КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЙ СВЕТ
«Восточный вариант» продолжает публиковать цикл статей, посвященных правовому просвещению потребителей жилищно-коммунальных услуг. В этих публикациях будем анализировать соответствующее законодательство и варианты поведения при возникновении определенных распространенных ситуаций, основанные на нем. Сегодня проанализируем порядок отключения абонентов от электрических сетей вследствие задолженности за электроэнергию.
В условиях экономического кризиса снизился уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Можно, конечно, согласиться с простым аргументом предприятий этой сферы: получил услугу – плати. Однако этот довод не «кроет» множество проблем: неисполнение предприятиями жилищно-коммунальной сферы обязанностей по заключению договоров об оказании услуг, низкое их качество, явно не соответствующее тарифам, а значит, и неэффективность работы предприятий и государственного регулирования природных монополий, в результате чего тарифы явно завышены и вместо снижения в условиях кризиса имеют тенденцию к повышению.
Правоотношения потребителей (населения) и поставщиков услуг по энергоснабжению регулируются в основном Законами Украины «О защите прав потребителей», «Об электроэнергетике», «О жилищно-коммунальных услугах», а также «Правилами пользования электрической энергией для населения» (Постановление Кабинета Министров Украины № 1357 от 26.07.1999 г.). Три закона устанавливают общие принципы оказания услуг по пользованию электрической энергией населением, а также баланс прав и обязанностей потребителей и поставщиков этой услуги. А разработанные Кабинетом Министров Украины Правила пользования электрической энергией для населения устанавливают более детальные нормы взаимоотношений.
Начнем с расчетов за потребленную электроэнергию. Согласно пункту 20 Правил пользования электрической энергией, абонент обязан оплатить потребленную услугу до 10 числа месяца, следующего за отчетным, если договор с поставщиком не предусматривает иных сроков. А важный вопрос съема показаний счетчика урегулирован следующим образом: потребитель сам ежемесячно снимает показания счетчика, однако поставщик услуги имеет право контролировать правильность этих данных, и сам принимает решение о снятии показаний приборов потребителя. Если абонент услугу не оплачивает в течение 10 дней с даты, обозначенной в договоре, и если до 20-го дня поставщик не получает подтверждения оплаты ,ему высылается предупреждение, и только после 30 дней просрочки платежа у поставщика появляется право отключать должника. Отключение в выходные и праздники прямо запрещено.
Обратите внимание – никто не имеет право отключить, если вы не получали по почте предупреждение о грядущем отключении электрической энергии. Если все же отключили, то это самоуправство, подпадающее под признаки деяний соответствующей статьи – 186 КоАП или ст. 356 УК, в зависимости от причиненного такими действиями вреда (в том числе морального). Правила пользования электрической энергией для населения устанавливают исчерпывающий перечень оснований для отключения потребителя от сети электрической энергии: это самовольное подключение, разворовывание электроэнергии, срыв пломбы с аппаратуры учета, нарушение сроков оплаты, отсутствие оплаты за установленный прибор учета, неисполнение предписания Госинспекции по энергонадзору и снижение качества электроэнергии по вине потребителя. И все, других причин для отключения быть не может.
Обратите внимание на сроки и порядок подключения абонента. Согласно пункту 37 «Правил пользования электрической энергией для населения», восстановить электроснабжение обязаны в течение 3-х дней в городе и в течение 7-ми дней – в сельской местности (после оплаты долгов и затрат на подключение). Если дело дошло до суда, то решение должно быть вынесено в течение 1 месяца.
Правила пользования электрической энергией для населения устанавливают и порядок оформления претензий потребителей к поставщику электрической энергии.
В случае, если у потребителя есть претензии к поставщику электроэнергии, он должен вызвать представителя энергопоставляющей компании для составления и подписания акта-претензии. Если представитель поставщика не является на вызов в течение 3-х дней в городе и 7-ми дней в селе, то потребитель может сам составить акт в произвольной форме. Если же поставщик отказывается и подписывать акт, его достаточно заверить тремя подписями потребителей или подписью представителя какого-либо органа местного самоуправления (домового, уличного, квартального комитета или другого). Далее акт направляется поставщику, который должен либо устранить недостатки, либо отказаться от этого в письменной форме. Если поставщик отказывается проверять жалобы потребителя, изложенные в акте, можно обратиться к организации, которая имеет соответствующие разрешения и полномочия, и тогда поставщик должен будет компенсировать затраты потребителя.
Такие акты жизненно необходимо составлять, если у вас «сгорели» бытовые электроприборы или компьютерная техника при скачке напряжения – акт будет одним из письменных доказательств для суда.
А теперь рассмотрим обратную ситуацию – если у поставщика есть претензии к потребителю.
Если поставщик выявил нарушения, то об этом составляется акт, один экземпляр которого вручается нарушителю, который, кстати, имеет право вносить в документ свои замечания. Потребитель может и отказаться его подписывать, что также должно быть отражено в акте, и при таком развитии событий принцип тот же – три представителя поставщика должны заверить этот документ своими подписями. После составления акта поставщик имеет право отключить потребителя от энергоснабжения и рассчитать причиненный ущерб. Размер компенсации рассчитывается по методике, утвержденной национальной комиссией регулирования электроэнергетики (НКРЭ), и если потребитель отказывается оплатить предъявленный счет, дело передается в суд.
Если вы не согласны с составленным актом – сразу обжалуйте его в суде. Потому что только суд может в порядке мер обеспечения запретить отключать вас от сети электроэнергии до рассмотрения спора по существу. Такое ваше требование суд может рассмотреть в день подачи иска либо заявления об обеспечении иска до его подачи. Почему необходимо упредить действия энергопоставщика по отключению потребителя от сети энергоснабжения? Потому, что жить без электрической энергии в квартире сложно. Поэтому отключение от сети энергоснабжения часто используется как шантаж – хочешь спорить, сиди пока без света. Это вынуждает наших граждан соглашаться с незаконными либо ошибочными актами. А в абсолютную безошибочность контролеров может верить только сумасшедший.
Богдан Бондаренко