Кажущаяся легкость, с которой движутся профессиональные танцоры, исполняя сложные па, – всего лишь волшебная иллюзия, за которой стоят высокие физические нагрузки, сравнимые с нагрузками профессионального спорта. В советскую эпоху вся страна двигалась во всех смыслах этого слова под действием военного фактора. Выносливость и здоровье нации были стратегической задачей, частью военно-патриотической морали. Отсюда высокий престиж всех тех видов физической нагрузки, которые позволяли совмещать здоровый дух правильной идеологической огранки и здоровое тело. Сегодня мы – народ с системой ценностей, смещенной в сторону вредных привычек и пассивного образа жизни. Выносливость и здоровье поддерживают биодобавками и цветными пилюлями дорогих витаминов, в лучшем случае – парой занятий в фитнес-клубах. Хотя последнее - чаще просто дань тусовочной моде, ибо нередко после кросса на беговой дорожке «спортсмены» и отправляются пить пиво.
Целый ряд факторов – от экологических до социальных – сделал украинцев «хиляками». Украинский богатырь Василь Вирастюк и подобные ему сегодня, скорее, исключения из общей пассивной массы. Все чаще нам приходится обращаться за помощью к медикам: школьники умирают на уроках физкультуры при минимальных нагрузках, а привычные для прошлых поколений турпоходы заменили комфортные авиаперелеты в зону «олинклюзива».
Слабое здоровье – причина, которая сделала непростым решение кадрового вопроса для руководителей профессиональных хореографических коллективов. Ансамблям все сложнее получать свежую кровь: нередко даже те, кто хочет танцевать, не могут, потому что нагрузка слишком высока.
Этой проблемой поделилась руководитель народного танцевального коллектива «Любавушка» (г.Луганск, Колледж технологии и дизайна) Лариса Стибунова : «Мне все сложнее набрать людей в коллектив, молодежь слабая, не выдерживает нашего темпа, им бывает плохо на занятиях».
Не теряем ли мы целый жанр творчества из-за того, что наше общество поставило вопрос правильной осанки ученика на второе место? Из-за того, что в нашем питании появились продукты химической, а не только аграрной промышленности? Из-за того, что вопрос качества экологии отложен до решения вопроса качества экономики?
«Никогда за 10 лет моей работы мы не анализировали этот подход. И мне это нравится, что вы поднимаете эту проблему! – говорит директор Луганского областного центра народного творчества (ЛОЦНТ) Василий Яровой. - Действительно, чтобы говорить о народном творчестве, о развитии в жанрах, мы должны говорить о физической подготовке и о здоровье нации. Для любого жанра – игра на духовых, на деревянных, народных инструментах, пение и пр. – требуется хорошее здоровье. В хореографии больше всего есть в этом необходимость».
В силу ряда причин в Луганской области постепенно сокращается количество хореографических коллективов. По данным ЛОЦНТ, за три года (2007-2009) их стало меньше на 34%. «На сегодняшний день в области 516 коллективов хореографического жанра: из них народных 14, образцовых 25», - рассказал Василий Яровой. В ЛОЦНТ отмечают, что по многочисленности хореография стоит на втором месте в регионе. Больше у нас только вокально-хоровых коллективов (854).
«На Луганщине традиционно хореографическая школа высокого уровня, область входит в десятку лучших много лет подряд», - подчеркнул директор ЛОЦНТ.
Подтверждение этих слов – одна из последних побед, которую завоевал Луганский коллектив «Барвинок» на Всеукраинском смотре-конкурсе имени Павла Вирского в этом году – 1 место!
Однако, высокие титулы даются с каждым годом все сложнее. Если не конкретному коллективу, то в целом жанру. Причину сокращения профессиональных хореографических коллективов руководители народного ансамбля танца «Кобзарь» (Луганский национальный университет имени Т.Шевченко) Ирина и Геннадий Колесниковы видят кроме прочего в том, что у детей и молодежи «компьютерный быт» и жизнь, в которой нет места занятиям танцами.
«Народных коллективов в городе и области становится все меньше, - подчеркивает Ирина Колесникова. - Они остались лишь на базе учебных заведений. Поменялись ценности: молодым людям нужно зарабатывать деньги, у них нет времени на «танцульки». Ходят в фитнес-клубы исключительно чтобы поддержать форму – чтоб животик не вырос, ягодицы подкачать, и т.д. У них совершенно другие идеалы».
Если раньше костяк «Кобзаря» составляли студенты самых разных отделений вуза, то пять лет назад руководителям пришлось ограничить набор в коллектив только учащимися Института культуры и искусств ЛНУ. «А если сравнить уровень с теми, кто приходил, например, в 1990 году, - они сегодня «никакие», - сетует Ирина Колесникова.
«Мы набирали новых, с определенной фактурой, силой, из 10 оставался один, а то и все уходили, - вспоминает Геннадий Колесников время, когда ковался современный концертный состав «Кобзаря». - Не готовы к нагрузкам коллектива ни морально, ни физически. Народный танец основан на технике, требующей высокой координации и силы! А было так: поработали день, на следующий «приползли», посмотрели, на этом их занятия заканчивались. Программа не упрощается из-за того, что выносливость ниже. Мы подбираем новые методики, больше занимаемся: нужен хороший прогиб спины, наклон корпуса, определенное положение головы – а у них болят спины, нет растяжек. Это увеличивает срок подготовки танцора от прихода в коллектив до выхода на сцену. Мы распределяем танцоров по номерам разной сложности в зависимости от физической нагрузки».
Без сомнения, тем, кто работает в жанре народного танца сегодня сложнее, ведь он уже давно уступил пальму первенства в популярности современным направлениям. Если раньше к ним приходили подготовленные в школах аматоры, то сегодня дети все чаще выбирают между современными и спортивными танцами. В такие коллективы идут охотней, хоть нагрузка там и не меньше.
«У меня очень большие физические нагрузки, - говорит финалистка проекта «Танцуют все», руководитель народного ансамбля спортивного танца «Пульс» (Восточноукраинский национальный университет имени В.Даля) Яна Дудник. - Из-за высокой нагрузки уходит около 10% людей. Но те, кому нравится, кому хватает силы воли и желания, остаются и танцуют. В моем коллективе очень много танцующих ребят, которые пришли, не танцевав до этого вообще. Я рада, что помогла им. Есть те, кто не тянет, но не уходит. Они занимаются в любительской группе».
Кроме любви к танцам, студентов в такие коллективы привлекают еще и дополнительные привилегии: в одних вузах это засчитывается, как практика, в других за занятия в творческом коллективе что-то доплачивают к стипендии и так далее. Не удивительно, ведь на выступлениях таких коллективов, как правило, зиждется празднично-концертная жизнь вуза в любое время года. И как ни крути, но свой ансамбль – это престиж и неплохой рекламный козырь.
Проще всего формировать коллектив ансамбля в вузе с профильными специальностями. «Проблем с набором у меня меньше, чем в аматорских коллективах, потому что я выбираю из студентов, которые выбрали хореографию своей будущей профессией, - объясняет руководитель Народного театра танца Луганского государственного института культуры и искусств Алена Шабалина. – Но, что касается их выносливости, проблема есть. Требования к студентам у нас высокие. Мы работали с детьми 15 лет назад, они выдерживали большие нагрузки на тренировках».
Сегодня те, кто с легкостью взлетает в воздух на сцене, кружат, отбивают быстрый ритм в красных сапогах или удивляют шпагатами, вертикальными равновесиями на 180 градусов, - одним словом, дарят зрителю зажигательный заряд энергии современного, классического или народного танца, как правило, клиенты мануальных терапевтов, хирургов, вертебрологов, травматологов и других врачей.
«У нас один парень попал в больницу из-за сердечно-сосудистой дистонии. Вызывали скорую помощь, - рассказывает Алена Шабалина.
Почти каждый руководитель хореографического коллектива вспоминает в своей недавней практике, как танцорам становилось плохо из-за высоких нагрузок, которые пресловутое поколение Pepsi выдерживало без труда, а проходившие серьезную военную подготовку наши бабушки и дедушки наверняка считали привычной нормой.
Вопрос качества во многом упирается еще и в вопрос кадров: «40% людей, работающих в сфере культуры в Луганской области, не имеют специального образования, - отмечает Василий Яровой. - Это те, которые калечат. Я прямо говорю. Бывает, что и коллектив маститый, а руководитель не имеет базового хореографического образования, просто где-то участвовал, как говорят, «нахватался». И тогда мы видим шумные массовые трюки, но не мастерство, не искусство. Я всем, кто идет в танцевальный коллектив, советую сначала интересоваться уровнем образования руководителя».
В свою очередь в том, что дети и молодежь плохо подготовлены в физическом плане, руководители танцевальных коллективов склонны винить халатное отношение современной школы к уроку физической культуры.
Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики физического воспитания Института физического воспитания и спорта Луганского национального университета имени Т.Шевченко Татьяна Ротерс объясняет ситуацию так:
«Современная школьная программа по физической культуре предполагает, что с 1 по 11 класс у учащихся формируется как общая, так и специальная выносливость. Это в идеале. В связи с тем, что участились фатальные исходы, не только на уроках физкультуры, но и на других общеобразовательных предметах, сейчас стоит вопрос, каким быть уроку физкультуры. Рекреационным, развлекательным, спортивной направленности или тренирующей? По сути, урок физкультуры в школе должен дать уровень общей физической подготовки, достаточный, чтобы в любом виде деятельности, в том числе и в танцах, школьник был готов к тем нагрузкам, которые имеют характер специфичности».
Татьяна Ротерс отмечает, что причиной плохой физподготовки выпускников школ является не только страх учителей и дирекций школ перед негативными последствиями, которые снижают из-за этого нагрузку на физкультуре, но и отношение к режиму дня школьника в семье.
«Ученые отмечают, что современный школьник делает локомоции (активное перемещение в пространстве) только к письменному столу, компьютеру, холодильнику и столу в кухне. Добавьте к этому, что его нередко везут на машине в школу, из школы увозят на машине», - говорит профессор Ротерс.
По мнению заведующей кафедрой теории и методики физического воспитания роль учителя физкультуры в современном обществе изменилась.
Очень удачным вариантом для программы физподготовки в общеобразовательной школе ученые считают совмещение уроков физкультуры и хореографии.
«Занятия хореографией не могут заменить занятий физкультурой, потому что у них разный двигательный потенциал, - подчеркивает Татьяна Ротерс. - Физкультура дает жизненно-необходимые умения и навыки. А хореография дает высокую школу движений, развивает гибкость, ловкость. Они должны сочетаться. Три раза в неделю по программе у школьников уроки физкультуры. Многие школы идут по пути сочетания, и я сторонник этого: с 1 по 4 класс, можно ставить не три урока физкультуры, а сначала 2 часа отдавать на хореографию, 1 час на физкультуру, потом меняется соотношение наоборот, а с 5 класса - только физкультура. Мы проводили эксперимент в школах: заменяли уроки физкультуры на уроки ритмики, где был и раздел хореография. И получали очень высокие результаты!»
Как ни крути, но одними шоу по телевизору для того, чтобы нация снова стала к танцевальному станку и расправила плечи, недостаточно. Без комплексного подхода к вопросам здоровья у такого вида искусства, как хореография будет уходить земля из-под ног. Пока же несмотря, а порою и вопреки многим проблемам, высокое искусство танца, как и много прекрасное в нашей жизни, хранится тремя великими силами человеческой души: любовью, верой и вдохновением.
Фото Анны Эсауловой
Якою буде вступна кампанія для абітурієнтів із тимчасово окупованих територій? У які українські заклади вищої… Read More
Рибалкін Володимир Миколайович родом з Донеччини. Учасник АТО, активіст та волонтер. Відомий як журналіст-антикорупціонер та… Read More
5 травня 2014 року в Бердянську був створений батальйон патрульної служби міліції особливого призначення «Азов».… Read More
Олексій Алчевський — український банкір, фінансист-реформатор, промисловець, меценат, засновник гірничих і металургійних підприємств на Донеччині… Read More
25 квітня Верховна Рада України проголосувала за закон «Про внесення змін до Кодексу законів про… Read More
Випадки насильницьких зникнень та свавільних затримань українців на тимчасово окупованих територіях стають все більш масовими… Read More
This website uses cookies.