НЕ ВЛЕТИТ ЗА «ПТИЧКУ»
Изготовление и хранение фото бюллетеня не является прямым нарушением закона и не влечет никакой ответственности. А борцам за права угнетенных студентов или рабочих Луганщины не стоит преувеличивать масштаб проблемы. Ведь требование сфотографировать бюллетень можно вполне обойти в части результата волеизъявления. И врываться в кабинку и хватить за руки того, кто сфотографировал бюллетень, никто права не имеет.
В атмосфере взаимного недоверия не только рождается множество фобий, но раздуваются и некоторые реальные проблемы.
Одной из таких проблем, обсуждаемых многими членами избирательных комиссий, стала возможность нарушения тайны голосования и организации «каруселей» путем фотографирования на мобильный телефон заполненных бюллетеней. Как правило, противоположные политические лагеря обвиняют друг друга в использовании этих методов для контроля волеизъявления. Юридическую и технологическую подоплеку этого вопроса мы и рассмотрим.
Технически фотографирование на мобильный телефон заполненных бюллетеней вполне осуществимо. Потому что на руках украинцев не один десяток миллионов мобильных телефонов с фотокамерой. Они позволяют делать фотографии, на которых будет более-менее четко видно, за кого проголосовал избиратель. Не должно возникнуть у фотографирующего гражданина и сложностей с комиссией, как, например, в случае, если он захочет вынести бюллетень. Ведь никто не имеет право заходить в кабинку для голосования.
То есть вполне технически реализуема следующая схема: избиратели идут голосовать и делают фото заполненного бюллетеня. Затем идут к организатору «карусели» и предъявляют ему фото в подтверждение соблюдения договоренностей о волеизъявлении. Организатор может быть из администрации предприятия или учреждения в котором такие избиратели работают или учатся. Или же - «покупателем голосов», то есть оплачивать голосование за определенного кандидата.
Очевидно, что такая схема получения «нужного результата» незаконна. Ведь нарушается фундаментальный принцип избирательного права – тайна голосования. Также искривляется свободное волеизъявление избирателей.
Однако предусмотрел ли закон механизмы предупреждения и борьбы с такими схемами?
Согласно ч.4 ст. 76 Закона Украины «О выборах Президента Украины», при заполнении в кабинке для голосования избирательных бюллетеней запрещается присутствие других лиц. То есть задействованный в схеме гражданин может требовать, чтобы его оставили одного и соответственно сфотографировать бюллетень. Даже если члены комиссии увидели это действие через полупрозрачную ткань или выход, или услышали щелчок камеры, они, получается, все равно не имеют права входить в кабинку для голосования. Иначе могут быть обвинены в совершении уголовно-наказуемого деяния по ч.2 ст.159 Уголовного кодекса Украины – нарушение тайны голосования.
Что же делать членам комиссии, если они видят (слышат, предполагают) что бюллетени фотографируют? Право обыскивать избирателей или изымать мобильные телефоны, а равно как и вести оперативно-розыскные мероприятия, у них нет. Остается лишь потребовать принятия мер находящимся на участке сотрудником милиции.
Милиционер в принципе также не может зайти в кабинку для голосования, обыскать избирателя и изъять у него мобильный телефон. Фактически он может только задержать его и не дать удалить фото с телефона. Однако, в таком случае избирателю и предъявить будет нечего – ведь нарушение закона будет совершено только тогда, когда это фото будет продемонстрировано другому человеку. Изготовление и хранение фото бюллетеня не является прямым нарушением закона и не влечет никакой ответственности.
Получается, члены комиссии могут оказывать лишь психологическое воздействие. Милиция же теоретически может отслеживать таких избирателей и «брать на горячем» организаторов «карусели» при предъявлении им фото бюллетеня. Однако ценность такой борьбы равна нулю – проявлять рвение и затрачивать немалые ресурсы на преступления легкой степени тяжести, скорее всего, никто не будет.
То есть угроза применения мобильных телефонов – одна из слегка прикрытых дыр в избирательном законодательстве.
Запрет на изготовление и хранение фото заполненного бюллетеня, ношение и использование мобильного телефона в помещении для голосования прямо не прописан. Есть лишь малополезная в таком случае ч.1 ст. 159 Уголовного кодекса Украины - «нарушение тайны голосования». В условиях всеобщего проникновения камерофонов не мешало бы законодателям закрыть эту «дыру» соответствующими нормами и механизмами противодействия. Чем-то вроде прямо прописанных запретов, права досмотра мобильного телефона или же обязанности сдавать камерофон члену комиссии на временное хранение на время заполнения бюллетеня.
Борцам за права угнетенных студентов или рабочих Луганщины не стоит преувеличивать масштаб проблемы. Ведь требование сфотографировать бюллетень можно вполне обойти в части результата волеизъявления.
Например, сфотографировать заполненный, как требуют, бюллетень, а затем на основании ч.9 ст. 76 Закона Украины «О выборах Президента Украины» заменить его (подав заявление члену комиссии и обменяв его на новый) и проголосовать как хочется. Или же испортить дополнительными пометками. Вполне вероятно, что на следующие выборы штабы додумаются делать из прозрачного пластика накладки, которые мог бы наложить избиратель на бюллетень чтобы сымитировать его "правильное" заполнение.
Богдан Бондаренко