«Культурная революция возможна, если будет гражданская война»
«Восточный вариант» продолжает цикл публикаций «Сквозь 20 лет: Украина сегодня».
В рамках проекта будут опубликованы очерки и интервью людей разных возрастов. Главная тема – итоги «двадцатилетки» независимости государства. Состоявшиеся политики, общественники, бизнесмены расскажут о своих мечтах образца 1991-го и реалиях в 2011-м, а молодежь, «дети перестройки» – о том, какой они видят Украину сейчас и какой будут строить ее дальше.
Читайте: «Об Украине. Нашей и не нашей»,
«Я из тех, кто «развалил СССР»
«Часи тоталітаризму минули, проте уряд чеснішим не став»
«Лично я, как настоятель храма, всегда ожидаю очередные выборы»
«Каждый раз историю пишут заново. И это правильно!»
«Независимость - это и есть мы»
После многолетних запретов и дозированной правды на страницах газет и журналов во время перестройки началась публикация негативных фактов советской истории, критика пороков системы. В первые годы преобладали мотивы возвращения к «чистому ленинизму». Лидером в создании новой ленинианы «с человеческим лицом» стал драматург М.Ф. Шатров (пьесы «Дальше... Дальше... Дальше...», «Диктатура совести»). Критику сталинской модели социализма подхватили «шестидесятники» — представители реформаторской части советской интеллигенции, чье мировоззрение сложилось под влиянием XX съезда КПСС. Политика гласности и фактический отказ от цензуры стимулировали процесс переосмысления пройденного пути. Стали публиковаться ранее не доступные даже специалистам документы, были открыты многие засекреченные фонды архивов. В журнале «Новый мир» были опубликованы главы из романов А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» «Красное колесо», «Раковый корпус». В «толстых» журналах, тиражи которых выросли в 34 раза, печатались воспоминания бывших узников ГУЛАГа, очерки «Непридуманное» Л.Э. Разгона, повесть «Черные камни» А.В. Жигулина, документальный роман О.В. Волкова «Погружение во тьму». Многие произведения художественной литературы, где документ заменил вымысел, оказались по своему эмоциональному накалу даже сильнее публицистических текстов. Прием «шоковой терапии» (о терроре 1930х гг., ужасах лагерей и насилии в годы коллективизации) активно использовали писатели А.Н. Рыбаков (романы «Дети Арбата», «1935й»), В.Д. Дудинцев («Белые одежды»), Д.А. Гранин («Зубр»), Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев. Новые оценки советской истории были даны в докладе Горбачева к 70-летию Октябрьской революции «Великий Октябрь и перестройка: революция продолжается».
Процесс переосмысления советского прошлого вышел далеко за рамки курса, проводимого реформаторским ядром КПСС с целью «улучшить» социализм, провести десталинизацию общественной и идеологической жизни, ввести «социалистический плюрализм». Опубликованные документы, правда о многочисленных преступлениях режима сломали все ограничения, привели к «деленинизации» и развенчанию в глазах части общества самой коммунистической идеи. В конце 1980х гг. своего читателя нашли проза А.П. Платонова «Котлован», «Ювенильное море», «Чевенгур», повести «Собачье сердце» М.А. Булгакова и «Пушкинский дом» А.Г. Битова, романы Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», Е.И. Замятина «Мы», В.С. Гроссмана «Все течет», Ю.В. Трифонова «Исчезновение» и многие другие.
В стране развернулась полемика между либерально-демократическим и консервативным течениями. Национал-патриотические идеи, как духовную оппозицию западному влиянию, поддерживали писатели Ю.В. Бондарев, В.И. Белов, В.Г. Распутин, журналы «Наш современник» и «Молодая гвардия», газеты «Правда» и «Советская Россия». Несмотря на явные признаки политической конъюнктуры, критиков и защитников старой системы объединяло стремление найти выход из той тупиковой ситуации, в которой оказалась страна, искренняя обеспокоенность будущим страны. Источник – Публичная историческая библиотека
Юлия (творческий псевдоним – Fanta), 22 года,
поэтесса, редактор
- Легко ли быть молодым?
- Молодым быть очень забавно. Мест для самореализации немного, поэтому приходится что-то выдумывать. В Луганске мало чем можно заняться в творческом плане. Для меня как писателя, редактора, реализация - это искусство. Что я могу сделать в Луганске как редактор? Перспектив для себя и будущего я тут не вижу. То есть, конечно, я могу устроиться в какую-нибудь контору и толстым мужикам редактировать их документы…
- …и мемуары…
- Они украинского не знают, а я хорошо знаю… Мой знакомый, например, устроился в ГАИ. Но это не искусство. Ситуация унылая, конечно. Планирую ехать работать в Харьков или Киев.
- Каково место писателя в современном мире?
- Сейчас писательство даже не сторонний заработок, а хобби: ты можешь быть шикарным писателем, гениальным - хотя в современности ни одного гения я не встречала, - но литературой не сможешь… Можно заработать редакторской, культурной деятельностью, в организациях работать – бабки зашибать, а в чистой литературе деньги заработать – архисложно… Раньше поэты собирали стадионы, были теми, кто диктовал манеру жизни…
- Возможен ли Ренессанс литературы сегодня?
- Очень сомневаюсь. Переплетаются виды искусства: поэзия, музыка, видео… Мы в таком веке живем, когда зомбоящики захватили умы, и, к сожалению, оказывают слишком большое влияние… А раньше, когда их не было, попросту нечего было делать. Был театр… Вспомним Маяковского, он тоже выступал в театрах… Телевизоров не было, кино только зарождалось, и люди ходили в театр, получали эмоции там.
- Нужно ли бороться с засильем коммерции в литературе?
- Я принципиально не читаю современных писателей, люблю классику. История сама сделала выбор, отсеяв зерна от плевел, потрясающие вещи оставив. Я думаю, что отсеется шелуха, останется лучшее. А из «спланированных» знакомств с современными произведениями приятного осталось мало.
- Какие моральные ценности есть у молодежи сегодня?
- «Я» выходит на передний план. Люди боятся заводить семью, не имея гарантий. По поводу засилья быдла… Таких людей во все века было достаточно. Сейчас мы имеем дело с видоизмененными ценностями. Да, они не похожи на аналоги XIX века.
- Среди пишущих людей есть мнение, что журналистика – низкий жанр, в отличие от литературы.
- Возьмем, к примеру, журнал «ШО»: в нем – много публицистики. Я безумно люблю публицистику. Если говорить об информации… Конечно, заметки – это не искусство, газета живет один день. Для писателя главное – эмоции, постоянно новые эмоции. Если писатель проведет год взаперти, ничего хорошего он не напишет. Он постоянно получает информацию, может увидеть какую-то маленькую деталь, которая даст ему мысль.
- Поговорим о современной политике…
- Сейчас мы пожинаем плоды деятельности пятой колонны. Социализм, в целом, был хорошей идеей. Конечно, после мировой войны были сложные времена, но начались здоровые тенденции. Хотя Сталин, конечно, плохой был дядька. Огромную роль сыграла пятая колонна: агенты США, которые сидели в идеологических «храмах» СССР и занимались внедрением извращений марксизма-ленинизма, выдвигая на первый план идеологию, причем выдирая цитаты из контекста, опровергая новые достижения в науке… В это же время, например, запретили развитие генетики. Почему? Потому что она доказывала, что человека формирует не общество, а гены, что подрывало устои власти. То есть, образно, человек уже рождался диссидентом. Такая версия властью была названа, конечно, чушью. Довели до упадка науку, а «извращенцам» давали ход. Сейчас тенденция сохранилась – люди не идут в науку.
- В каком положении сейчас умный человек?
- Раньше было престижно быть умным. Сейчас говорят: «Че, ты умный?», «интеллигент» стало ругательным словом. Опять-таки, пожинаем плоды действий пятой колонны: не престижно быть умным, интеллигентным, делать открытия…
- Ты хотела бы уехать из страны или остаться?
- Уехать бы не хотела, хотела бы попутешествовать, годик провести в Японии, там классные люди. Такие классные инопланетяне. Хотела бы познакомиться с их менталитетом.
- Хочешь добиться чего-то творчеством?
- Считаю, что своей жизнью я капну в чашу, и она обязательно перельется. Я хотела бы, чтобы наши люди, особенно молодые, – взрослых уже не изменить, наверняка, - росли умнее и культурнее.
- Возможна ли культурная революция сегодня?
- Культурная революция возможна, если будет гражданская война. Если брать мировой процесс… Ведется информационная война. Она куда более прибыльна. Сейчас того, кого раньше убивали, используют, а люди даже не подозревают. Если произойдет гражданская война, будет полный хаос, только тогда будут заново все строить. Всегда после страшнейшей разрухи вспоминают о сочувствии, взаимопонимании, о добре. Вот как с нищими: зачем сочувствовать бабушке, если она, может, этим зарабатывает?.. Когда все относительно неплохо, нет и стимула помогать. А когда пулемет закрывают грудью – в страдании, хаосе, обнажаются чувства… Боль – катализатор светлых чувств человека. И если взорвутся все телевизионные экраны… Люди будут собираться вместе, и вновь зародиться театр, музыка, литература.
Читайте: «Да, лучше вернуться в СССР»
«Украинские люди более открыты»
«У нас ментальность – каждый сам за себя»
«Созидание – вот главный атрибут героя нашего времени»
«С ума можно сойти: в отделении 60 человек лежит, и у каждого – рак»
«Слушаю советы и поступаю наоборот»
«Я начал задумываться, чего я хочу как душа»
«Мне нравится, что у меня есть много возможностей»
«Лично я, как настоятель храма, всегда ожидаю очередные выборы»
«Однозначно тяжело найти себя»
«Стать мужчиной» - за этим в армию уже практически не идут»
«Нельзя однозначно сказать, где лучше – в США или в Украине»