Методы политического «съёма»
Основные участники предвыборной гонки перестали строить из себя монашек и начали свои избирательные кампании за несколько месяцев до их официального старта. Как и ожидалось, никаких пиар-технологических прорывов не наблюдается – из всего многообразия методов политического пикапа охочие до мандатов господа сделали ставку на проверенные временем средства. Поэтому ещё три месяца мы обречены наблюдать за их шаблонными и до боли предсказуемыми попытками «развести» электорат на любовь или хотя бы разовый её акт 28 октября.
Первая и, пожалуй, самая популярная стратегия общения с электоратом – коррупционно-торговая. Здесь вариантов немного: либо прямой подкуп по схеме «утром деньги, вечером стулья», либо соблазнение обещаниями отсроченного платежа («проголосуйте за нас и ваша жизнь «покращиться» уже сегодня). Наиболее последовательными сторонниками данной стратегии являются кандидаты от Партии регионов, поскольку правящее положение родимой партии даёт весомые «бонусы». Речь идёт прежде всего о доступе к админресурсу, а во-вторых – о возможности выдавать исполнение должностных функций за партийную благотворительность.
Если на высшем уровне ПР может подкинуть народу шесть миллиардов гривен в форме «витиных тысяч» и сделать вид, что это не подкуп (что действительно недоказуемо), то на местности всё выглядит куда грубее. Взять к примеру, луганского «человека Ефремова» Владимира Гончарова, который действует, как известная сорока из детской сказки: «кашу варила, деток кормила: это дала, этому дала, а этому не дала», но обязательно даст, стоит только попросить. Таких примеров – великое множество: в Первомайске дарит подарки Гарбуз, на Краснодонщине строит детские площадки Медяник и т.д. Традиционно повышенное внимание уделяется «окучиванию» слабозащищённых социальных групп: детям перепадают праздники, спортплощадки и прочая «развлекуха», старикам – продуктовые пакеты и бесплатные очки. В общем, «креативят» «регионалы» кто во что горазд.
В отличие от их торгового прагматизма, большинство оппозиционных кандидатов стремятся задавить электорат интеллектом, то есть заболтать. В этом состоит вторая избирательная стратегия. Если в результате подкупа избиратель получает хотя бы мизерную, но доступную на ощупь прибыль (например, кило гречки), то по итогам «интеллектуальной» обработки он может получить в лучшем случае моральное удовлетворение. Забалтывание происходит по шаблону «я не такой, как бывший, я лучше»: критика ныне правящей Партии регионов сопровождается не слишком внятной аргументацией насчёт собственных преимуществ. Этот метод съема электоральной пенки обходится дешевле, но требования к разговорно-думательным способностям кандидатов и их штабистов здесь на порядок выше. Пожалуй, единственным интересным «креативом» луганской оппозиции является проект «Луганскяма» «фронтовика» Игоря Лиски, имитирующий сотрудничество с народом и заодно демонстрирующий несостоятельность местной «бело-синей» власти. Правда, и тот оказался обновкой с чужого плеча, а именно - плеча российского оппозиционного политика Алексея Навального.
Вместе с коллегами по Объединённой оппозиции, «фронтовики» пытаются произвести впечатление честных и искренних ребят, выворачивая перед электоратом душу (простите, открывая списки). Ещё дальше пошли «вперёдовцы» Наталии Королевской, предоставив возможность простым смертным самим попасть в «народный список» путём подачи заявки или проголосовать за милых сердцу кандидатов (но не более трёх). Как сообщается на партийном сайте, заявки уже подали более тысячи сограждан (от Луганской области – 12), а более полумилиона поучаствовали в голосовании. Правда, и в штабе Королевской донашивают обноски, «позаимствовав» название партии из заголовка программной статьи Дмитрия Медведева «Россия, вперёд» трёхлетней давности.
В отличие от «регионалов» и остальных оппозиционеров, коммунисты решили не строить из себя «папиков» и не втираться в доверие, а давить на подсознание методами эдакого «красного НЛП». Видимо, в штабе КПУ считают, что голоса более-менее трезвомыслящих людей обеспечит неприятие Партии регионов и прочих кандидатов (будут голосовать по принципу «от противного»), а базовый электорат по прежнему отреагирует на условные сигналы (картинки, лозунги, имена).
Именно на подаче условных сигналов к подсознанию построено общение КПУ с завтрашними избирателями. Достаточно повертеть головой и посмотреть на содержание биллбордов КПУ, чтобы понять: ни подкупом, ни аргументацией здесь и не пахнет. Взять хотя бы биллборд с портретом Ленина и с лозунгом «Мир – народам, фабрики – рабочим, землю – крестьям, власть советам» - какой здесь «мессидж»? Неужели Симоненко и Килинкаров задумали свержение нынешнего государственного строя и передачу власти альтернативным органам-советам? Не похоже, хотя ленинский лозунг «Вся власть советам!» имел именно такое значение. А чего стоят заклинания КПУ о налоге на роскошь и «заможних» бандитах! Действительно ли Симоненко, козыряющий часами за 800 тысяч гривен, желает, как та унтер-офицерская вдова, сам себя высечь?.. Вне всякого сомнения: нынешняя агитация КПУ призвана не подкупать или убеждать избирателя, а вызывать у него ностальгию, приступы желания карать и прочие психоэмоциональные состояния, которые должны вылиться в действия 28 октября. В общем, под знаменем Ленина методами академика Павлова.
Но если все эти политические ужимки и прыжки столь ничтожны и примитивны, то почему мы наблюдаем их от выборов к выборам? Самый популярный ответ: потому что партийные штабы – убежища сирых и убогих, неспособных к разработке и использованию «продвинутых» технологий охмурения электората. Но это не более, чем комплимент самим себе – даже самые дурацкие средства будут в ходу, пока они работают, в данном случае – приносят электоральные дивиденды. А они пока ещё работают: несмотря на то, что (по данным Центра Разумкова) почти 15% украинцев идти в октябре на выборы не намерены (на Востоке страны таковых 17,3%), остальные так-сяк проголосуют – по любви или из чувства гражданского долга. Выборы состоятся, мандаты будут розданы. А значит, партийным бонзам нет смысла лезть из кожи вон, чтобы угодить избирателю: таскать с неба звёзды, петь под окнами серенады или рубить головы драконам. Достаточно раздать по пакету гречки, привезти пару «звезд» не первого эшелона с концертами и пообещать раскулачить крупный бизнес. Для результата в октябре этого хватит.
И если избирателю обидно, что перед выборами и после выборов с ним общаются как с крохобором или умственно отсталым, не стоит материть штабистов. В конечном итоге, их поведение зависит от наших реакций на него. И каждый раз, когда мы выстраиваемся в очередь за «халявными» куличами, подставляем уши под штабную лапшу и внимаем шарлатанским приворотам, мы даём согласие на следующий раз.