Украинские города, которые в большинстве своем уже прошли стадию политической и культурной идентификации, начинают конкурировать между собой в имиджевом плане. Борьба разворачивается не только за туристов, но и за инвесторов, огромные усилия вкладываются в формирование бизнес-климата. Львов, безусловно, в числе лидеров этой гонки.
«НАДО СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ЛУЧШЕ»
К концу 2012 года власти обещают разработать бренд города Луганска. Как сообщил заместитель луганского городского головы Заза Зухбая, работать над проектом будут представители Немецкого общества международного сотрудничества GIZ – причем бесплатно. По словам эксперта GIZ по разработке концепции брендов городов и регионов и разработке маркетинговых стратегий продвижения территорий Евгения Клисенко, у него пока с Луганском ассоциируется мысль «надо сделать что-то лучше».
Действительно, хорошее определение. Точнее, как говорится, не скажешь.
Пока Киев, Ивано-Франковск и Луганск думают, Днепропетровск уже представляется «городом твоих мечтаний» (стоимость разработки – более 90 тысяч гривен), Донецк утвердил слоган «Open your mind – open Donetsk!». Пока в авангарде имиджевой работы, безусловно, крупнейшие города-миллионники. Некоторым повезло больше других - УЕФА выделает 500 млн. евро на пиар городов, которые будут принимать чемпионат по футболу ЕВРО-2012.
Однако до Луганска тоже постепенно «доходит» важность работы над репутацией. Дошло до того, что первые чиновники региона публично обижаются, когда Луганск в очередной раз попадает в антирейтинги СМИ. Никому не хочется носить ярлыки «самого бедного», «неухоженного» и так далее. Сейчас репутация городов и регионов во многом зависит именно от политиков, их креативности и прогрессивности.
Но, безусловно, в авангарде этого процесса Львов. Город, в котором находится 95% украинского списка объектов ЮНЕСКО, в 2012 году будет принимать матчи ЕВРО-2012. Власти Львова уже активно взялись за пиар.
«Благодаря Евро-2012 мы имеем новый стадион, дороги, терминал аэропорта. Но за последние 3 года не получили ни копейки из государственного бюджета на восстановление исторического наследия. Это жемчужина, бриллиант, который имеет государство. Чтобы отремонтировать то, что есть, нужно потратить в несколько раз больше, чем на постройку нового. Но я надеюсь, что мы будем получать деньги на восстановление исторического наследия, и тогда город «заблестит», - говорит мэр Львова Садовый.
ЛЬВОВ, С КОТОРЫМ СТОИТ ПОЗНАКОМИТЬСЯ
По словам заместителя Львовского мэра Василия Косива, туризм и сфера IT признаны стратегическими направлениями развития и города, а значит, на развитие двух этих сфер делается основной упор. Львовская политехника стала абсолютным лидером по количеству поданных заявлений абитуриентов в 2011 году. И хотя сам Косив считает, что IT-образованию во Львове еще есть куда расти, тем не менее, хорошее его качество и удобное географическое расположение города, «ментальная близость», как выразился заместитель мэра, к Европе, дают Львову дополнительные бонусы.
Во Львовской мэрии понимают, что интерес, который вызовет город в контексте Евро-2012 – это только начало. За последние 5 лет поток туристов уже вырос в несколько раз, и в 2011 году там ожидают около 1 миллиона приезжих. На улицах очень часто можно слышать польскую, немецкую и английскую речь. В историческим центре указатели с названиями улиц уже содержат и надписи латиницей, туристические сайты имеют англоязычные версии. Практически круглый год во Львове проводят фестивали и конкурсы, всяческие массовые мероприятия, чтобы любому туристу, который попадет в город, было куда пойти и на что посмотреть. В здании мэрии специально открыт информационно-туристический центр, в котором на украинском, английском, немецком и русском языках можно узнать о самых интересных событиях, лучших гостиницах, ресторанах, бесплатно получить карту города и куда просто можно обратиться за помощью.
И пусть все это сосредоточено в историческом центре, за пределами которого украинцы живут такой же жизнью, как и в Луганске, но тем не менее, использование исторических фишек и заработок на них – правильная стратегия, которая привлекает все больше и больше туристов. Им там рады и они везут туда деньги, развивая сферу обслуживания.
К примеру, Львов сейчас приглашает в гости журналистов из других городов Украины – Луганска, Донецка; в Харькове в сентябре провели «Дни Львова». Стоит отметить, что свою лепту в организацию таких поездок вкладывает и львовский бизнес – например, компания «Галичина», - один из лидеров украинского рынка молочных продуктов, которая, к слову наращивает продажи и в Луганском регионе. И бизнес, и власти города заинтересованы в том, чтобы о Львове знали больше и чаще в него приезжали.
Расписание фестивалей во Львове готовится на год вперед. Тут и кофе, и пиво, и театры, танцы, и шоколад, и пампушки, и хлеб, ремесла, и карнавалы, и фильмы, и книги и огромное количество других направлений. В общем, как и в любом городе, каждый может найти себе развлечение по вкусу.
Такая же политика и у львовских ресторанов – многие из них уже давно привлекают гостей не только кухней, но и «культурными фишками». Безусловно, рестораны в исторической части Львова ориентированы на туристов, но именно в этом контексте виден креативный подход к бизнесу. Десятки кофеен в историческим центре, в каждой из них в кофейной карте – по 20-30 видов кофе, не меньше десятка видов тортов и всего прочего – вот вам и круглогодичный «фестиваль кофе».
Множество заведений смело привлекают туристов своими историческими акцентами. Например, ресторан «Катівня» расположен на территории монастиря бернардинцев, в нем в качестве антуража развешены орудия пыток, там «казнят колбасу» при помощи гильотины. Пивной ресторан «Moon’s Piuse» - в здании бывшего армянского банка, около церкви и - внимание - никаких скандалов насчет попрания исторического наследия, везде чистота и порядок. В таких заведениях гостям могут провести экскурсию и рассказать об экспонатах, об элементах интерьера; продумано все, вплоть до дизайна санузлов. Здесь обычная еда превращается в интересное приключение, туда ходят не только поесть, но и посмотреть.
Ресторан «Сало» во Львове - образец постмодерна. В холле – мини-музей «совеременного искусства» на тему традиционного украинского блюда, сердце из сала, аллюзии с «Голубом салом» Сорокина и при этом – песни в исполнении Поплавского. Естественно, про сало.
Фото из ЖЖ frankensstein
И, конечно же, легендарная «Криївка», где на входе стоит охранник и спрашивает, нет ли среди желающий войти москалей. Сюда туристы выстраиваются в очередь. Там же можно купить сувениры националистической тематики, и там их покупают.
ПИСАНКОВЫЙ ЛЕВ КАК ПАМЯТНИК БЫДЛУ
Писанковый лев на ул. Буденного в Луганске на днях подвергся очередному нападению вандалов. В очередной раз из городского бюджета выделяют деньги на реконструкцию подарка, который луганчанам переслали в 2010 году из Львова в знак дружбы. А пока луганская мэрия стоит планы насчет того, как еще можно украсить улицу Буденного в Луганске, мэр Львова Андрей Садовый, узнав о печальной участи подарка в Луганске, обещает в следующем году передать городу статую из «сверхпрочного материала». Садовый допускает, что таким «нестандартным» способом гопники в Луганске выражают «свою любовь».
Кстати, алкоголь после 22-00 в магазинах Львова не продают. Несмотря на то, что изначально такое решение горсовета вызвало возмущение среди предпринимателей, в целом запрет соблюдается, пьяной гопоты в центре нет. Однако, приложив совсем немного усилий, злачные точки можно найти даже в историческом районе города. Контингент там такой же, как и около любой круглосуточной наливайки в Луганске.
«САХАР ЗАКОНЧИЛСЯ»
Во Львовской мэрии говорят, что слабая работа Киева по внутренней интеграции Украины ведет к тому, что на противоречиях играют политики. «То, что мы не общаемся, политики используют в своих целях и красят одних в один цвет, других - в другой. Но на самом же деле мы все одинаковые, любим нашу страну», - говорит, казалось бы, банальные вещи мэр Львова Андрей Садовый.
Туристов в городе много, в том числе русскоязычных, в частности, из восточной Украины. Однако мешает луганчанам «познакомиться» со Львовом, например, «Укрзализница». Дорога в поезде до Львова из Луганска – это просто катастрофа. Старые, вонючие вагоны, щели в окнах толщиной в палец, сквозняки. И если в одном из вагонов с благословения начальника поезда проводник торгует пивом, то в соседнем вагоне предлагают только чай без сахара. В ответ на изумленное «А почему без сахара?» проводница с абсолютно каменным лицом отвечает «Закончился». Впереди 27 часов в пути.
По пути обратно в журналистском купе развернулся невеселый разговор о том, что же показать львовским коллегам, когда те приедут с ответным визитом в Луганск, который запланирован на следующий год. Луганск, безусловно, не имеет такого исторического бэкграунда, да и то, что имеет, зачастую в запущенном состоянии. В Луганске тоже есть какой-никакой исторический центр, но ведь туда же стыдно приглашать гостей. А что им показывать – памятники Ленину во всех позах? Огромное количество новостроек - металлопластиковых коробок - в центре города? Воняющие на десятки километров заводы-гиганты? Рассказывать об абсолютно демонических событиях вроде откушенных на сессии горсовета пальцах?
Хотя, что-что, а заводы как раз показать и можно. Среди них есть современнейшие производства, оснащенные передовыми технологиями. Среди луганских бизнесменов уже множество людей с «лоском» - тех, кто знает несколько иностранных языков и не стучит туфлями по трибунам. Но вряд ли этим можно удивить.
Луганску, городу сравнительно молодому, но при этом во многом глубоко советскому нужно смотреть в будущее.
Но способность региональных чиновников делать это можно подвергнуть сомнению. Чего стоит только парад предприятий, который проводили на День города в сентябре. Фотографии, на которых запечатлены руководители города и области, машущие руками проходящей колоне рабочих, могут вызывать если не шок, то как минимум отвращение. Эти чиновники, видимо, мировоззренчески застряли в 80-х годах прошлого столетия, и сейчас, спустя 30 лет дорвались, дослужились до права стоять на трибуне, а не шагать в принудительном марше по площади.
Эти люди, обильно снабженные импортными машинами, телефонами, костюмами читают с бумажек поздравления а-ля СССР на дежурных митингах, все время говорят о «луганском характере», «трудовом народе» и его подвигах, «героическом прошлом» и прочих банальностях.
Луганск, безусловно, к «высшей лиге» украинских городов не относится ни экономически, ни политически, ни культурно. Однако сейчас, когда города-тяжеловесы начинают промо-кампании, стоит подумать о том, что придет время и луганского матча.
Львову удается совмещать в своей имиджевой работе и элемент историчности, и прогресса. Кто думает об имидже Луганска? Под нацкультурой у нас понимают почему-то попсовую шароварщину, под политикой - ущербный монолог об «отстаивании своих прав», в экономическом смысле Луганск – своеобразное «Задонечье». Не стоит, впрочем, перегибать палку с негативом. Есть и проявления чего-то иного – новые люди в искусстве, молодые политики, успешные бизнесмены. Все есть.
Мэр Львова Андрей Садовый переживает, что события 9 Мая навредили имиджу города. Однако любой мало-мальски смыслящий человек понимает, что отвратительная провокация может отвадить только излишне впечатлительных россиян, которые еще доверяют телевидению и не умеют пользоваться интернетом. Ну и повлиять на умы, конечно же, любителей российского ТВ на востоке Украины.
Можно ли построить имидж Луганска на советских «культурных акцентах» вроде Ворошилова и «Молодой гвардии»? Нет. Но региональные власти с упорством, достойным лучшего применения, продолжают топтаться на месте. Репутационная пропасть становится все глубже.
Якою буде вступна кампанія для абітурієнтів із тимчасово окупованих територій? У які українські заклади вищої… Read More
Рибалкін Володимир Миколайович родом з Донеччини. Учасник АТО, активіст та волонтер. Відомий як журналіст-антикорупціонер та… Read More
5 травня 2014 року в Бердянську був створений батальйон патрульної служби міліції особливого призначення «Азов».… Read More
Олексій Алчевський — український банкір, фінансист-реформатор, промисловець, меценат, засновник гірничих і металургійних підприємств на Донеччині… Read More
25 квітня Верховна Рада України проголосувала за закон «Про внесення змін до Кодексу законів про… Read More
Випадки насильницьких зникнень та свавільних затримань українців на тимчасово окупованих територіях стають все більш масовими… Read More
This website uses cookies.