«ЛУГАНСКТЕПЛОВОЗ»: ПРИВЫЧКА ПРОДАВАТЬ
На 15 июня был проведен очередной «тур» приватизации в Украине. Продавали 76-процентный пакет акций ОАО ХК «Лугансктепловоз» – крупнейшего промпредприятия Луганска. Но уже сейчас понятно, что за один день с заводом все не решится. В «застойные времена» на «Лугансктепловозе» работали более 30 тысяч человек, фактически в каждой луганской семье был работник этого завода. Именно поэтому решение судьбы завода – важнейший региональный политический фактор.
ДЛЯ СТАРТА
Основан «Лугансктепловоз» был еще в 1896 году немцем Густавом Гартманом, в 1900 году был выпущен первый паровоз, в 1928-1933 годах завод реконструировали – по своей технической оснащенности новый завод был на то время самым совершенным в мире и наибольшим в Европе. В 1943 году, после освобождения города от немцев, начинается восстановление предприятия, а в 1945-м выпущен первый послевоенный паровоз – такой, как установлен около центральной проходной. В 1958 году завод переименован в тепловозостроительный. С 1992 года переключился на создание и освоение производства новых видов рельсового транспорта для железной дороги, городского коммунального хозяйства и горнорудной промышленности.
19 мая 1995 года Президент Украины издал Указ «О создании Государственной холдинговой компании «Лугансктепловоз».
Тогда же началась приватизация предприятия. Около 4% акций были проданы по льготной подписке работникам компании, на ваучерных аукционах. В 1996-1998 гг. государство лишилось еще 20% акций завода (пакет распродали на фондовых биржах), в госсобственности осталось около 76% акций «Лугансктепловоза». С 1998 года ФГИ предпринимал несколько неудачных попыток продать госпакет «Лугансктепловоза» — в одних случаях не было покупателей, в других — предприятие становилось предметом политических разборок.
ПЕРВАЯ ПОПЫТКА
15 августа 2001 г. в газете «Ведомости приватизации» было опубликовано объявление о проведении конкурса по продаже пакета акций ХК «Лугансктепловоз». 76% уставного фонда предлагалось купить по номинальной стоимости – за 41,6 млн. грн. Показатели деятельности завода на тот момент говорили о продолжающемся кризисе. Фиксированные условия конкурса предполагали также погашение задолженности перед бюджетом (17,7 млн. грн.), внебюджетным фондам (2,5 млн. грн.), сотрудникам предприятия (7 млн. грн.) в течение года с момента подписания договора купли-продажи.
Согласно утвержденным квалификационным требованиям покупатель должен был на протяжении не менее, чем 3 лет осуществлять деятельность по производству железнодорожных и трамвайных локомотивов, оптовой торговли, посредничества в торговле железнодорожными и трамвайными локомотивами и подвижным составом, а также не менее 1 года контролировать аналогичное предприятие. К участию в приватизации не допускались компании, зарегистрированные в оффшорных зонах.
В ходе проведения конкурса оказалось, что заявку на участие подала только одна компания, которая не была оценена фондом государственного имущества как квалифицированный инвестор. Этой компанией была холдинговая компания «АвтоКрАЗ», находящаяся в сфере влияния Константина Жеваго (тогда – «Наша Украина», сейчас – БЮТ).
Фонд государственного имущества признал конкурс не состоявшимся, и это решение Жеваго оспорил в суде.
Тогдашний председатель Луганской областной государственной администрации Александр Ефремов ясно дал понять, что выступает против вхождения «АвтоКрАЗа» Жеваго в «Лугансктепловоз», и обратился к руководству страны с просьбой приостановить приватизацию завода и передать госпакет в управление обладминистрации. А после встречи с луганским губернатором президент «Уральской горно-металлургической компании» Искандер Махмудов объявил о намерении приобрести все те же 76% акций «Лугансктепловоза», хотя ранее, на стадии подготовки первого конкурса, такие заявления не звучали.
В октябре 2001 г. по иску акционера «АвтоКрАЗа» Печерский районный суд Киева обязал ФГИ признать единственного претендента победителем конкурса. Фонд решение обжаловал. В июле 2002 г. уже Киевский апелляционный хозяйственный суд обязал ФГИ признать «АвтоКрАЗ» победителем конкурса, а в августе 2002 г. ФГИ подал кассационную жалобу на решение Апелляционного суда в Верховный суд, который благополучно отправил дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции.
Разбирательства продолжались до 2006 года.
Верховный суд 23 ноября 2006 года подтвердил вердикт Высшего административного суда (от 18 сентября), который, рассматривая спор между ФГИ и Генпрокуратурой, признал законным объявление и проведение конкурса. Решение Высшего админсуда было принято как раз накануне проведения второго конкурса по продаже 76% «Лугансктепловоза», продававшегося по стартовой цене 292 млн. грн., явным фаворитом на победу в котором из-за специфических дополнительных условий были россияне.
Стоит отметить, что, несмотря на эту тактическую победу, 6 декабря ВР утвердила список объектов для приватизации в 2007 году, в который был внесен и «Лугансктепловоз».
Однако уже в декабре Верховный суд ставит в деле окончательную точку. ВСУ удовлетворил кассационную жалобу Фонда госимущества на решения Хозяйственного и Апелляционного судов Киева, фактически отказав Жеваго в признании «АвтоКрАЗа» участником и победителем конкурса. Решение Верховного суда окончательно лишало Жеваго шансов заполучить завод по судебной схеме и обжалованию уже не подлежало.
И только после вышеупомянутого решения ВСУ в 2006 году власти начали публично обсуждать дальнейшую судьбу завода.
МУТНОЕ СП
Уже в сентябре 2006 года ожидалось проведение второго конкурса по продаже завода, несмотря на продолжающиеся судебные тяжбы. Тем временем, в структурах власти наметились разногласия по поводу приватизации предприятия. Так, в сентябре вице-премьер-министр Андрей Клюев заявил, что на базе «Лугансктепловоза» возможно создание совместного предприятия. Тогдашний премьер Виктор Янукович подтвердил это, решив приостановить тендер и проверить его на предмет прозрачности. Глава фонда госимущества Валентина Семенюк тогда заявила что создание СП может быть способом «дерибана предприятия». Тем не менее, 18 сентября премьер-министр Виктор Янукович, пребывая с визитом в Луганской области, сообщил, что и продажа «Лугансктепловоза» все же отменяется. По словам руководителя правительства, такое решение вызвано желанием удостовериться, что приватизация будет прозрачной и соответствующей национальным интересам Украины. «Когда мы убедимся, примем соответствующее решение», — подытожил премьер.
В прессе писали, что вопрос о создании СП рассматривался в рамках готовности «Укрзализныци» делать заказ «Лугансктепловозу» на 2 млрд. грн. ежегодно – дескать, при такой конфигурации госполитики вовсе не обязательно завод продавать, ведь тогда эти деньги придется платить частной компании, да еще и российской. Уже тогда и аналитики, и пресса сходились в выводах о том, что российский Трансмашхолдинг» – явный фаворит конкурса, исходя хотя бы из его условий.
Кроме того, проведение конкурса оспорила и сама «Укрзализныця» – запрет суда на проведение конкурса по этому иску действовал до 22 марта 2007 года.
ВТОРОЙ КОНКУРС
23 марта 2007 года – весьма оперативно – Фонд государственного имущества Украины продал российскому ЗАО «Управляющая компания «БМЗ», подконтрольному миллиардеру Искандеру Махмудову, государственные 76% акций холдинговой компании «Лугансктепловоз», не допустив к участию в конкурсе группу «Приват» Игоря Коломойского. В финальную часть конкурса из четырех претендентов — российских ОАО «Демиховский машиностроительный завод» и ЗАО «Управляющая компания «Брянский машзавод», а также украинских ОАО «Марганецкий ГОК» и ОАО «Днепровагонмаш», – были допущены только представители РФ, которые, собственно, связаны непосредственно с компанией «Трансмашхолдинг» Искандера Махмудова. Торг был коротким – при стартовой цене 292 млн. грн. «Лугансктепловоз» был приобретен ЗАО «Управляющая компания «БМЗ» за 292,5 млн. грн.
Естественно, предприятия, которые не были допущены к конкурсу, оспорили его в суде. В самом же «Лугансктепловозе» приходу «Трансмашхолдинга» публично радовались.
«Для нас главное, что покупателем стал профильный инвестор, благодаря которому мы можем сконцентрировать финансовые и инженерные мощности. Совместная работа с Брянским машиностроительным заводом дает нам толчок вперед», — говорил председатель правления «Лугансктепловоза» Виктор Быкадоров.
В апреле Всемирный банк оценил приватизацию «Лугансктепловоза» как непрозрачную и неконкурентную, и тогда же аналогичную оценку проведенному ведомством Валентины Семенюк аукциону дал Президент Виктор Ющенко, заявив, что продажа холдинговой компании прошла «в кулуарном режиме». Вслед за этим последовало обращение главы государства в Генеральную прокуратуру и Службу безопасности Украины с просьбой изучить обстоятельства приватизации предприятия. Похоже, что майское обращение Генпрокуратуры в суд стало следствием общения с Президентом.
Уже в мае 2007 года Генеральная прокуратура подала в Хозяйственный суд Киева иск к Фонду госимущества с требованием вернуть в госсобственность 76% акций «Лугансктепловоза» – требовала признать недействительным договор купли-продажи между ФГИУ и ЗАО «Управляющая компания «БМЗ» и обязать покупателя вернуть их приватизационному ведомству, истец просит суд наложить арест на проданный 76%-ный пакет. Аргументы ГПУ были схожи с мнением оказавшихся за бортом конкурса украинских бизнесменов – Фонд госимущества необоснованно не допустил к участию в конкурсе Марганецкий ГОК, хотя это предприятие соответствовало его дополнительным требованиям, тем самым искусственно сузив число претендентов и лишив государство возможности получить максимальный эффект от продажи акций. Кроме того, приватизационное ведомство не приняло к сведению информацию СБУ о связи между двумя российскими претендентами, подконтрольными одной структуре — ЗАО «Трансмашхолдинг». Наконец, по мнению Генпрокуратуры, Фонд не обеспечил информационной открытости аукциона, поскольку после снятия судебного запрета на его проведение не подготовил информационное сообщение о возобновлении приватизационного процесса.
Уже 25 июня 2007 года Хозсуд Киева признал недействительным договор купли-продажи 76% акций завода и обязал покупателя – ЗАО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод» вернуть акции Фонду госимущества. А 8 ноября уже Высший хозсуд Украины подтверждает это решение, отклонив кассационные жалобы ФГИ и Брянского машиностроительного завода. После дело ушло в Верховный суд Украины, который 27 декабря 2007 года поставил в нем жирную точку.
Затем «Трансмашхолдинг» устами Виктора Быкадорова заявил, что намерен продолжить борьбу за предприятие. Также покупатель не спешил возвращать акции, требуя возврата денег, заплаченных за завод. И только 29 сентября Хозяйственный суд Луганской области принял решение об истребовании 76% акций ОАО «Холдинговая компания «Лугансктепловоз» из владения ЗАО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод» (Россия) и обязал регистратора – компанию «Центр-Регистратор» внести его в реестр акционеров ОАО в качестве владельца 76% акций.
Однако можно сказать, что дело с предыдущим конкурсом еще не завершено. Как пишет издание «Украинская правда», «Управляющая компания «Брянский машзавод» еще в апреле 2010 года выиграла суд против ФГИ – и теперь государство должно возместить инвестору деньги за покупку завода не в гривнах, а в долларах. На момент покупки завода в 2007 году 292,5 млн. грн. были эквивалентны $58 млн. По нынешнему же курсу – это больше 459 миллионов гривен. Из-за девальвации гривны разница составила более 167 миллионов гривен, и россияне не желают брать ее на себя. «УП» пишет, что покупатели завода продемонстрировали журналистам платежку, которая подтверждает, что деньги за завод перечисляли в долларах.
В начале 2010 года в Украине сменилась власть, и Фонд Госимущества выставил на продажу 76% акций ОАО «Холдинговая компания «Лугансктепловоз». Проведение конкурса запланировано на 15 июня.
В мае вице-премьер-министр по вопросам экономики Сергей Тигипко заявил, что достигнуты предварительные договоренности об участии российских компаний в украинской приватизации нескольких украинских компаний, среди которых – ХК «Лугансктепловоз».
Уже в начале месяца стало известно, что Фонд госимущества Украины (ФГИУ) принял три заявки на покупку «Лугансктепловоза». Всего же договоров о конфиденциальности было заключено 7 (5 с отечественными компаниями и 2 – с иностранными).
Стартовая стоимость пакета акций составляет 400 млн. грн. То есть фактически «Трансмашхолдингу» не придется ничего доплачивать – за завод (исходя из апрельского решения суда) они заплатили уже в 2007 году.
Впрочем, допуск к конкурсу украинских компаний и явная лояльность властей и руководства самого предприятия к российскому инвестору – «Трансмашхолдингу», может говорить о том, что одним днем – 15 июня – судьба завода снова не решится. По данным той же «Украинской правды», из 4 известных претендентов на «Лугансктепловоз» 3 так или иначе относятся к группе «Приват», а значит – судебной войны не избежать.
ПРОДАТЬ ЗА 10 МИНУТ
Конкурс по продаже 76-процентного пакета акций ОАО «ХК «Лугансктепловоз» стартовал в 10-30 утра во вторник, 15 июня. К торгам были допущены две компании – российский «Брянский машиностроительный завод», входящий в «Трансмашхолдинг», и украинское «Сумское НПО им. Фрунзе», принадлежащее группе «Энергетический стандарт» Константина Григоришина.
Сначала председатель конкурсной комиссии объяснил собравшимся, почему к конкурсу не была допущена третья компания, претендовавшая на право поучаствовать в продаже завода. По официальной версии, компанию «Мантара холдинг» (Кипр) Фонд вынужден не допустить потому, что она не предоставила два важных документа, которые были предусмотрены действующим законодательством. Во-первых, отсутствуют сведения об источниках поступления средств для приватизации государственного имущества, которое приватизируется иностранным инвестором, как это предусмотрено Законом о приватизации государственного имущества.
Во-вторых, аудитором Украины не подтвержден аудиторский вывод к финансовому отчету иностранного инвестора, сделанный аудитором иностранного государства, который иностранный инвестор должен предоставлять при официальном его представлении учреждению, организации или субъекту ведения хозяйства Украины.
Затем члены комиссии ФГИУ изучили предложения претендентов по развитию предприятия.
Сам аукцион начался в 11 утра. Стартовая цена завода, как известно, составляла 400 млн. грн. – за эту сумму и предложил купить предприятие участник №1 – Сумское НПО им. Фрунзе. Следующий шаг сделал участник №2 – Брянский машзавод (входит в «Трансмашхолдинг»), предложив 410 млн. грн. На этом торги, собственно, и закончились. После заявки «Трансмашхолдинга» участник номер один предложений не делал. Комиссия закрыла торги и признала их действительными.
Тем временем Компания «Мантара Холдинг» заявила о противоправных действиях Фонда государственного имущества по ее недопуску к участию в данном конкурсе. Компания, зарегистрированная на Кипре и подконтрольная Игорю Коломойскому, заявила о том, что о недопуске к конкурсу была проинформирована 14 июня вечером, уже после окончания рабочего дня, и заявила, что оспорит результаты конкурса в суде.
В свою очередь первый заместитель гендиректора «Трансмашхолдинга» Анатолий Мещеряков сказал, что компания ожидает скорейшего подписания договора с Фондом госимущества Украины по «Лугансктепловозу». По его словам, цена изменилась столь незначительно из-за нежелания их конкурента торговаться.
А вот в самом Фонде госимущества признают, что продешевили – по словам председателя Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ) Александра Рябченко, цена на завод могла бы подняться до 500 млн. грн.
«Не было сделано ни одного шага, и потому ФГИУ вынужден был продать завод за 410 млн. грн, поскольку это была самая высокая цена из предложенных участниками конкурса», – сказал он.
По его мнению, «Лугансктепловоз» должен был стоить больше. «Думаю, что сумма могла бы достичь 500 млн. грн.», – сказал А.Рябченко.
Глава правления «Лугансктепловоза» Виктор Быкадоров уверен в легитимности проведения конкурса и доволен его итогами. «Я рад, что конкурс состоялся, и теперь совместно с «Трансмашхолдингом» мы начнем совместную работу, и завод будет иметь хорошее развитие», – подчеркнул он. Планы на будущее у Быкадорова также оптимистичные – он рассчитывает на то, что завод будет загружен из-за значительных потребностей в подвижном составе российского рынка, обещал в течение полугода погасить все долги по зарплате и высказал надежду на «хорошее развитие вместе с инвестором».
Однако несмотря на то, что в «конкурсе» победил инвестор, на стороне которого неприкрыто выступали и региональные власти, и руководство завода, можно быть уверенными, что в приватизации предприятия точка не поставлена. И, как показывает практика история того же «Лугансктепловоза» может годами решаться в судах.