Луганщина после Партии Регионов: консервация или смена ориентиров?
Крушение режима Виктора Януковича и его бегство из странынанесло фатальный удар по самой влиятельной политической силе Востока Украины –Партии Регионов. Стремясь остаться в легальном политическом поле, регионалыустами лидера парламентской фракции Александра Ефремова объявилиоб уходе в оппозицию и отреклись от Януковича. Еще один влиятельный регионал Сергей Тигипко объявил о грядущемобновлении партии и «очищении» ее от влияния олигархов. Точки расставит съездПартии Регионов, намеченный на 29 марта (его переносили уже несколько раз).Однако уже сейчас ясно, что негатив, связанный с бывшей властью, будет довлетьнад олицетворявшей ее партией.
Одним из бастионов ПР в Украине была Луганская область.Партию Регионов здесь поддерживали как «от души» - как выразителей интересовДонбасса, так и потому что это была «партия начальства». Однако уже выборы 2012года показали, что кредит доверия луганчан не безграничен – ПР значительнопотеряла в электоральном весе (57%, против 74%, набранных в 2006 году), на двухмажоритарных округах провалились ее выдвиженцы (вдобавок личные ставленникиЕфремова).
В период политического кризиса 2013-2014 года луганчане, вбольшинстве отрицательно отнесшиеся к событиям в Киеве, тем не менее, несплотились в поддержку ПР. Наоборот, ее представителей (включая Януковича)считали непоследовательными, трусливыми политиками, предавшими своихизбирателей. При типичных для Донбасса рассуждениях о «руке Запада» и«бендеровцах», как движущих силах Майдана, рядовые луганчане одновременно неотрицали того, что причиной революции стала порочная политика представителейвласти, направленная на личное обогащение.
Сейчас Партия Регионов по-прежнему контролирует областнойсовет и горсовет Луганска, а также органы местного самоуправления в области, ноясно, что электоральная карта будет изменяться не в ее пользу. Между тем, вэтом году предстоят президентские и местные выборы, а может, и внеочередныепарламентские.
Главным претендентом на занятие оставленных ПР позиций наЛуганщине традиционно претендуют «заклятые друзья» регионалов – коммунисты.После 2004 года Партия Регионов полностью перетянула на свою сторонумногочисленный электорат коммунистов. С 2010-м КПУ начала активно отвоевыватьсимпатии луганчан – на мэрских выборах 2010 года городским головой областногоцентра едване стал коммунист Спиридон Килинкаров, на парламентских выборах в 2012-мкоммунисты существенно отщипнули электорат регионалов.
Во время политического кризиса 2013-2014 года коммунисты,ритуально осуждая Майдан и новую киевскую власть, тем не менее, стремятся несветиться в сепаратистском движении т.н. «русской весны», покрайней мере, под своими знаменами. Таким образом, с одной стороны, онирасчищают себе электоральное поле от разного рода пророссийских экстремистов(типа ПСПУ), лидеры которых все чаще становятсяфигурантами уголовных дел, с другой -способствуют ослаблению гегемонии луганской организации ПР и ее лидераЕфремова, открыто не вмешиваясь в разборки между «ефремовцами» и Киевом.
Легко предположить, что коммунисты могут «оседлать»протестные настроения луганчан, сменив «триколоры» на красные знамена (во времяодного из захватов ОГА протестующими, над зданием очень символично ужеподнималось красное знамя). Это вполне легко сделать, так как пророссийскиесимпатии луганчан густо замешаны на ностальгии по СССР. Если изъять излуганского «Антимайдана» откровенных наемников, используемых Россией, и местныхрусских националистов, то его социальная база – это типичные избиратели КПУ –пенсионеры, дезориентированные и озлобленные бюджетники, люмпены.
Захватив власть над протестным движением, добавив в еголозунги антикапиталистической демагогии, коммунисты могут вполне шантажироватьКиев в случае попыток запрета Компартии, а если до этого не дойдет, тосохранить позиции в парламенте и укрепится в местных органах власти.
В пользу КПУ работает тот фактор, что у Востока Украины нетнового политического лица, прежняя власть активно поработала над тем, чтобызадавить и дискредитировать все возможные альтернативы своему безраздельномувластвованию в Донбассе. А непопулярное правительство «партий с Майдана» недобавит очков луганским представителям бывшей оппозиции. «Батькивщина», «Удар»и «Свобода» прогнозируемо останутся в рамках своего избирательного гетто впределах 10% избирателей (примерно столько они набрали в сумме на выборах 2012года).
Несмотря на широко пропагандируемый в российских СМИ подъемрусского самосознания в Украине, ожидать создания в Луганском регионе мощной«русской» партии также не приходится ровно по тем же причинам, по которым нестоит ждать здесь роста популярности украинских националистов. Донбасс –космополитический регион, где к любым проявлениям национализма относятсянегативно. Нынешняя вспышка любви к триколорам, скорее, форма агрессивногопротеста против националистов в киевской власти, а не сознательный выборроссийской стороны (как в Крыму).
Несомненно, что Киев постарается для удержания ВостокаУкраины вести здесь свою политическую игру – вполне стоит ждать появлениятехнологических проектов, направленных на донбасскую аудиторию с привлечениемпредставителей местной элиты в качестве фронтменов. Желающих поучаствовать втакого рода «политпроектах» будет предостаточно, вспомним хотя бы скандальнозасветившуюся на выборах 2012 года «командуШахова», оппонировавшую ПР на нескольких мажоритарных округах в области.Активно пиариться на Луганщине будет и заявивший о президентских амбицияхскандальный нардеп Ляшко.
Однако, без встречного отклика со стороны луганчан этипроекты прогнозируемо обречены на провал. Пример из прошлого – партия«Відродження», которую в 2006-м пытались использовать для оттягивания голосов от ПР ( с ней былисвязаны экс-губернатор Луганской области Фоменко и ныне покойный угольный«генерал» из Ровенек, нардеп Астров-Шумилов), набрала в итоге меньше одногопроцента голосов.
Между тем, крушение старого режима и неопределенностьфизиономии нового может быть хорошим шансом для обновления затхлогополитического климата Луганской области.
Политическим успехом у луганчан, и шире - жителей Донбасса, вполне может пользоватьсяполитическая сила, которая возьмет на вооружение идеологию социал-демократии –социальное государство, защиту интересов наемных работников, экологическиетребования. На сегодняшний день подобной партии в украинском политическомспектре просто нет. Противопоставив идеи социальной справедливости и«велфэр-стейт» «советской» демагогии КПУ и «олигархическому патернализму»Партии Регионов, можно добиться впечатляющих результатов в той же Луганскойобласти.
Наш регион слишком беден для того, чтобы поддерживатьлиберальные партии для среднего класса, слишком этнически разнообразен, чтобыпринимать идеи национализма, даже в мягких национал-демократических формах,единственная приемлемая перспектива для Луганщины – это умеренная левая идея.Именно через социал-демократию возможно и примирение жителей Донбасса сперспективами евроинтеграции и связанной с ней системой ценностей. ВедьЕвромайдан не был воспринят луганчанами прежде всего из-за отсутствия у негосоциальной повестки, требований экономических перемен.
Кадровый потенциал для подобной партии также формируетсялогикой политических процессов в области– в числе возможных лидеров такого движения могут быть представители «третьегосектора», независимых профсоюзов, творческой и научной интеллигенции. Все те,кто исключен из нынешней политической системы представителями бюрократии исросшегося с ней бизнеса. И в оздоравливающем влиянии которых она нуждается. Неслучайно самым активным и заметным явлением луганского Евромайдана былГражданский сектор, основывавшейся в своей деятельности на «левых» ценностях –солидарности, самоорганизации, ненасильственном протесте.
К сожалению, политические процессы не всегда согласуются слогикой разумного выбора. Иррациональные страхи жителей региона, манипуляции российскойпропаганды и ее местных подпевал легко могут законсервировать Луганщину вкачестве вечного «украинского Мордора», по-прежнему выдвигающего в свои вождидеятелей, от которых воротит бОльшую часть страны.