Мини-шахты пугают смертью
Легализовавшиеся мини-шахты шокируют статистикой смертности. Если раньше факты гибели горняков-нелегалов замалчивались, то теперь Министерству энергетики и угольной промышленности Украины приходится буквально заставлять бизнесменов обеспечивать и безопасность рабочих.
Первый заместитель председателя Луганского областного совета Евгений Харин торжественно заявил еще в августе, что в регионе «победили копанки» - систематические сообщения милиции о выявлении все новых и новых «копачей», впрочем, продолжают появляться. Однако власти утверждают – масштабы, дескать, уже не те. Однако судя по данным Госгорпромнадзора и Министерства энергетики и угольной промышленности, «до победы» еще очень далеко, причем основной груз борьбы с нелегальными угольными разработками и весь громоздкий процесс приведения такого бизнеса в рамки законодательного поля ложится именно на профильные структуры центральной власти.
«РУДНИК» И ИЖЕ С НИМ
5 сентября 2011 года в 23.00 в г. Петровское Антрацитовского района на частной шахте «Рудник» на горизонте 340 м произошло внезапное затопление выработки водой. В результате аварии в шахте оказались заблокированы три горняка. До сих пор воду из шахты откачать не удалось, тела людей на поверхность не подняты. Прокуратура возбудила уголовное дело по факту аварии. Первый заместитель министра энергетики и угольной промышленности Игорь Попович 20 октября в рамках визита в Луганскую область поехал на «Рудник» - из-за грубейших нарушений, которые, как оказалось, были допущены при строительстве шахты, спасатели не могут откачать воду, и до сих пор никто не знает, откуда, собственно, эта вода там взялась. «Сейчас спасательные работы затруднены тем, что «Рудник» назвать шахтой сложно, она сделана с определенными нарушениями норм и правил, поэтому применять туда стандартные методы сложно. У нас задача одна - двигаться вперед и достать этих людей», - сказал Попович журналистам в Луганске.
24 октября 2011 года в том же Антрацитовском районе в поселке Картушино на еще одной частной шахте - ООО «Нестор и Ко» - погибли два человека. На глубине 120 метров произошло обрушение породы, и кроме двоих погибших пострадал еще один 25-летний парень, который сейчас находится в травматологическом отделении местной больницы. Как стало известно позже, предварительной причиной обрушения на частной шахте «Нестор и Ко» являются нарушения проектно-технологической документации в части несоблюдения паспорта крепления горной выработки.
Два этих случая можно дополнить еще рядом других – правда, обнаруженные трупы у копанок, люди, отравившиеся метаном или задавленные породой при несанкционированном вскрытии законсервированных выработок сейчас к статистике смертности в углепроме не отнесены. Однако число погибших даже на легальных угольных шахтах вынуждает Минэнергоугля ужесточать контроль над бизнесменами-угольщиками.
УРОВЕНЬ ТРАВМАТИЗМА РАСТЕТ
На государственных угольных предприятиях уровень травматизма в 2011 году снизился на 9%, на частных - 23%, причем, как подчеркивают в Минэнергоугля, снижение это обеспечили в основном крупные предприятия. 59% от общего числа погибших на частных угольных предприятиях в 2011 году (29 человек) – жертвы малых частных угольных предприятий. Уровень смертности на мини-шахтах в 4,5 раза выше, чем на крупных частных предприятиях и в 6 раз выше, чем на государственных. Ну и плюс, соответственно, неучтенные смерти. В министерстве энергетики и угольной промышленности признают, что к ним соответствующие сигналы поступают регулярно.
«Есть и много общений трудящихся о том, что утаивают случаи смертельного травматизма на мини-шахтах негосударственной формы собственности», - говорит начальник Управления промышленной безопасности и охраны труда в угольной промышленности Минэнергоугля Игорь Ященко.
Красноречива и статистика аварийности: на государственных предприятиях в 2011 году произошло 25 аварий, на негосударственных – 16, что на 6 больше, чем в прошлом году. Эти цифры стоит оценивать исходя из численности работающих и объема добытого угля – на государственных предприятиях эти цифры значительно больше.
«В 2011 году официально на частных мини-шахтах произошла 1 авария – это как раз на «Руднике», но горноспасательная служба привлекалась 4 раза – неофициально. Основная проблема в том, что горняки погибают там, где нет помощи от горноспасательной службы, где нет Госгорпромнадзора», - говорит начальник центрального штаба государственной военизированной горноспасательной службы Минэнергоугля Сергей Смоланов.
По большому счету, не знает государство и о том, сколько же функционирующих легальных частных мини-шахт. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, получили спецразрешения и лицензии 133 предприятия, Госгорпромнадзор знает о 137; горные отводы, по данным министерства, есть у 43 предприятий, а промышленный надзор осуществляют над 81-й шахтой. У горноспасателей статистика иная – по их данным, в регионе 54 легальных частных угольных мини-шахты – это предприятия, которые стоят на учете военизированной государственной горноспасательной службы (ВГСС) и выполняют ее требования. Остальные, получается, работают без «подстраховки», и в случае возникновения аварийной ситуации горнякам нужно надеяться только на себя.
Заместитель председателя Государственной службы технадзора и промышленной безопасности Виктор Шайтан отмечает, что техническую документацию и проекты для строительства частных мини-шахт готовят 3-4 компании.
«Это говорит о том, что предприятия, которые подают документы и впоследствии собираются разрабатывать пласты, не имеют своих инженерных ресурсов, чтобы сопровождать и вести эти горные работы. Неквалифицированное геолого-маркшейдерское обеспечение работ, иногда даже отсутствие специалистов в штате предприятия, привлечение специалистов по временным договорам сказывается на качестве исполнения работ. Иногда предприятия начинают работы вообще без проекта разработки горного отвода, разрешения на ведение горных работ, разрешения на работы повышенной опасности», - говорит Шайтан. Кроме того, что проекты выполняют сторонние организации, руководят частными шахтами зачастую люди, не имеющие должного уровня образования. И все это на фоне многочисленных технических нарушений, которые допускаются при эксплуатации мини-шахт.
СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Теперь для открытия легальной мини-шахты бизнесмены обязаны будут заключить договор на обслуживание с военизированной государственной горноспасательной службой - начальник центрального штаба ВГСС Сергей Смоланов обратился к первому заместителю министра энергетики и угольной промышленности Игорю Поповичу с соответствующей просьбой. И причина здесь не только в проведении самих спасательных работ. Ведь если будет контроль со стороны горноспасателей, то предприятие обязано будет разработать план ликвидации аварии и согласовать его с экспертами-спасателями, которые в рамках его проверки проведут и обследование шахты.
«У меня есть три конкретных предложения. Первое – постановка на обязательное обслуживание малых частных угольных предприятий в горноспасательную службу – сейчас нет прямой законодательной нормы, которая бы это обеспечивала. Тогда у нас с вами будет истинная картина – сколько людей задействовано, сколько работает, какие объемы, какие шахты. Второе – согласование проектов шахт. Есть проектные организации, компетенция специалистов которых сомнения не вызывает. Но есть и проекты, в которые уже заложена высокая опасность аварий, людей, по сути, посылают на заведомо опасные работы, потому что проекты выполнены с нарушениями. Нужно разработать типовые технологические схемы для малых предприятий. Нам нужны реальные проектные решения, не для бумаги, а для действий. Третье – создание запаса материалов для спасательных работ. Сейчас в Минюсте проходит согласование проект Кодекса гражданской защиты, по которому ликвидация любых аварий на предприятиях негосударственной формы собственности будет выполняться за счет самих предприятий. Мы предлагаем создать централизованный запас материалов и оборудования, которые могут быть необходимы, потому что ни одно малое предприятие не может обеспечить ликвидацию даже аварии средней степени сложности», - говорит Смоланов и приводит в пример аварию на бывшей шахте «Западная» шахтоуправления «Алмазное» в ноябре 2008 года. Тогда во время проведения несанкционированных работ в результате высокой концентрации метана произошло возгорание и взрыв. Тела горняков достали только через год – не было денег на проведение спасательных работ и только благодаря вмешательству тогдашнего губернатора Антипова 100 тысяч гривен выделила областная госадминистрация.
Замминистра Попович поддержал предложение Смоланова.
«Одним из обязательных условий для малого частного предприятия будет наличие договора и обслуживания военизированной горноспасательной службой. Может, некоторые руководители этого и недопонимают, но нужно осознавать, что это гарантия вашей работы. Совместно с Госгорпронадзором будем инициировать введения в разрешительную документацию подобного рода согласования с ВГСС», - сказал Попович.
Рычагов для влияния в Министерства энергетики и угольной промышленности на частные угольные предприятия недостаточно. Поэтому министерство предложило частному бизнесу создать комиссию для координации работы и контролю за соблюдением законодательства по охране труда – войти в нее смогут, естественно, только легально работающие мини-шахты. Кроме всего прочего, все предприятия, у которых порядок с документами, будут внесены и в соответствующий реестр. На тех же, кто продолжает пренебрегать человеческими жизнями, Попович обещает наслать налоговую и милицию.
«Наша первая задача – облегчить нормативную базу для тех, кто имеет желание работать в законодательном поле. Будет составлен реестр легальных предприятий, а все остальные станут объектами для внимания налоговой администрации и милиции», - сказал Попович.
В министерстве подчеркивают, что правильный подход к безопасности выгоден и государству, и самому бизнесу. Ведь в случае возникновения неконтролируемой аварийной ситуации владелец несет огромные потери - зачастую последствия аварии для такого бизнеса летальны.
Фото Николая Сидорова из цикла "Уголь Донбасса"