Луганщина в “зеленой” зоне: какие изменения и что происходит на КПВВ
Фото Восток SOS
Узнали, как на Луганщине соблюдают правила карантина, что происходит на линии разграничения и какую проблему видят правозащитники
Луганская область по-прежнему остается самым “здоровым” регионом в Украине. Тут всего 147 лабораторно подтвержденных случаев коронавируса, один пациент умер, 116 уже выздоровели. Закономерно, что регион находиться в так называемой “зеленой” зоне уровня безопасности по эпидемическим показателям.
Как придерживаются карантина в нынешнем областном центре и что происходит на линии разграничения — узнал Восточный вариант.
“Карантин? Нет, не слышали”
Фото автора
Когда на термометре за 30 и дышать в маске становится тяжело, на улицах Северодонецка отыскать человека с этим защитным “девайсом” на лице отнюдь непросто.
Исключение составляет только общественный транспорт, где на входе кондукторы уже как мантру повторяют “Масочки, надевам масочки”, а пассажиры на остановках занимают очередь, ведь в салон пропустят только определенное количество желающих уехать.
Фото автора
Фото автора
А также крупные магазины и супермаркеты, где за соблюдением правил масок приглядывают охранники, а на кассе товар покупателям без маски просто не пробьют.
На рынках же ситуация иная. В утренней толпе маски мелькают редко, да и сами продавцы не всегда в них.
Фото автора
“Да вы представляете, в жару несколько часов в этом наморднике? Да я быстрее сознание потеряю!”, — возмущается одна из продавщиц.
Фото автора
Фото автора
В то же время, 6 августа областная комиссия ТЭБ и ЧС утвердила изменения противоэпидемических мер, принятое правительством. Так, запрещается:
- пребывание в общественных зданиях и сооружениях, общественном транспорте без надетых средств индивидуальной защиты, в частности, респираторов или защитных масок;
- на улице без документов, удостоверяющих личность, подтверждающих гражданство или специальный статус, без удостоверения о взятии на учет бездомного лица;
- самовольно оставлять места самоизоляции, обсервации.
В этот же день в области зафиксировали рекордное количество заболевших: 11 человек. Это жители Северодонецка, Попасной, Лисичанска, Крмеенной и Новопсковского района.
Впрочем, даже на официальных фото, размещенных на ресурсах Луганской областной государственной администрации, можно заметить, что чиновники не всегда придерживаются этих правил.
Фото Луганской ОГА
Например, на представлении глав ВЦА Северодонецка и Лисичанска без масок как глава ОДА Сергей Гайдай, так и новоназначенные руководители Александр Стрюк и Александр Заика.
Фото Луганской ОГА
Полцарства за смартфон
Местом массового скопления людей является и КПВВ в Станице Луганской, который остается фактически единственным стабильно работающим на Донбассе. Ежедневно тут в обе стороны пересекают линию разграничения 1800 человек.
Фото Алексея Липовецкого
С начала августа возникла определенная путаница. Так, в конце июля СМИ облетела новость о том, что с 1 августа люди, которые следуют из ОРДЛО, уже не должны устанавливать приложения “Дий дома” и проходить двухнедельную самоизоляцию. Такие изменения предусматривает постановление Кабинета министров Украины №641 от 20 июля 2020 года.
Фото автора
Стоит добавить,что с этим приложением у многих возникали сложности, не говоря уже о том, что многие пожилые люди просто не имели с собой смартфонов, чтобы его установить. Например, в той же Станице Луганской женщина отдала золотые серьги за смартфон с установленным приложением. Вернуть украшение ей помогли украинские пограничники.
Отмена обязательной самоизоляции могла бы стать хорошей новостью для пересекающих линию разграничения, но уже 31 июля в штабе ООС уточнили: соответствующим указом командующего все же устанавливается, что “граждане, которые следуют с временно оккупированной территории Украины, будут проходить бесконтактный температурный скрининг и опрос на тему контактов с больными COVID-19. Стоит также учитывать, что граждане Украины (кроме тех, кто прибывает для участия в ЗНО) будут пропускаться только при условии прохождения самоизоляции с использованием сервиса “Дий вдома” или обсервации”.
Мышеловка для невнимательных
Фото Алексея Липовецкого
Поверив первым новостям, жертвой обстоятельств стал житель временно оккупированной территории Алексей. Мужчина “застрял” на КПВВ “Станица Луганская”, куда приехал вообще без телефона.
“Мою девушку пропустили, а меня нет. Сказали, пусть родственники или друзья привезут телефон для установки приложения. Я попытался вернутся обратно в Луганск, но меня тоже не пропустили, так как я прописан не в Луганской, а в Донецкой области. На меня посмотрели “квадратными глазами”, хотя я этот блокпост проезжал буквально полчаса назад”, — рассказал Алексей. Добавил, что его случай — не единственный.
“В исключительных случаях, когда нет возможности установить приложение “Дий вдома”, пограничники вызывают Нацполицию. Человека пропускаем и уже полицейские принимают решение касательно него”, — говорит помощница начальника Луганского погранотряда Неля Доценко.
Фото автора
В ближайшее время на КПВВ Луганская обладминистрация анонсировала появление мобильного пункта для прохождения ПЛР-тестирования на коронавирус.
“В случае получения негативного результата это позволит не прибывать на самоизоляции”, — подчеркнул председатель ОДА Сергей Гайдай.
Частным образом в области ПЛР-тесты делает лаборатория “Фармбиотест”. Такой анализ стоит 1 200 гривен.
Что думают правозащитники?
Правозащитные организации, которые помогают жителям Донецкой и Луганской области, обратились к Командующему ОС Владимиру Кравченко и Премьер-министру Украины Денису Шмыгалю, в связи с нарушением прав человека при пересечении линии разграничения.
Они призывают:
1) обнародовать текст приказа Командующего ООС об уточнении порядка пропуска лиц и транспортных средств через линию разграничения, а также предоставить обоснование оснований такого решения, условия и сроки такого ограничения;
2) урегулировать порядок пересечения линии разграничения в Донецкой и Луганской областях, в условиях карантина, без применения дискриминационных норм в отношении граждан Украины, проживающих на временно оккупированных территориях
Анастасия Дашко, Восточный вариант