"Мы подумали и я решил"
6 ноября 2012 Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О всеукраинском референдуме». Этот закон принципиально меняет политические конфигурации вокруг таких важных для Украины вопросов, как, например, принятие новой Конституции и вступление в Таможенный союз.
НА ПОВЕРХНОСТИ
Закон «О всеукраинском референдуме» был принят, что называется, «под шумок». В то время, как страна наблюдала борьбу за установление результатов голосования в десятке проблемных округов, власть неожиданно провела через парламент фундаментальный закон. В каком-то смысле голосование за этот закон именно тогда можно считать и давлением на оппозиционеров, ведь он предусматривает, например, возможность формирования избирательных комиссий органами власти, что фактически гарантирует получение нужных ей результатов при подсчете голосов.
Но главная проблема нового закона в том, что ряд его принципиальных тезисов прямо противоречат Конституции Украины.
Во-первых, он не соответствует толкованию раздела XIII «Внесение изменений в Конституцию Украины» Конституции Украины решением Конституционного Суда Украины №3-рп/2000 от 27.03.2000 по делу о всеукраинском референдуме по народной инициативе.
Напомним, в конце 90-х-начале 2000-х Виктор Медведчук протягивал идею о проведении референдума об усилении полномочий президента Украины Леонида Кучмы и ослаблении парламента. Но Конституционный суд Украины своим решением снял с голосования на референдуме вопрос о возможности роспуска Верховной Рады Украины и принятии новой Конституции путем плебисцита. И мотивация была четкой: существует порядок и он предусматривает решение народных депутатов, обойти его нельзя. А вот новый закон «О всеукраинским референдуме» в пункте 1 части 3 статьи 3 гласит, что предметом его может быть утверждение новой редакции Конституции Украины, внесение изменений в Конституцию Украины, отмена или признание недействительным закона о внесении изменений в Конституцию Украины. К тому же, предусматривается принятие законов фактически без участия ВРУ. Притом, что согласно Конституции по вопросам принятия законов депутаты могут спросить мнение граждан путем плебисцита, но учитывать его не обязаны.
Также Закон Украины «О всеукраинском референдуме» отменил действие старого закона Украины «О всеукраинском и местном референдуме». То есть теперь такого понятия, как «местный референдум» в Украине не существует, а Конституция (статья 22, если быть точными) запрещает ликвидировать существовавшие ранее права. Кстати, эту норму Конституционный суд применял достаточно часто, принимая решения об отмене ограничений на социальные выплаты в законах о госбюджете 2000-2009 гг.
Ну и, наконец, последний аспект: закон принят неконституционно, за него голосовали «кнопкодавы», а не реальные депутаты. Оппозиция заявляла, что на момент принятия судьбоносного для страны решения на кнопки в зале нажимали всего 50 депутатов, каждый из которых проголосовали как минимум за четверых. С другой стороны, практически все решения украинского парламента принимаются именно таким образом, и ничего нового для страны в этой ситуации нет.
ИСТОРИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ
Всего в нашей стране было проведено два всеукраинских референдума. Первый - об Акте провозглашения независимости Украины 1 декабря 1991 года, который показал, как общественное мнение поддается влиянию и разворачивается подобно флюгеру. Весной 1991 года большинство жителей УССР проголосовало на общесоюзном референдуме за сохранение СССР, а уже в декабре более 90% - за независимость Украины. В целом весь «фокус» был в формулировке вопросов и массированной политической кампании в СМИ. Что выгодно правящей элите в конкретный момент времени, за то народ и проголосует.
Не выбился из этого правила и апрельский референдум по народной инициативе 2000 года, таки организованный Виктором Медведчуком. Все 4 из 6 дошедших до голосования вопроса получили более 70% поддержки населения: о сокращении количества народных депутатов до 300; усилении власти президента, расширении права на роспуск парламента; создании в ВР второй палаты регионов; отмене депутатской неприкосновенности.
В 1996 году Леонид Кучма пригрозил назначить референдум и утвердить на нем выгодную ему редакцию Конституции Украины. Понимая возможности админресурса, депутаты собрали 300 голосов для принятия своей редакции Основного закона – эти события вошли в украинскую историю как «Конституционная ночь».
Не смог назначить свой второй референдум по народной инициативе Виктор Медведчук в 2006-2007 гг. Тогда предполагалось вынести на него вопрос по вступлению в НАТО и участия в Едином экономическом пространстве вместе с Россией, Казахстаном и Беларусью. В поддержку проведения этого референдума еще в начале 2006 года были собрано 4 млн. 431 тыс. 673 подписи граждан Украины, однако Секретариат Президента Виктора Ющенко совместно с Центральной избирательной комиссией выявили при выборочной проверке фальсификации подписей и отказались назначать референдум. 2 июля 2009 года Виктор Медведчук выиграл суд о бездействии президента в назначении этого референдума. Но логика президентской гонки-2010 и ее результаты сделали проведение плебисцита неактуальным.
ДЕМОКРАТИЯ НА МЕСТАХ
По данным Министерства юстиции Украины, с 1991 по 2009 год местных референдумов в Украине было проведено аж 150. Из них 50 – по вопросам административно-территориального устройства, 34 - по поводу изменения названия населенного пункта, 31 – по вопросам власти, в том числе прекращению полномочий органов местного самоуправления и городских голов, 13 - по вопросам благоустройства населенных пунктов, 12 – по земельным вопросам и 10 – по другим вопросам.
Во время первого тура президентских выборов-2010 71,3% жителей Теплогорска на местном референдума решили, что хотят жить в Ирмино, и Луганский облсовет на основании этого переименовал город. В 2012 году вели работу инициативные группы по проведению референдумов о выражении недоверия городским головам Стаханова, Северодонецка и Лисичанска, но ни одного референдума так и не объявили. В Стаханове подпили жителей были собраны, но действующему градоначальнику Юрию Борисову удалось с помощью процессуальных уловок отказать в назначении местного референдума. В Северодонецке организаторам местного референдума о недоверии мэру Валентину Казакову просто мешала милиция и «спортивные» личности, громившие палатки по сбору подписей и сторонников.
Обстоятельства принятия закона о референдуме, его смысловое содержание и подтекст позволяют сделать неутешительный вывод – советоваться с гражданами украинская власть собирается, как обычно, формально и уже после принятия ею решения. А пока шумят юристы, некоторые недоработки закона уже устраняются – например, Кабмин уже внес в парламент проект закона о местном референдуме.
Фото с сайта "Подробности"