“Воины света”: как электрики Луганщины работают на передовой
Восточный вариант провел один день с бригадой монтеров Горского МПУ, которая держит на своих плечах линию от Крымского до Катериновки
В современном мире электричество стало обязательным условием комфорта, как вода, пища, тепло, крыша над головой. И не важно, живешь ты в крупном мегаполисе или в селе на линии фронта.
Электрики “Луганского энергетического объединения” обслуживает клиентов по всей линии разграничения. Бригада монтеров Горского МПУ держит на своих плечах линию от Крымского до Катериновки. В каких условиях они работают узнал “Восточный вариант”.
Главное — безопасность
С бригадой едем ровно к 10:00 на КПВВ “Золотое”. На оккупированную территорию оно не работает. Это такой себе портал из относительно мирного Золотого в “серую зону” — Хутор Вольный, Катериновку, Золотое-4.
Едем на светло-серой “буханке” с логотипом “ЛЭО”. В машине всего три человека: водитель, мастер и монтер оперативно-выездной бригады.
Водитель Николай Куценко опытный. Знает все безопасные дороги. Знает, какие участки просматриваются боевиками, и, следовательно, тут нужно ехать быстрее. На обочину автомобиль не съезжает ни при каких обстоятельствах. Вокруг все заминировано.
“Коля сейчас у нас единственный водитель”, — рассказывает мастер Вадим Дебелый.
“Кто ушел на пенсию, кто рассчитался, кто заболел. Уже больше года Коля ездит на все выезды. Он с начала войны работает здесь. А общий стаж у него больше 20 лет”, — говорит Вадим.
Этот автомобиль часто можно встретить по всей Луганщине. Ничем не примечательный. Но тут, вблизи фронта цвет играет огромное значение, рассказывает мастер Вадим.
“Мне когда-то пригнали такую же машину, но темно-зеленого цвета. Я сразу отказался. Даже на выезд не поехали. Ждали, пока пригонят нашу серую. Здесь нужно оценивать каждый шаг, каждое действие. Зеленую машину издалека в бинокль можно спутать с военной. И тогда жди беды в виде минометного обстрела или ПТУРа”.
На КПВВ встречают представители СЦКК и ОБСЕ. Именно они согласовывают время ремонтных работ. Выбирают безопасные периоды, запрашивают “режим тишины”.
Получив все разрешения на работу, бригада выдвигается на место поломки. От КПВВ идут пешком. Сегодня нужно отработать Катериновку и Вольный. Расстояние между объектами больше 10-ти километров. С бригадой идут бойцы СЦКК. Мониторинговая миссия ОБСЕ остается в Золотом.
Все — вручную
На улице жара под 40 градусов. Бригада — в спецодежде, сапогах. У каждого в руках минимум десять килограмм груза: пояса с инструментами, бухты с кабелем, изоляторы.
“В основном, рвут провода обстрелами. Осколки буквально рубят их. Бывает в нескольких местах одновременно. Можно даже не ждать звонка диспетчера утром. Где ночью грохотало, туда и поедем. Точнее, пойдем”, — улыбается Вадим.
Из-за близости к фронту. Сюда невозможно пригнать никакую технику. Подъемник работает на дизельном двигателе. С большого расстояния его звук очень похож на бронетехнику.
“Они просто стреляют на звук. Даже не смотрят, что там работает. Пару раз так влипли — с тех пор все вручную. Так безопаснее. Жизнь — это самое главное. Используем “когти” для подъема на деревянные столбы и “лазы” для столбов железобетонных”, — говорит он.
По дороге ребята вспоминают “места боевой славы”.
“Вот здесь в феврале прошлого года мина к нам прилетела. Нас спасла сельская дорога. Она в виде насыпи. Мы просто оказались по ту сторону, и осколки полетели в другую сторону. Монтер спрыгнул со столба. Я звоню в ОБСЕ. Говорю, по нам стреляют. Они отвечают, что ничего не слышали. Говорю: нам продолжать работу? Вы гарантируете нашу безопасность? Ответ был — 50/50. Мы не стали испытывать судьбу и сразу уехали оттуда. Вернулись через день. тогда об этом многие СМИ писали”, — говорят электрики.
Сельская дорога пахнет пылью и полынью. Лают собаки. Вдалеке раздаются автоматные и пулеметные очереди. Все идут задумчивые от воспоминаний.
Мы гордимся своей работой
В мирных городах и селах работа Вадима и бригады воспринимается как что-то должное. Мы платим деньги за услугу и даже злимся, когда услугу не можем получить. Тут же работа аварийно-выездной бригады — настоящий героизм. Она одновременно и опасна, и очень нужна людям. Ведь тут, в 40-градусную жару продукты, купленные на месяц вперед, могут пропасть. А выехать за новыми проблематично просто физически, не говоря уже за деньги — у большинства их просто нет.
“На нас самые “проблемные” села: Крымское, Новотошковка, Орехово, Катериновка и другие. В сводках только они и мелькают. Иногда через массированные и длительные обстрелы не можем попасть по несколько дней. Ждем разрешения”, — рассказывают работники.
В такие моменты иногда за работу беруться местные “умельцы”. Ремонтируют сами. Порой правильно, порой приходится все переделывать.
“Мы гордимся своей работой. Страшно не бывает только дуракам. Но мы, не смотря ни на что, просто делаем свою работу”.
Александр Волков, Восточный вариант. Фото Вадим Дебелый