КРАСНОДОН: НА «НИЗКОМ СТАРТЕ» НИКОГО НЕТ
«Восточный вариант» начинает серию публикаций, посвященных грядущим выборам в органы местного самоуправления. И хотя можно с уверенностью говорить о тотальном доминировании Партии регионов в Луганской области – также можно прогнозировать и то, что политический ландшафт региона будет меняться. Как именно – будет видно уже с начала избирательной кампании.
Серию публикаций мы начинаем с анализа ситуации в г. Краснодоне – ближайшем к Луганску городе, находящемся на пересечении транзитных и контрабандных путей, и городу, из которого выросли несколько влиятельных нардепов. Сейчас он находится в стороне от большой политики, однако в ходе ближайших выборов станет полем столкновений разных политических интересов.
В Краснодоне есть несколько групп влияния, которые имеют интересы, ресурсные и финансовые возможности для влияния на исход местных выборов в городе. К этим группам можно отнести, в первую очередь, менеджмент «Краснодонугля», братьев Виктора и Олега Кирилловых, бизнесменов, которые контролируют нелегальную угледобычу, а также контрабандистов и местную бюрократию.
Вполне очевидно, что основную массу депутатов Краснодонского городского совета вне зависимости от избирательной системы составят члены Партии регионов. Но весь вопрос в том, какие группы влияния будут представлять они. С будущим мэром города сложнее: сейчас практически никто не сомневается в том, что Юрий Баклагов будет баллотироваться на третий срок и имеет высокие шансы на победу, однако не факт, что он победит. Вполне возможно, что другой человек при поддержке групп влияния, пострадавших от неумелой политики действующего мэра, выиграет выборы. Мы предлагаем проанализировать местный политикум. Начнем с анализа основных групп интересов в городе и их возможном участии в выборах.
«КРАСНОДОНУГОЛЬ»
Крупнейшее предприятие в городе всегда будет неравнодушно к местной власти. Потому что от нее зависит целый ряд важных вопросов.
Во-первых - земельные. Арендуя десятки, а то и сотни гектаров земли, предприятие заинтересовано в том, чтобы платить за это по минимальным ставкам. Сейчас маловероятно, что кто-либо сможет заставить угольный холдинг платить не 3%, а все 12% арендных платежей. И оппозиционный к «Краснодонуглю» мэр может серьезно накалить обстановку – безопаснее контролировать местную власть.
Во-вторых, у угольных предприятий всегда много проблем экологического характера. Противостояние с местной властью на этой ниве может также привести к дополнительным расходам и проблемам.
В-третьих, важную роль играет лояльность работников, которую легче обеспечивать с помощью местной власти, проводя праздники и иные мероприятия.
Также не следует сбрасывать со счетов интересы самого топ-менеджмента. Некоторые руководители имеют бизнес-интересы, конвертируя свое влияние в деньги. Для них не все равно, кто и как будет регулировать бизнес в городе.
Скорее всего, «Краснодонуголь» поддержит некоторых кандидатов в мэры, не исключено, что из числа заместителей руководителя холдинга. В зависимости от итоговой предвыборной конфигурации, поддержанный холдингом кандидат (или кандидаты) могут сыграть противоположную по результатам роль: либо ослабить электорат действующего мэра, либо наоборот растянуть протестный электорат, дав возможность Юрию Баклагову победить, пускай не абсолютным большинством (свыше 50% голосов), так хотя бы относительным – набрав больше, чем другие кандидаты.
Переоценивать влияние «Краснодонугля» все же не стоит. Президентские выборы-2010 показали, что админресурс угольной промышленности не работает: сколько денег не вливала Юлия Тимошенко в кризис в углепром, сколько не заставляли голосовать за нее – и 10% не набрала. Весь фокус в том, что для рядовых шахтеров угольное руководство – скорее враг, чем авторитет.
ФАКТОР КИРИЛЛОВЫХ
Влияние старшего брата – Виктора Кириллова было едва ли не решающим в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Кроме мощного бизнеса и «авторитета» (в том самом понимании 1990-х), этот политик выделялся железной волей и трезвым расчетом. В отличие от других ребят, «просыпающихся» перед выборами, он содержал команду людей, готовых заполнить избирательные комиссии и серьезно повлиять на результаты избирательных кампаний. Такой подход позволил в 2002 году «свалить» народного депутата Украины Эдуарда Коломойского в одномандатном избирательном округе.
Но внимание старшего брата Кириллова уже практически не затрагивает Краснодон – он стал бизнесменом и политиком всеукраинского масштаба, живет в Киеве. И решающую роль в этом сыграл не статус нардепа, а назначение в последнем правительстве Виктора Януковича руководителем Департамента избыточного имущества Министерства обороны. Того самого департамента, который распродает и раздает не сотни, а тысячи гектаров земельных участков военных городков, таких, например, как находящийся недалеко от моря в г. Одесса участок бывшего Института сухопутных войск.
Со временем большая часть бизнеса переместилась в Луганск и в Киев. Поэтому Краснодон – далеко не первый, и даже не второй приоритет у братьев. Все-таки в потенциально депрессивном городе удачливым и эффективным бизнесменам делать нечего. Младший Кириллов – Олег - пока является депутатом Краснодонского городского совета, но скорее всего не будет принимать активного участия в предстоящей местной избирательной гонке.
НЕЛЕГАЛЬНЫЕ УГОЛЬЩИКИ И КОНТРАБАНДИСТЫ
Умерший в январе 2009 года народный депутат Валерий Букаев имел все шансы стать" покровителем" Краснодона, но сейчас значительная часть его луганского и краснодонского бизнеса распродана.
Сейчас контрабандисты имеют и деньги, и возможности, однако недостаточно мотивированы участвовать в гонке за власть в городе – их бизнес зависит от правоохранительных органов и лишь немного от районной власти. Город – на периферии таких бизнес-интересов. Маловероятно, что будет отдельный кандидат от этой бизнес-группы. Скорее всего, что они смогут поддержать кого-то из нужных кандидатов в обмен на решение земельных вопросов или получение доступа к Луганскому областному совету (к примеру, избранию по мажоритарному округу) для получения влияния на согласование добычи полезных ископаемых по легальной схеме.
Нет «своего» политика и у местных контрабандистов – хотя, впрочем, их бизнес напрямую от местной власти не зависит. Впрочем, после того, как на ул. Красноармейской (в прошлом – значимой городской магистрали) перевернулся бензовоз и ее закрыли для автомобильного движения, с трафиком по городу существуют проблемы.
Кроме того, в Краснодоне помнят и еще об одном влиятельном выходце из этого города. Заместитель прокурора Луганской области Анатолий Рева считается человеком, который сохранил влияние на город, в том числе, на силовиков в нем. И хотя политиком Реву назвать сложно, его влияние в городе также стоит учитывать.
МЕСТНАЯ БЮРОКРАТИЯ
Местная бюрократия сейчас завязана на действующего мэра, который разумно набил список Партии регионов в Краснодонский горсовет учителями-врачами и прочими бюджетниками (их в списочном составе депутатов большинство). Но если появится сильный кандидат – и действующего мэра благополучно «сольют». Да и нет в этой группе однородных интересов – ее члены скорее конкуренты друг другу, борющиеся за распределение скудных ресурсов города.
Проблема города Краснодона – в его туманном будущем. Альтернативы развития (без «Краснодонугля», нелегальной добычи угля и контрабанды, которые рано или поздно, сойдут на «нет») никто не предлагает. А на одном музее «Молодой гвардии» долго пиариться не получится.
Близость границы с Россией вкупе с международной автомагистралью Лиссабон – Пекин (советская трасса Кишинев - Волгоград) дает мизерный, но все-таки шанс найти себя после исчерпания «угольной темы». Можно развивать приграничные логистические центры и складские центры, добиться инвестиций на какое-либо производство. Но для этого необходимо, к примеру, привлекать техническую помощь Европейского Союза (как в соседнем Свердловске) и вести кропотливую работу по поиску идей для инвестирования и созданию условий для их реализации инвесторами. Однако кандидатов, способных предложить такое избирателям города Краснодона на ближайших выборах, пока не видно.