#НашВершинін: мариупольцы просят вернуть на должность главного патрульного полицейского
Активисты собрали около 600 подписей под открытым письмом к начальнику Департамента патрульной полиции Украины, чтобы вернуть на должность начальника Управления патрульной полиции Мариуполя Михаила Вершинина. Восточный вариант разобрался, что происходит, чем аргументируют активисты, и что думает сам Вершинин
В июле начальника Управления патрульной полиции Мариуполя Михаила Вершинина отстранили от службы на время расследования расследования преступлений его подчиненных. Узнав об этом, мариупольцы готовят открытое письмо к Евгению Жукову, начальнику Департамента патрульной полиции Украины, пишут посты поддержки в Facebook под хештегом #НашВершинін и публикуют общие фотографии.
Что случилось?
В начале июля Государственное бюро расследований и Служба безопасности Украины задержали в Донецкой области четырех правоохранителей, которые занимались незаконным оборотом наркотиков и вымогали взятки от наркоторговцев. В ходе досудебного расследования задокументировано пять эпизодов противоправной деятельности и проведены обыски в служебных кабинетах Управления патрульной полиции. Михаил Вершинин комментировал, что его отстранение связано с этим расследованием. Полиция официально об отстранении не заявляла.
«Восточный вариант» пообщался с мариупольцами, которые выступили в поддержку Михаила Вершинина, и спросили его, как он к этому относится.
«Человек, соответствующий моему представлению о хорошем копе»
Фото Радио Свобода
Сбор подписей на своей странице в Facebook организовала создательница арт-платформы «ТЮ» Диана Берг. В открытом письме она отмечает, что «общественность города беспокоит возможность отстранения Вершинина».
«С момента его отстранения ситуация в городе значительно обострилась, возросло количество преступлений, улицы города стали более опасными: поджоги автомобилей, минирование, нападения, ДТП и преступления на почве ненависти», — написано в обращении.
Диана Берг говорит, что верит в силу публичного высказывания.
«Решила поддержать, потому что Вершинин — это человек, абсолютно соответствующий моему представлению о хорошем копе из новой полиции. Мы сперва собирали физические подписи, но пришла идея открытого письма, и теперь я вижу, что также думают сотни людей в городе. Я верю в розголос и силу публичного высказывания. Мы так пять лет назад поддержали Равликов (партизанский отряд из Донецка — «Восточный вариант»), и это помогло, и сейчас тоже поможет. Не только само по себе письмо, но и количество тех, кому не все равно. Когда под 1000 человек вступаются за копа, это не может пройти незамеченным», — считает Диана.
Сбор подписей планируют закрыть в среду и тогда же отправить начальнику Департамента патрульной полиции Украины Евгению Жукову.
«Он тот, кто смотрит с тобой в одном направлении»
Дмитрий Чичера / Фото: из архива Дмитрия Чичеры
В поддержку Михаила Вершинина также выступил волонтер, основатель коворкинга «Халабуда» Дмитрий Чичера. В «Халабуде» неоднократно проходили открытые встречи патрульных полицейских и громады города.
«Я познакомился с Вершининым когда он защищал Мариуполь с оружием в руках. Я, как волонтер, снабжал подразделения вокруг Мариуполя всем возможным. От картошки до тепловизоров. На фронте и познакомился. Спокойный, уравновешенный, всегда по делу. Приехал выгрузился, пожали руки, выпили чай, составили список.Так наше сотрудничество и продолжалось. Когда он появился в патрульной полиции, я был рад, так как наш уровень доверия был уже сложен, по сути, также как и предыдущим руководителем патрульной полиции. Мы активно участвовали в становлении патрульной полиции. Мы помогали всей «Халабудой». Предоставляли помещение для проведения мероприятий, помогали презентационный оборудованием, подбирали тренеров для обучения новых патрульных. На нашей территории проходили открытые встречи с руководством патрульной полиции», — вспоминает Дмитрий Чичера.
По его мнению, такая работа была бы невозможна без полноценного руководителя.
«И поэтому он наш. Он тот, которого ты видишь. Он тот, который жмет тебе руку. Он тот, который смотрит с тобой в одном направлении. И так нельзя сказать ни про одного руководителя силовых структур, да и администрации города и области. Не видно их в обычной жизни. Только на праздник далеко на сцене. И я верю, что подписи помогут», — считает Дмитрий Чичера.
«Не стал типичным полицейским чиновником»
Евгений Сосновский / Фото: из архива Евгения Сосновского
«Действительно, надеюсь, что обращение с подписями, как и волна сообщений в Facebook в поддержку Михаила, могут сыграть свою роль. Весной 2014 года мне приходилось сталкиваться с полицией и есть, что сравнивать. И несмотря на то, что и нынешняя полиция пока далека от идеала, я вижу, что, как минимум, в Мариуполе на службу пришло много достойных ребят и девушек, в том числе и те, которых знаю лично. Как знаю и Михаила, который, к счастью, не стал типичным "полицейским чиновником" и во многом благодаря которому мариупольская патрульная полиция стала такой, какой она есть сейчас, включая ее социальную направленность и работу в постоянном контакте с жителями города. Большое количество поддержавших Михаила говорит о том уважении, которым он пользуется и среди своих коллег, и среди мариупольцев. Ну, а если вспомнить весь послужной список Михаила, начиная с 2014 года, то какие-либо сомнения в его порядочности, как человека и как руководителя ПП отметаются сами собой», — говорит Евгений Сосновский.
В то же время мариупольцы считают, что не за все правонарушения подчиненных должен отвечать руководитель.
«Как я уже написал, недостатки у нашей патрульки есть. Но далеко не за все ошибки и правонарушения подчиненных должен отвечать руководитель. Тем более, что столичные чины не спешат отвечать за свои собственные ошибки и ошибки своих подчиненных. Поэтому полное отстранение Михаила, если такое произойдет, я буду расценивать только как нечистые методы борьбы с "непослушными" и принципиальными сотрудниками полиции, которыми не брезгует пользоваться нынешняя "власть"», — добавляет Евгений.
«Нужен проверенный человек»
Александр Костюченко / Фото: из архива Александра Костюченко
Мариупольский предприниматель Александр Костюченко знаком с Вершининым с самого начала его работы на должности начальника Управления патрульной полиции города.
«Была у нас уже в 2017 году первая совместная акция с патрульной полицией. Мы, мирные граждане, патрулировали на 9 мая в Мариуполе вместе с полицией. Поддерживали порядок, чтобы не было никаких провокаций. Потом предложили активистам патрулировать вместе, выезжать на дежурство. Я лично тоже два года назад участвовал. Это тоже большую роль [играет] в таких вот вещах, показывает работу патрульной полиции. В этом немалая роль была Вершинина, потому что командир. А от командира многое зависит», — говорит Александр Костюченко.
По мнению Костюченко, отстранение Вершинина может быть связано с местными выборами, которые пройдут осенью этого года.
«Есть подозрение, что [Михаила отстранили] как только обозначилась дата предстоящих выборов в местные советы, а очень большую роль в поддержании порядка будут иметь именно патрульная полиция. Мы боимся, что просто поставят человека, который будет, скажем так, не очень объективно относиться к нарушениям и будет предвзято относиться к обычным гражданам и наоборот скрывать преступления на самих выборах. Чтобы не допустить такого, нужен проверенный человек», — говорит Александр Костюченко.
«У него нулевая терпимость к коррупции, взяткам, наркотикам»
Кирилл Долимбаев / Фото: из архива Кирилла Долимбаева
Волонтер Кирилл Долимбаев считает, что Вершинин не мог покрывать взяточничество подчиненных и его вина в том, что недостаточно контролировал подчиненных.
«У Вершинина нулевая терпимость к коррупции, взяткам и наркотикам. Когда эта ситуация случилась, зная его твердую жизненную позицию, мы посчитали, что он к этому преступлению отношения не имеет. Но, опять же, у нас в стране действует презумпция невиновности, если есть вина — пусть доказывает суд. Но то, что он является образцовым руководителем, при котором патрульная полиция работает слаженно и для громады… Мы решили поддержать его в этом. Пусть будет на службе. Если посчитает ГБР или другие органы, что он виноват, в суде докажут… Ну что — это закон», — говорит Кирилл Долимбаев.
«Мы вообще не верим, что он связан. С наркотиками он полностью не связан. Его причастность к каким-то взяткам, как сейчас пишут с противоположной позиции, что без руководителя не может такого происходить. Мое субъективное мнение: это происходило без его участия. но, конечно, его упущение в том, что, наверное, слабо контролировал. Но это не является административным либо уголовным нарушением. Он уже, я думаю, пересмотрит свою позицию», — говорит Кирилл Долимбаев.
«Мы просто делали свою работу»
Михаил Вершинин признается, что не ожидал такой поддержки от мариупольцев.
Всего под открытым письмом собрано около 600 подписей, которые поставили мариупольские активисты, журналисты, предприниматели, полицейские, волонтеры, учителя, врачи и так далее.
«Для меня це дещо несподівано, бо я ніколи не ставив за мету подобатися. Ми просто робили свою роботу, і я дуже вдячний, що громада так потужно підтримала по суті як мене, так і нашу команду. Це означає, що люди, яким не все одно, підтримують копів, кому не все однаково. Це дуже мотивує. Я неймовірно вдячний за таку оцінку. Це насправді “поліція та громада”», — говорит Вершинин.
Сейчас он находится в отпуске и занимается волонтерской деятельностью.
«Був волонтером у дитячому таборі мальтійських рятівників, за запрошення у який дуже вдячний мальтійцям. Вони роблять найголовнішу справу, виховують в дітях людяність та любов до України», — добавил Михаил Вершинин.
«Восточный вариант» отправил запрос в Департамент патрульной полиции Украины с просьбой подробно разъяснить ситуацию.
Татьяна Жук, Восточный вариант