НУ-НС: трагическая судьба пропрезидентской политики
В Луганске со скандалом вышел из партии главный НУ–НСовец Сергей Алексеев. А в авангарде очередной внутренней ссоры двигались… сторонники Яценюка
ЕМНОГО ИСТОРИИ
Оранжевые крылья воспарили над Луганском в мае 2005 года. Сейчас эти крылья снова раскладываются, ведь Птица «Нашей Украины» собирается в другие края, так и не свив здесь гнезда – ни на Донбасских терриконах, ни на Карпатских смереках.
А тогда, в мае 2005-го, в Русском драматическом театре помпезно заявили о великих амбициях новой партии. Презентация обернулась скандалом – церберы у входа наотрез отказались пускать в зал журналистов, не имеющих приглашений – под одну гребенку прочесали симпатиков как «кандидата от старой власти», так и «народного президента» (после чего последние заорали «Янукович!»). Затем видный политик Николай Катеренчук представил новую надежду Луганщины – бизнесмена Андрея Недовесова, за которого все «оранжевые» радостно проголосовали. Андрей Недовесов собирался совмещать общественную работу в НСНУ с государственной – в ОГА (не дожидаясь утверждения, он перебрался в кабинет первого вице–губернатора). После инаугурации Виктора Ющенко в Луганском облсовете немедленно создалось оранжевое большинство во главе с ныне покойным генералом Эдуардом Дидоренко. Значит, сомневаться не будем: в будущее президентской партии верили, иначе с ней не попытались бы связать судьбу такие крупные фигуры, как Андрей Недовесов или Владимир Медяник (последний на некоторое время возглавил городскую организацию НСНУ).
При Недовесове партии жилось весело – ведь каков поп, таков и приход. Недовесов ходил по городу в вышиванке, устраивал ночные спарринги с региональным весельчаком Арсеном Клинчаевым и катался на капоте его машины, после чего оба брали справки у врачей о травмах различной степени тяжести. Другой видный оранжевый политик, вице–губернатор Зиновий Гузар стучал по фашистским каскам и, пользуясь служебным положением, принуждал к сожительству матрон из облгосадминистрации.
После того как Андрею Недовесову дали непроходное место в списке кандидатов от НСНУ в парламент, он разочаровался в политике и отбыл навсегда в Киев. Зиновий Гузар перебрался на аналогичную должность в Сумскую облгосадминистрацию, где, как говорят верные люди, сидит тише воды, ниже травы – больше компрометирует национальную идею своими выходками. Владимир Медяник разобрался в ситуации почти сразу же, и на пост мэра в 2006–м уже шел уже без «поддержки» «Нашей Украины» за спиной. Собственно, три этих фигуры да генерал Геннадий Москаль, выкуренный «регионалами» – вот и вся яркая и короткая история НСНУ в Луганской области. Однако люди ушли, а партия осталась. О ней просто забыли на три года – пока в феврале не случился скандал с отставкой Сергея Алексеева – «лидера», в свое время бывшего заместителем у Недовесова.
ЗАЧИСТКА
13 февраля в Луганскую организацию приехали товарищи из центральной ревизионной комиссии(ЦРК) Народного Союза «Наша Украина». В повестке дня был вопрос о провале работы Сергеем Алексеевым – главой областной организации НСНУ. Товарищ Алексеев отказался общаться на эту неприятную тему с «Восточным вариантом», но о его позиции можно судить исходя из нескольких комментариев в Интернете. Это упреки в стиле Кота Бегемота: мол, «ухожу, не могу работать в атмосфере травли со стороны завистников». Об истории и корнях конфликта мы узнали из уст людей, недовольных поведением «лидера». В их числе Игорь Бразовский – член политсовета НСНУ, один из организаторов «Луганской коммунальной самообороны».
Прежде всего, господин Бразовский проецирует конфликт в верхах на местный уровень. У НСНУ в Верховной Раде сейчас две «фракции»: одну возглавляет Вячеслав Кириленко, вторую – «любі друзі» Мартиненко и Третьяков. Последние уже не «любі», поэтому Игорь Бразовский считает, что их задача – перевести часть НСНУ в сферу влияния БЮТ. «Примерно через месяц у нас будет съезд, когда, по моей информации, часть региональных организаций могут высказаться в поддержку линии Юлии Тимошенко. Не исключен вариант, что съезд попросит ряд руководителей выйти из партии! Это будет такое поздравление с 8 марта для Юли!», – таков прогноз Игоря Бразовского.
Чтобы никто не мешал раскольничать, верхушка Луганской НСНУ якобы придумала план: подсунуть своих людей на должности в политсовете и ЦРК, а непослушных – удалить, считает Игорь Бразовский. «Перед декабрьским всеукраинским съездом у нас собрался «подпольный» совет, порядка 12–16 человек. Перед этим Татьяна Колесникова, глава исполкома, обзвонила своих людей и сказала – нужно «этих» (то есть Бразовского, Софию Титлавчук и так далее) переизбрать, поставить новых – ведь члену ЦРК или политсовета легче отстаивать свое мнение в Киеве. На совете не было кворума, его результатов не утвердил Киев, но, тем не менее, согласно списку новые товарищи поехали на съезд. Я с удивлением услышал, что в списке от Луганска появилась фамилия Колесниковой, которую никто не выдвигал. Я выступил на съезде и рассказал об этих странностях – и вопрос был снят с голосования. Не было бы выступления, нас бы – всех, кто как-то мешал – заменили бы».
После консультации с районными организациями, с членами областного совета, Бразовский написал письмо в ЦРК с просьбой прислать ревизора. Нелегкий разговор произошел в феврале, в «пятницу, 13– го». В чем обвиняли Алексеева и Колесникову? Развал работы происходил по нескольким направлениям. То, что бросалось в глаза всем – партия «боролась» как–то уж очень конспиративно, зашла за политический горизонт сразу после выборов–2006 и очень тщательно там спряталась. Игорь Бразовский, один из лидеров «Луганской коммунальной самообороны», вместе с товарищами сражался с повышением тарифов, а партийную бюрократию не удавалось даже заманить на митинги. «Перед акциями я обзванивал политсилы – поддержите! Приходили все: от коммунистов до БЮТ. Звоню нашим, а в исполкоме НСНУ говорят: «Ой, мы б пришли, флаги есть, а древков нет!» За приличную зарплату можно было бы принять какое–то участие – хотя бы в акциях, которые организовывались совсем без денег», – вспоминает Бразовский.
Еще одно из нынешних обвинений в его адрес – финансовые нарушения и сговор с идеологическими противниками. Игорь Бразовский рассказал, как одна из районных организаций НСНУ устроила прием граждан в офисе Партии регионов: «Был бред – но такого не было никогда! А средства на офисы выделяются из центральной кассы из Киева!» Игорь Бразовский не назвал место, где оранжевые и бело-голубые устроили подобную «соборность» – он надеется, что инцидент уже исчерпан.
Претензии (развал работы, финансовые нарушения, «вода на мельницу Юли») были высказаны Сергею Алексееву. Он не стал держать ответное слово, просто вышел, оставив еще одно «письмо к съезду» – заявление о выходе из партии. За лидером ушла и Татьяна Колесникова – глава исполкома. «Чем занимались люди в исполкоме? – переспрашивает Бразовский. – Я не хочу голословно обвинить всех в бездеятельности, но – рыба гниет с головы. Если начальник не требует от подчиненных, они работать не будут. В исполкоме, вроде бы, неплохие люди, но они зависят финансово от госпожи Колесниковой (тем более, она пару лет назад «почистила» на 70% облисполком, выгнала несогласных и неугодных). Поэтому единственное, чем занимались работники – лизали спину (или что там еще вылизывают), чтобы сохранить работу. Придет нормальный руководитель – и все восстановится».
АЛЕКСЕЕВ:
УШЕЛ И ДВЕРЬЮ ХЛОПНУЛ
Летом прошлого года Алексеев в одном из интервью анонсировал на осень громкую промо– кампанию вступления Украины в НАТО, а также проект стратегии по преодолению коррупции в медицине региона. Однако ни один его проект так и не был запущен.
В том же интервью Сергей Алексеев действительно утверждал, что все партийные расходы оплачивает центральный партийный офис, а он, как все остальные партийцы, платит ежемесячный взнос в сумме 1 грн. Тогда же он отмечал, что разделение фракции на сторонников стратегии «Единого центра» и проБЮТовское крыло было прогнозируемым. Да, Алексеев всегда довольно саркастично отзывался о «ЕЦ», а тех, кто перешел туда из НУ-НСа, называл «политическими заробитчанами» – мол, предложили зарплату побольше, какая уж тут идеологическая стойкость. Алексеев говорил, что сам он никогда не перейдет в ЕЦ. И еще один нюанс: по следам визита экс–лидера фракции НУ-НС в парламенте Вячеслава Кириленко Алексеев говорил, что главный НУ–НСовец позитивно оценил работу парторганизации в Луганской области, назвав организацию «живой».
Сейчас главный спикер и оппонент Алексеева – Бразовский – человек с большим политическим багажом. Его последняя пристань – статус помощника нардепа Оксаны Билозир, которая не прижилась в кресле министра культуры в 2005 году, а сейчас входит в президиум ЕЦ. Более того, рассылая в СМИ разного рода комментарии и заявления, г-н Бразовский указывает, что является еще и руководителем Луганской региональной организации «Фронт перемен». Как известно, партию с таким названием создал некто Арсений Яценюк.
КТО ТЕПЕРЬ?
Откуда же в Луганский НУ-НС придет нормальный руководитель? Как можно продвинуть в Луганске оранжевую партию, ведь благодаря методичной пропаганде у людей прочно формируются ассоциации «украинский патриотизм = фашизм»?
Последний вопрос: если Алексеев слабый руководитель, «разложился и предал идеалы Оранжевой революции», почему его не переизбрали? Господин Бразовский дает ответ, который не слишком лестен для партии: «У кого финансы, у того – власть. Районные исполкомы раз в месяц получали деньги из рук Алексеева. Поэтому если решились на перемены, значит, что уже допекли, что действительно не могут терпеть. Предположим, у меня есть предприятие, а мне говорят рабочие – ты плохой руководитель! Если так говорят, значит, все очень заброшено!».
В переводе на человеческий язык это означает – идеалы пока подождут, а мы, как говорил классик: «Кабанчика заведём та то, та сё!». Таков наш идеологический фронт – вне зависимости от названия партии.
Ярослав ГРЕБЕНЮК