Мариуполь создает новую транспортную схему: в чем проблема и что изменится
Рассказываем, что не так с транспортной схемой “Азовской жемчужины” и как это исправить
Дизайнер Константин Череповский работает в IT-индустрии, а в свободное время разрабатывает транспортные схемы для разных городов Украины.
В октябре прошлого года к нему обратились сотрудники департамента транспорта и связи Мариупольского городского совета с просьбой сделать схему и для Мариуполя.
Константин сразу взялся за работу, а вот в профильном департаменте проект решили отложить.
“Город стереотипов”
Константин никогда не бывал в Мариуполе, а из крупных промышленных городов лично посетил Донецк во время Чемпионата Европы по футболу в 2012 году и Кривой Рог. И если Донецк оставил не самые плохие впечатления, то Кривой Рог запомнился "присутствием заводов".
“Мои обрывочные знания о Мариуполе складывались в картину большого спальника, куда рабочие “Азовстали” и “Ильича” ездят переночевать. Не хочу обидеть мариупольцев, но на то они и стереотипы. Очень надеюсь, и есть основания верить, что я ошибался”, – говорит Константин.
Когда к нему обратились из мариупольского департамента транспорта и связи, он воспринял это, как знак свыше, и приступил к работе немедленно. Тогда дизайнер еще не знал, что в городе собираются отменить часть маршрутов и добавить совершенно новые.
Он, как дизайнер, лишь придает уже разработанной схеме дизайн, которым будет удобно пользоваться горожанам, например, при выборе нужного автобуса на остановке.
За то, как, откуда и куда будут двигаться те или иные маршруты, отвечает уже департамент транспорта и связи города.
На разработку транспортной схемы у него ушло четыре с половиной месяца, но Константин работал над ней только когда было свободное время и вдохновение.
Что не так с нынешней транспортной схемой Мариуполя?
В существующей схеме есть несколько минусов, о которых рассказал дизайнер.
“Во-первых, разделение по видам транспорта - каждому зачем-то своя схема. Это абсурдно хотя бы потому, что никто в нормальных обстоятельствах не ставит перед собой задачу поехать куда-нибудь именно на троллейбусе или, допустим, во что бы то ни стало на трамвае. Человек просто хочет куда-то доехать и схема должна описывать все доступные маршруты.
Во-вторых, обе существующие схемы изображены безо всякой привязки к важным ориентирам: предприятиям, морю. Вместо этого на них зачем-то нанесены депо. Видно, что над ними работал фанат транспорта, но не навигации”, – объясняет Константин.
Но отмечает, что создатели нынешней схемы все равно молодцы.
Второй по сложности проект, после Киева
Когда дизайнер приступил к разработке новой схемы, то столкнулся с несколькими проблемами – пустыми площадями между районами, огромным металлургическим комбинатом в центре схемы и морем, которое занимает почти треть места на схеме.
Самый сложный аспект – скопление маршрутов на отдельных участках карты, из-за чего не оставалось места для подписи к остановкам. В то же время огромное количество частного и муниципального транспорта привело к тому, что наносить номера вдоль линий движения стало непростой задачей.
Из-за нагруженности схемы Константину пришлось отказаться от обозначения на карте второстепенных ориентиров и уличной сетки.
Работу немного облегчил сайт martrans.gov.ua, где отображены все действующие городские маршруты и можно отследить перемещение транспорта в режиме реального времени.
“Можно сказать, что Мариуполь — второй по сложности проект в транспортной навигации, за который мне приходилось браться, после Киева. При этом результат мне нравится больше”, - признается Константин.
"Сейчас мы доводим новую схему до логического конца"
В итоге у него получилось отобразить на одной схеме более 70 маршрутов, включая не только весь муниципальный транспорт, но и частные маршрутные такси. Для простоты использования схемы, на ней отмечены крупные ориентиры – водоемы, зеленые зоны и металлургические комбинаты.
Также Константин использовал узнаваемый "мариупольский шрифт" и айдентику – элементы нового городского стиля. Треть карты, занимаемой морем, была отдана под легенду схемы. В легенде к перечню маршрутов Константин добавил и примерные интервалы движения транспорта, чтобы пассажиры могли планировать не только маршрут перемещения, но и время.
Когда работа над новой схемой закончилась, он узнал, что в Мариуполе появляются новые маршруты, а некоторые старые исключаются. Но Константин не сильно расстроился, поскольку считал, что его наработки могли бы еще пригодиться. В конце концов так и получилось.
“Город снова со мной связался, и прямо сейчас мы работаем над доведением схемы до логического конца. На этот раз в рамках сотрудничества, а не на энтузиазме. Если честно, до сих пор не могу в это поверить: настолько предыдущий опыт разочаровал меня в заинтересованности со стороны городов. Увы, но ни в Киеве, ни в Виннице, ни в Сумах, ни в Ровно, ни в Черкассах, ни в Кропивницком, для каждого из которых я в свое время что-то делал просто так, не проявили особого интереса, несмотря на мои попытки предложить им мои работы совершенно бесплатно, а в отдельных случаях даже на шум в медиа. Мариуполь в этом плане удивил и, надеюсь, удивит еще, – отмечает Константин.
В этом году Константин Череповский планирует побывать в Мариуполе, хотя город расположен совсем в другой стороне от запланированных маршрутов путешествий.
“Юг Украины для меня до сих пор остается загадкой за исключением Одессы. Кто знает, возможно, все это сложится в какое-нибудь путешествие”, - резюмирует Константин.
Восточный вариант