не привлекательны. Вспомните, как в своё время из «Нашей Украины» сбежал Владимир Медяник, примкнувший сначала к коммунистам, а потом «проскочивший» в Верховную Раду уже в качестве «регионала». Его идейную «гибкость» можно осуждать сколько угодно, но факт остаётся фактом: в Луганске приходится выбирать между оппозиционностью и политической карьерой. Это подтверждает и история с Натальей Королевской. Поэтому и на повышенную лояльность местных активистов полагаться не приходится. Кадровые же проблемы, вызванные политической маргинальностью, в свою очередь способствуют её консервации. Круг замкнулся.
Это понимают и в центральных штабах оппозиционных партий. Зачем делать значительные финансовые вливания в регионы, которые никогда не дают электоральной отдачи? Есть ли смысл биться над преодолением кадрового кризиса, если рейтинг всё равно будет околонулевым? Поэтому луганские ячейки, по всей видимости, нужны лишь формально, «для приличия» - ничего большего от них и не требуется. Своеобразный «эффект отстуствия» оппозиции в регионе придаёт Партии регионов и КПУ ореол безальтернативности и непоколебимости. Что, исходя из сухих фактов, не так уж далеко от истины. По крайней мере, пока.