Деньги на места и полномочия громадам: зачем Луганщине новые районы
В чем суть нового территориального деления и что это значит для Луганской области разобрался Восточный вариант
17 июля Верховная Рада поддержала постановление “О создании и ликвидации районов”. В Луганской области (в том числе, и временно оккупированная территория) будут созданы 8 районов вместо 12.
Что это значит для региона — узнал “Восточный вариант”.
Делим на четыре
Согласно новому постановлению, в Украине вместо 490 районов будет 136. В документе указано, что это нововведение позволит привести систему административно-территориального устройства районного уровня в соответствие современным требованиям и европейским стандартам. Что, в свою очередь, посодействует созданию обоснованной территориальной основы для деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления.
В том числе, речь идет и об экономии: предполагается, что за счет ликвидации части райгосадминистраций, местные бюджеты смогу сэкономить уже в 2021 году 1,4 миллиарда гривен, столько же в 2022-м и 1,5 миллиарда в 2023-м.
Что в Луганской области?
В Луганской области будет 8 районов, из них 4 — на временно оккупированной территории.
Это Луганский район (3 объединенные территориальные громады, более 530 тысяч жителей, центр — Луганск), Ровеньковский район ( 3 ОТГ, почти 300 тысяч жителей, центр — Ровеньки), Алчевский район (3 ОТГ, более 440 тысяч жителей, центр — Алчевск) и Должанский район (2 ОТГ, более 200 тысяч жителей, центр — Должанск).
На подконтрольной правительству Украины территории области появится Северодонецкий район (6 ОТГ, более 490 тысяч жителей, центр — Северодонецк), Счастьенский район (5 ОТГ, более 110 тысяч жителей, центр — пгт. Новоайдар), Старобельский район (8 ОТГ, более 250 тысяч жителей, центр — Старобельск) и Сватовский район (7 ОТГ, более 100 тысяч жителей, центр — Старобельск).
Таким образом, ликвидируются Беловодская, Белокуракинская, Кременская, Марковская, Меловская, Новоайдарская, Новопсковская, Попаснянская, Станично-Луганская и Троицкая районные государственные администрации.С другой стороны, районным центром становится Северодонецк, который всегда был городом областного подчинения.
Количество районов и какие именно райцентры останутся — этот вопрос пересматривали несколько раз. Над усовершенствованием административно-территориального устройства работала специальная группа при Луганской облгосадминистрации.
Объединяли “по интересам”
Например, исчезает крупный Беловодский сельхозрайон. Окончательный же вариант отражает экономическую специализацию районов, говорит исполнительный директор Луганского регионального отделения “Ассоциации городов Украины” Наталья Бойко.
“Сватовский и Старобельский районы — север области — это агропромышленный комплекс. Северодонецкий район — индустриальный субрегиональный уровень, который объединяет Северодонецк, Рубежное и Лисичанск, а также Кременской район, который компенсирует нагрузку на экологию. И Счастьенский район, который включает в себя и нынешний Станично-Луганский, — это район энергетического и логистического направления”, — говорит Наталья.
Но и такие укрупненные районы — это часть переходного периода на пути децентрализации, В будущем предусматривается, что районных советов не будет вовсе, а останется два уровня власти на местах: областные администрации и объединенные территориальные громады. А новые укрупненные районы должны принять имущество (в широком смысле) и передать ОТГ. У РДА также заберут часть полномочий.
“Объединенные громады буду получать основной налог на доходы физических лиц — 60 процентов. А райадминистрации будут использовать лишь доходы от управления имуществом, и то, пока его не передадут ОТГ. А в будущем вместо РДА будут префектуры, они будут следить за исполнением законов и координировать деятельность между ОТГ”, — объясняет она.
Избирательные риски
Центральной избирательной комиссии поручили обеспечить формирование избирательных округов и проведение местных выборов. Но в ЦВК уже заявляют: сделать это будет не просто.
“В состав вновь созданных районов входят более 700 избирательных участков, а следовательно, соответствующие районные избирательные комиссии должны будут обеспечивать как образование соответствующего количества участковых комиссий, так и администрирования избирательного процесса на них. Такая нагрузка создает серьезные риски надлежащей организации избирательного процесса и требует соответствующей корректировки избирательного законодательства. Несинхронность принятия решения об изменениях административно-территориального устройства и внесении изменений в Избирательный кодекс Украины могут вызвать новые пробелы в правовом регулировании, создать неоправданные сложности и привести к непрогнозируемым результатам.
“Я считаю, что создание укрупненных районных советов и назначение в таких “сверхрайонах” райадминистрации — это фактически создание “мини-губернаторов”. Создание таких районов именно в прифронтовых Луганской и Донецкой областях вызывает много вопросов: например, разделения полномочий между РДА и областной военно-гражданской администрацией, взаимодействие РДА с ВЦА на местах. Также много вопросов вообще о целесообразности проведения выборов в райсоветы в прифронтовых зонах. По моему мнению, это большие политические риски, риски безопасности”, — комментирует политолог Виталий Кулик.
Постановление парламента, которое определяет новые районы, вступает в силу сразу после опубликования.
Кроме пунктов, которые касаются временно оккупированных территорий Крыма и Донбасса: там, соответственно, изменения произойдут после возвращения под юрисдикцию Украины.
Анастасия Дашко, Восточный вариант. Фото из открытых источников
Читайте также:
Раздел на новые районы: что изменится для Славянска