НА НИЗКОМ СТАРТЕ

Недавние тернопольские выборы напрочь смешали так заботливо составленный табель о рангах украинской политики. Националисты из ВО «Свобода» набрали треть голосов, за ними расположились недавно образованный ЕЦ (14,20%) и Партия регионов (9,80%), чей результат на Галичине в 2007-м был в пределах статистической погрешности. Зато Юлия Тимошенко, совсем недавно триумфальным смерчем прошедшаяся по Правобережью, довольствовалась 8-ю с небольшим процентами, ухудшив результат 2007 года на 26,37%.

Это означает – на выборах в Президенты, на будущих парламентских нас может ожидать ВСЕ ЧТО УГОДНО. Попробуем посчитать, есть ли в Луганской области силы, могущие отрезать краюху от «регионального» коровая?

ВО «Свобода»

Победа в Тернополе – не локальный галичанский инцидент, каким его, оправившись от первого испуга, пытаются представить «большие» партии. И БЮТ, и «Наша Украина» использовали против Тягнибока такую агитацию – мол, парень он неплохой, только вот «непроходной», зачем распылять голоса на радость «бело-голубым»? Сейчас подобная «фишка» не сработает. Значительная часть тех, кто отдавал голоса за Ющенко и Тимошенко, голосовали не в пику Януковичу, а именно за демократию на национальной основе. Интересно отметить, что в 2007 году за «Свободу» в «казачьем крае» – на Киевщине и Черкасчине – голосовали активней, чем в некоторых регионах Правобережья. А на выборах в Киевский горсовет «Свобода» взяла 2%, опередив НУ-НС. Что само по себе весьма показательно.

Луганские свободовцы на активной политической арене уже года полтора. Их активность проявляется неровными синусоидами, но не заметить ее невозможно. В прошлом году глава луганской организации Дмитрий Снегирев стал стабильно размещать статьи в нескольких луганских газетах, создал пресс-службу, которую возглавила известнейшая в регионе журналистка, даже выпустил первый номер украиноязычной газеты. Свободовцы стали появляться в публичных скоплениях людей: так, во время закладки камня «жертвам ОУН-УПА» башибузуки из прорегионаловской организации «Молодая гвардия», руководит которой политический провокатор Арсен Клинчаев, отобрали у свободовцев черно-красный стяг и потоптались по нему перед телекамерами. Позднее, при очередном столкновении с «Молодой гвардией», правоохранители задержали несколько человек из «Свободы» – фотография парня с искалеченным лицом долго висела на патриотических сайтах, велся сбор денег на операцию. Публичные акции – это тоже важно.

Дмитрий Снегирев пытался открыть в Луганской области детский оздоровительный лагерь «Дружба», и часть его «публицистического наследия» посвящена нехорошим чиновникам, запрещающим сделать полезное дело.

Лагерь открыть не дали, публицистический пыл Снегирева поиссяк, и говорить об электоральных победах на Луганщине преждевременно. Если и долетит «Свобода» до середины Днепра, то на терриконах такие птицы гнезд не вьют.

«Русские» партии»

Живо вспоминаются парламентские выборы-2002. По редакциям луганских газет тогда ходили забавные дядечки, активисты «Русского блока». Они долго расспрашивали о ценах на политическую рекламу, затем заказывали какой-то неправдоподобно маленький кусочек площади (100 кв. см), пытаясь разместить на нем полполосы. Торги они сопровождали лекциями о мировом значении русской культуры, узнавали, кто владелец газеты, интересовались: неужели он способен ненавидеть великую русскую культуру? Об угнетении русского языка в Луганской области не говорили (тогда еще никто об этом не знал). Александр Акентьев, лидер «Русского блока», любил в ту пору выступать на всяких конференциях – он начинал с того, что доблестно служил в КГБ, а заканчивал геополитическими угрозами США, спастись от которых Украине можно только за пазухой России-матушки. Акентьев серьезно считает, что «презерватив» по-украински – «гумовий нацюцюрник», а такие люди, как замечено, охотнее всего решают вопросы геополитики.

Еще в Луганске существует организация «Русское наследие» (глава – Сергей Захаров). Билл-борд организации «Родному языку – государственный статус!» уже несколько лет стоит на улице им. Тараса Шевченко. Креативная организация летом собирала подписи за вечное размещение российских войск на территории Украины. Захаров умеет душевно выступить на  тему «Мы – русские!», в активе организации есть рок-песня «Русское наследие», там поется о нелегкой доле русского языка.

Почему же пророссийские организации не разворачивают серьезную партийную работу по примеру, допустим, крымских коллег?  Во-первых, Россия не поддерживает эти организации так, как поддерживает их коллег в Крыму. Чего казалось бы проще – открыть Русский культурный центр, устраивать в нем встречи со звездами русской культуры, которые у нас регулярно бывают, беседовать о вековом братстве, о сложной и противоречивой общей судьбе?

Во-вторых, ношу борьбы «за русское» взвалил на свои плечи Луганский облсовет – негоже разбрасываться голосами людей, страдающих от языковых притеснений, – все должно идти в копилку Партии регионов. Вот и Сергей Захаров прошел в облсовет по списку Партии регионов. Сейчас, к слову, риторика на тему «защиты всего русского» – чуть ли не главный конек луганских регионалов. И, что характерно, удары в этом плане принимает на себя в основном Президент. А вот Юлия Тимошенко получает свою дозу критики больше на экономическом поле.

Как уже говорилось, бренд защиты всего русского использует ПР, поэтому ожидать появления каких-то серьезных новых игроков на этом поле не стоит.

Однако…

ПСПУ

Если сателлиты «оранжевого блока» времен «помаранчевой революции» от него откололись еще в 2006 году (к примеру, Александр Мороз) и впали в политический маргинес окончательно и бесповоротно, то те, кто поддерживал Януковича прямо или косвенно, сейчас стали подниматься.

К числу таких можно смело отнести Прогрессивную социалистическую партию Натальи Витренко. В парламент она не попала, но практически в каждом горсовете Луганской области есть ее сторонники.  По сути различий с ПР у них немного, есть различия по форме – риторика сторонниц Витренко более категорична, хамовита и радикальна.

На фоне падения рейтинга влиятельных партий можно ожидать, что ПСПУ также увеличит сбор электорального урожая – радикалов хватало всегда и везде, и тут Луганская область исключением не является.

КПУ

До президентских выборов 2004 года КПУ была стабильно популярна в регионе. В 2004 году большую часть традиционного для КПУ электората – пенсионеров – забрала ПР, заманив их предвыборными «доплатами к пенсии от Януковича».  Однако в контексте последних политических событий рейтинг парламентской Компартии растет – за последний год он увеличился практически в два раза и сейчас по некоторым городам Луганской области достигает 10-12%.  Это позволяет говорить о том, что коммунистам не только удастся сохранить представительства в местных советах, но и увеличить его количественно.

«Единый Центр»

К детищу Виктора Балоги отнесемся серьезно. В его вотчине, Закарпатье, в начале 2000-х Балога приводил на должности «своих» мэров, несмотря на то, что Закарпатье являлось также вотчиной Виктора Медведчука. На прошлых выборах Балога сделал в Закарпатье результат для НУ-НС – это единственная область Украины, где президентская сила поборола БЮТ. В этом году на Тернопольщине ЕЦ выстрелил точно и неожиданно. И кстати, на досрочных выборах на Луганщине несколько представителей ЕЦ заняли места сельских голов. То есть ЕЦ уже в какой-то степени при власти.

«Ксенофобы»

«Если инородец приехал, купил здесь паспорт, живет по нему, находится на должности и защищает интересы только своей нации, то его нужно депортировать», – думаете, это говорит ультраправый подросток с бритой головой и в камуфляже? Нет, это цитата из недавнего интервью почтенного Николая Федоровича Песоцкого, когда-то – вожака луганских эсдеков (о), первого заместителя «губернатора» Александра Ефремова. 

Первый ксенофобский скандал с участием этого известного политика случился в мае прошлого года. Уже упомянутый нами Сергей Захаров прочитал на сессии облсовета депутатский запрос, из которого исходило, что Николай Песоцкий возбуждает в луганчанах ненависть к выходцам из Кавказа. Группа депутатов и общественников просила прокуратуру дать правовую оценку. О правовой оценке ничего не известно.

Николай Песоцкий несколько месяцев оплачивал публикации в нескольких местных газетах. Затем иссяк. И вот, Бог радости послал: на улицах Луганска появились билл-борды с изображением лица Песоцкого и  призывом: «Славяне! Очистим для себя Луганщину!» Те из луганчан, кто считает Песоцкого евреем, долго смеялись, а группа депутатов и общественников (в их числе и «лица кавказской национальности») снова послали обращение в прокуратуру. «Очистим для себя Луганщину!»… Можно ли подкопаться к подобной формулировке? Разумеется, нет. Песоцкий объяснил, что написал о мусоре, который луганчане так любят накапливать в своей среде обитания: «Очевидно и то, что за грязными дворами и разбитыми дорогами стоит бездеятельность местного руководства, а потому ясен и другой, иносказательный смысл плакатов: уже давно пора очистить наш город, весь регион от масштабных злоупотреблений чиновников, нарушений закона, ужасающей коррупции в органах власти всех уровней. Не случайно призыв сделать это – обращение к славянам как основной части населения Украины. Известно, что они всегда отличались трудолюбием и стремлением к порядку, но постоянно оказывались заложниками многочисленных экспериментов своих и пришлых правителей-захватчиков», – таков ответ Песоцкого.

Может ли выстрелить «инородческая карта» на выборах? Странно на это даже надеяться. Во-первых, выходцы из Кавказа абсолютно спокойно интегрированы в малороссийско-постсоветское общество, они не захватывают поселки и, подкупив власть, не издеваются над местным населением, что приводит потом к таким инцидентам, как в российской Кондопоге. Как вызвать ненависть к «чужим», когда они не дают к этому повода? Конечно, можно попытаться сыграть на том факте, что именно чиновники Зухбая, Пилавов инициируют установку в Луганске памятника Екатерине II, окончательно закабалившей Украину. Что именно Клинчаев спекулирует на темах 2-й мировой войны. Да только луганчанам, по большому счету, плевать на всякого вида памятники. И важно, что этническая лояльность – неотъемлемая часть «донбасского  характера». Так что эксперименты Песоцкого спишем на чистую любовь к искусству.

Эпилог

Как видим, в одних случаях маргиналы – не могут. В других – не хотят. А сюрпризы на выборах будут непременно. Ведь это уже устоявшаяся традиция  украинской политики.

Ярослав ГРЕБЕНЮК, Марина ДАРНИЦКАЯ

Последние новости

  • Суспільство

Ірина Болткова: досьє начальниці Міловської селищної військової адміністрації Старобільського району

Болткова Ірина Іванівна — родом з Сєвєродонецька, за освітою економіст. Тривалий час працювала у приватному… Read More

16 години назад
  • Війна з РФ

"Від мене вже смердить через багно на вулиці": як донеччани вже десять років живуть в окупації

Мешканці Донецька обурені: виконання обіцянок росіян про «покращення життя» вони вже не очікують. Проте виживати… Read More

18 години назад
  • Суспільство

"Віджим квартири за несплату комунальних". Як росіяни привласнюють житло українців в окупації на сході України

На тимчасово окупованих територіях Луганської та Донецької областей розпочалася нова хвиля “націоналізації” житла українців. Так… Read More

3 дні назад
  • Війна з РФ

Східний Варіант запускає нову відеопрограму "Варіанти"

«Варіанти» — нова YouTube-програма Східного Варіанта, де ми розбиратимемо фейки, боротимемося з дезінформацією й відновлюватимемо… Read More

3 дні назад
  • Суспільство

Суперлюди України. Як на Львівщині протезують та реабілітують українських ветеранів

14 квітня минув рік із відкриття центру «Superhumans». У ньому безплатно надають послуги з протезування,… Read More

4 дні назад
  • Суспільство

Перша масова громадська організація Донеччини: історія Донецького Товариства української мови ім. Т. Шевченка

Ще за півтора року до настання української незалежності в Донецьку запрацювала організація, члени якої виступали… Read More

4 дні назад

This website uses cookies.