«МЫ ДЕЛАЕМ ТО, О ЧЕМ МЕЧТАЕТ ГОСУДАРСТВО»
В Луганской области уже восемь лет существует уникальная школа-гимназия при вузе. Этот проект возник как эксперимент, а вырос в популярное учебное заведение «Детская академия», где сегодня можно встретить самые смелые педагогические решения, методики и современный подход к детям. Финансовая стабильность позволяет на базе школы создавать условия, о которых мечтает государство, проводя реформы в сфере образования. В преддверии Дня учителя директор школы Ирина Голубенко рассказала «Восточному варианту» о педагогических новациях.
- Ирина Леонидовна, расскажите о «Детской Академии». Как появилась идея создания школы при вузе, почему такой проект стал востребованным? Чем вы отличаетесь от других школ в городе, в Украине?
- Школа была основана при Луганском национальном университете в 2002 году. Идея школы в том, чтобы создать двухстороннюю схему – «школа-вуз». Создавали, чтобы собрать детей, родители которых заинтересованы в качественном, современном образовании, для дальнейшего обучения детей в вузах, в частности в ЛНУ им. Шевченко. Между «Детской академией» («ДА») и ЛНУ наработана тесная профессиональная связь. К примеру, на базе вуза проводим лабораторные работы по физике, химии, биологии. В нашем распоряжении вся база музеев и экскурсионных залов для познания окружающего мира и более углубленного познания наук. Для старшеклассников – возможность работать и пользоваться библиотекой ЛНУ. В воспитательном процессе тоже сотрудничаем. Студенты университета ведут кружки для школьников, наши праздничные мероприятия проходят на базе университета. Школьники участвуют в вузовских научных чтениях.
Есть очень интересный совместный проект, называется «1+1»: студент приходит в школу и за ним закрепляется ученик. Это такая своеобразная педагогическая практика. Учитель «ДА» выбирает либо одаренного, либо слабоуспевающего ученика, к нему прикрепляется студент, и при методическом сопровождении учителя осваиваются науки. Уровень знаний ребенка повышается. Так мы готовим детей к олимпиадам либо подтягиваем отстающих.
- Это что-то похожее на работу репетитора?
- Нет, это вряд ли это похоже на работу репетитора. Репетитор либо готовит к вузу, либо делает с учеником домашнее задание. А мы даем постоянное педсопровождение в индивидуальной работе.
- Так работают студенты педагогической специальности?
- Да. Чаще всего работаем с английским и украинским языками, математикой, теми предметами, которые наиболее востребованы.
- Кто выбирает студента?
- Сначала учителя определяют, кому из детей необходима помощь. Согласовываем с родителями, даем запрос на кафедры, в институты ЛНУ от том, студенты какого направления нам требуются. Как правило, это проходит во время активной практики студентов. Они приходят к нам на практику и помогают ребятам. Также приходят в рамках социальной работы в течение всего учебного года. Для занятий предоставляется помещение, определяется время, учитель консультирует, по какому плану необходимо работать, на уроках отслеживает, насколько студент помог ребенку, и так далее. Обычно благодаря этой работе ребенок на 1-2 балла повышает свою успеваемость.
Плюс помощь из вуза – методическая работа с преподавателями школы, проведение семинаров, интересных консилиумов для профессионального роста учителя. Наши учителя проходят переподготовку на базе ЛНУ.
- Чем вы интересны вузу?
- Для университета школа интересна как своя экспериментальная площадка и возможность обеспечить полный цикл образования от первого класса до научной степени профессора. Университет заинтересован в наших выпускниках, которые становятся студентами вуза и показывают отличные результаты.
- Как проходят занятия в школе?
- «Детская академия» – это школа полного дня, это позволяет полноценно применять личностно-ориентированные технологии обучения. Мы идем путем развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Это была идея школы, для этого она создавалась.
- «Школа полного дня» – что это значит»? И есть ли в Луганске подобные школы?
-В 2002 году таких школ в Луганске было 11. На сегодня осталось 2 школы похожие на нас по направлению, и 2 религиозного характера. Мы работаем с 8 до 17 часов. Это время позволяет расширить учебный план, внеклассную работу, работу по развитию и воспитанию детей.
Мы лицензированное учебное заведение и выполняем государственную программу подготовки. Помимо нее в нашем расписании есть уроки психологии, эйдетики, нравственности, компьютерной грамотности, французского языка. Английский язык изучается поаспектно: отдельно грамматика, отдельно практика речи. Есть хореография, уроки мировой художественной культуры начинаются с пятого класса. Мы ввели уроки развития речи, а не так давно появились уроки подготовки к внешнему независимому оцениванию. Это то, что мы добавляем к госпрограмме и так делаем обучение интересным и более современным.
- Как комплектуются классы?
- Это еще одна наша особенность и отличие от стандартных школ. У нас лицензионный объем - 150 учащихся. Максимальное количество детей в классе 15 человек. То есть каждого ребенка на каждом уроке спросят и каждому объяснят, если что-то непонятно. Это дает возможность при той же учебной программе более качественного обучения. Чем еще отличаемся от общеобразовательных школ - уроки у нас проходят «тройками». Это урок, в котором три части по 30 минут. В первых двух частях объясняется материал и отрабатывается навык, на третьей части – выполнение домашнего задания. У ребенка три-четыре предмета в день. Не шесть-семь, как в обычной школе, а значит, мы разгрузили детей, сохранили здоровье ребенка. Психологи утверждают, что на 29-й минуте падает активное внимание и восприятие у любого человека, поэтому 30 минут – активное время, когда можем задействовать все мыслительные процессы ребенка. Третья часть – в ыполнение домашнего заданияв присутствии учителя-профессионала, который может оказать помощь ребенку в выполнении сложных задач.
- Не страдает ли самостоятельный подход, если ребенок готовит свое домашнее задание в присутствии учителя?
- Я скажу так: у детей, которые учились в нашей школе и ушли по каким-то причинам в другие школы, родители отмечают наоборот больше самостоятельности и умение делать уроки. Эффект обратный тому, что внешне видится. Кажется, мы их нянчим. Но наоборот – мы учим учиться! Не ждем родителя, который в 6 вечера возвращается с работы рассерженный, усталый, и еще вынужден выполнять какую-то функцию учителя. А зачастую бывает, что мама или папа то ли делают за ребенка уроки, то ли к репетитору отправляют, то ли строгостью заставляют. Здесь учитель учит ребенка грамотно и правильно делать домашнее задание. Никто из детей не списывает за учителем с доски.
- Откуда возникло название «Детская академия»? Это определенный статус или это просто метафора?
- Это метафора, полное название – Начальная школа-гимназия «Детская академия». Для детей это своего рода статус в обществе, им кажется, что они учатся на ступеньку выше, чем остальные школьники.
- То есть это просто комплимент себе?
- Да, приятная мелочь.
- В вашей школе учатся дети достаточно известных в городе и в Луганской области родителей, это люди со статусом, с громкой биографией. Как правило, в обычных школах, классы, в которые собирают таких детей, являются очень конфликтными. Нет ли проблем соперничества между детьми, нет ли «звездных болезней» и если есть, как вы с ними боретесь?
- Очень интересный вопрос. Я работала и в специализированных школах города Луганска, и в обычных школах. Эта школа отличается от общеобразовательной особой атмосферой. Дети находятся здесь большую часть своего времени, их немного в классе и они дружат между собой все: и старшие классы, и младшие. Здесь на подсознании ученики понимают, что они одного уровня достатка. Ситуаций конфликтности, по крайней мере, связанной со статусом родителей, нет. Конфликты в школе, как в любом детском коллективе, есть. Но никогда - из-за статуса родителей.
- Вы сказали, конфликты есть. Как удается с ними справиться? Ломать характеры или управлять ими? В обычной школе берут строгостью. Как у вас?
- Наша школа экспериментальная. Тема эксперимента – особенности учебно-воспитательного процесса начальной школы, гимназии, обеспечивающей целостное развитие личности ребенка. В основу и обучения, и воспитания положена психология, возрастные особенности детей. Именно эти особенности создают конфликты. Поэтому с 1 по 11 класс есть уроки психологии. Каждый урок в каждом возрасте решает свои определенные задачи, помогает ребенку справиться с особенностями своего возраста, чтобы потом не было комплексов, недопонимания. Именно уроки психологии учат общаться и решать конфликты на любом этапе развития. Я говорила о семейной обстановке. Каждый ребенок знает, к какому взрослому он может обратиться и получить профессиональную помощь. Это могут быть и стук в кабинет директора: «Ирина Леонидовна, у меня проблема, помогите ее решить». Это может быть разговор с психологом: «Помогите решить мою ситуацию, я не знаю, как с ней справиться». Это может быть разговор с завучем. Дети ценят такое отношение. Наши выпускники, воспитанники нашей школы они знают, как грамотно решить конфликт – не кулаком, не «ябедой», не мщением каким-то, а именно психологически грамотно выйти из любого конфликта победителем.
- Расскажите о тех проектах уникальных, интересных, которых нет в других школах. Один мы уже затронули («1+1»). Может что-то еще, что действительно стоит внимания?
- Система воспитательной работы – один из приоритетов для любой школы. Я считаю, что в нашей школе она интересна, опять же потому, что основывается на возрастных особенностях детей. 1-4 классы – для них основной вид деятельности – познание и игра. Поэтому для детей начальной школы это проект «Вселенная на ладошке», где дети «плывут» по морям, «летают» в космос, знакомятся с окружающей средой, с народами, населяющими нашу планету. Если это 5-7 класс, то для них главное - интерес к собственному «Я», поэтому у них проект «Я плюс…»: я плюс семья, я плюс школа, я плюс город, я плюс страна. Для 8-11 классов - это уже поиск себя, поиск своего пути, поэтому там с учетом их возрастных особенностей идет тематический модуль по многим направлениям - гендерному, эстетическому, интеллектуальному. Так выстроена вся система воспитательной работы. Это здорово, эффективно, и отличается от других школ. Очень большая система кружковой работы школе. Спортивные секции - настольный теннис, тхеквондо, корригирующая гимнастика для детей с нарушением осанки, кружки художественного направления: танцевальный, вокальный, театральный. Есть занятия дизайна, где они учатся работать с пластилином, нитками, бисером, краской, с разными материалами. В основе – целостное развитие. Что заложено природой, мы стараемся через учебную и внеурочную деятельность развивать.
- Подошли к логическому вопросу: сегодня бедой украинской молодежи и проблемой для вузов называют низкую профориентацию, слабую мотивированность детей при выборе специальности. Обычный среднестатистический выпускник школы идет лишь бы в какой-нибудь вуз, лишь бы где-нибудь получить диплом. Занимаетесь ли вы проблемой профориентации? Как рано дети определяются с будущей профессией?
- Конечно, эту проблему мы тоже не оставляем без внимания. В определенной степени нам легче – у нас дети, которые воспринимают себя как следующее поколение профессиональной династии. Если у папы гостинично-ресторанный бизнес, то ребенок тоже принимает эту профессиональную эстафету.
Возвращаясь к основам психологического обучения, скажу: мы отслеживаем траекторию развития детей с пятого класса. В девятом классе есть специальный цикл по психологии и по профориентационной работе. Мы отслеживаем их способности, заложенные природой, учитываем рекомендации, ведем работу с родителями. Есть интересный опыт работы кружков – девочка благодаря нашему театральному кружку поступила в театральный институт.
А в принципе, что меня радует, когда говорю с выпускниками школы, я спрашиваю, куда поступили. И первый ответ: туда, куда я хотели! Это для нас очень важно, что дети из всего многообразия специальностей, которые предлагают вузы Украины, выбирают и поступают туда, куда хотят. Все дети, окончившие «Детскую академию», поступили в вузы.
- Подошли к еще одному вопросу. За последние годы проведены две серьезные реформы в системе образования. Первая, которая прошла раньше, - это переход к внешнему независимому оцениванию. И по статистике в прошлом году ВНО показало сильную разницу между количеством медалистов, которого ожидали школы и тем количеством, которое определилось после оценивания. Стало ли это для вас тоже какой-то шокирующей проверкой на качество или у вас почти не изменилась ситуация?
- Для нас это стало приятной проверкой, потому что у нас было два медалиста в минувшем году и оба медалиста подтвердили свои медали на ВНО. У нас очень мало отличников в школе. Каждый ребенок занимает зону своего ближайшего развития. У каждого есть успехи, но сравниваем мы ребенка только с самим собой. И оценки, которые получают наши дети, куда бы они ни уехали, в Киев поступать или в другие города, они везде подтверждают, наш медалист – это настоящий медалист. Если есть какие-то проблемы, то мы их не скрываем от родителей, рассказываем, как мы работаем с этими проблемами.
- И вторая реформа, которая прошла буквально в этом году – перевод пятилеток в школы. Готовы ли вы принять пятилеток, есть ли для этого условия?
- Опыт работы с пятилетними детьми есть давно, с момента создания школы. Занятия проводит профессионал дошкольного обучения, который с ними занимается, готовит их к школе.
- У этой реформы было очень много противников среди педагогов, среди ученых, которые утверждали, что пятилеткам еще очень рано идти в школу. Для них это будет психологическая травма и стресс заложит механизм усталости в старших ласах. Как вы проработали эту проблему?
- Много противников потому, что в Украине мало школ, где есть возможность обеспечить профессиональный подход к этому вопросу. Я лично как педагог за то, чтобы дети шли в школу с семи лет. Когда есть готовность и психологическая, и биологическая, и социальная, и эмоциональная, и интеллектуальная. На самом деле составляющих готовности ребенка к школе очень много и ребенок должен идти в школу, будучи готовым к ней. Не в узком понимании – уметь читать-писать. Этому как раз научат в школе. А именно в вопросе созревания целостности личности. У нас готовит учитель не начальных классов, а профессионал дошкольного образования. Потому что это целых три разных мира – ребенок пяти, шести и семи лет. У нас работает профессионал, знающий возрастные и психологические особенности, это программа, о которой, наверное, мечтает государство и родители. Если же подготовку эту проводить «для галочки» - можно поставить в эти группы и преподавателя старших классов, но это чревато и повышенной заболеваемостью, и эмоциональной отверженностью, «не хочу идти в школу». Для меня как для директора, для педагогов, самая главная похвала, когда говорят родители: мой ребенок просыпается и говорит – «Ура, я иду в школу!». Радость приносят наши медалисты, успехи тех, кто стал студентами. Например, Евгения Пимус, победитель олимпиад университетского уровня. Многие поступили на бюджет в магистратуру ЛНУ. Школа еще достаточно молодая, наши первые выпускники только заканчивают университеты.
- Что нового ждет экспериментальную школу?
- Сейчас много говорят о повышенной агрессивности детей в школе, о нежелании учиться. Мы вводим нетрадиционные формы: элементы медитации, практики по релаксации детей, знакомимся с методиками работы с детьми-индиго. Идет работа с современным учеником.